Версия сайта для слабовидящих

Новости

21.09.2017
21 сентября в Кировском областном Доме народного творчества прошло собрание рабочей группы уполномоченных представителей по формированию Каталога нематериального культурного наследия Кировской области «Мониторинг состояния объектов нематериального культурного наследия».
Читать далее…

Интервью

08.09.2017
В Народной галерее ОДНТ начинает работу новая выставка – «Миф и реальность семьи Барьяхтар». Об истоках семейного творчества, тенденциях развития современной живописи мы поговорили с младшим представителем творческой семьи Романом Сергеевичем Барьяхтаром.
Читать далее…

Муниципалитеты

13.09.2017
Шабалинское муниципальное казенное учреждение культуры «Районный Дом Культуры» пгт. Ленинское Шабалинского района
Читать далее…

Андрей Баскаков: "Фотография делается головой"

8 февраля в Народной галерее Областного Дома народного творчества состоялась торжественная церемония закрытия областной выставки-конкурса фоторабот «Автопортрет моей души». Выставку оценивали члены Союза художников и фотографов России. Среди них, Баскаков Андрей Иванович – председатель Союза фотохудожников России, заведующий отделом фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества (г.Москва), заслуженный работник культуры РФ. После церемонии награждения Андрей Баскаков провел пятичасовой мастер-класс, на котором рассказал коллегам об основных критериях оценки современной фотографии. Более 60 фотографов, начинающих и опытных, собрались в Народной Галерее, чтобы получить рецензию на свои работы. Кроме того, Андрей Иванович рассказал о всероссийских проектах Союза фотохудожников, о требованиях к оформлению фоторабот и созданию фотоколлекций.

Публикуем интервью, в котором Андрей Баскаков высказал мнение об уровне только что завершившегося фотоконкурса, о проблемах жанра и многом другом.

Андрей Иванович, каково ваше общее впечатление о нашей областной выставке-конкурсе фоторабот «Автопортрет моей души», тем более что в ОДНТ она проходит впервые?

 - Мои впечатления не столь радужные, как у некоторых участников, потому что мне есть с чем сравнивать. Тем не менее, с удовольствием поздравляю организатора - областной Дом творчества, с тем, что в этом уютном зале собирались люди, не только для того чтобы что-то посмотреть, но реально работать, чтобы искусство фотографии в Кировской области стало современным и востребованным.  Важно, что ОДНТ начал этот проект и процесс пошел. Народная галерея – это действительно очень хорошая площадка в центре города, которая вполне подходит для серьезных фотографических выставок. К чему я вас и призываю. Мне показалось, и это интересно, и поучительно для других регионов страны, что Дом творчества активно привлек к участию в выставке районы области. Присутствие в одном пространстве множества авторов из разных уголков региона – неплохое достижение. Как правило, выставки областного уровня собирают наиболее сильных авторов из столиц регионов, оставляя «за бортом» районную провинцию.

А уровень того, что вы увидели на выставке?

На мой взгляд, уровень выставки - низкий. Тому есть причины - слабое, как мне показалось, фотографическое образование. Это извечная проблема в нашей стране, но за последнее десятилетие во многих областных центрах появилось платное образование, которое в какой-то мере занимается фотографическим ликбезом. На разном уровне и с разным качеством, конечно. Возможно, это некоторое решение и для Кирова, благо здесь, и в Кирово-Чепецке, есть замечательные фотографы.

А что вы думаете о работах Анатолия Гулина, который завоевал Гран-При конкурса?

 - Именно этот автор, при том, что есть и другие хорошие авторы, и другие интересные работы, собрал достаточно цельную фотографическую коллекцию, в ней чувствуется авторский стиль, авторское видение.

Ваш мастер-класс собрал полсотни фотографов, которые пришли, чтобы услышать ваше мнение о своих работах, можно подвести какие-то итоги?

Многое из того, что я увидел сегодня, снято по принципу «Я тут был». Это такая «съемка проходя». Чем отличается фотограф-профессионал от любителя? Профессионал никогда не пойдет гулять просто так, он идет к цели, ищет нужный ему кадр. А любитель будет снимать всё подряд. Если вы будете бездумно щелкать кнопкой фотоаппарата, вы никогда не сможете собрать цельную авторскую коллекцию.

То, что я увидел здесь, как раз тот случай, когда люди снимают для семейного альбома, но непременно хотят показать всем. Проблем много: с отбором, с формированием коллекции, и с оформлением выставки.  Закатов и восходов на выставке – перебор, а действительно пейзажными работами можно назвать не более десятка фотографий. Имеют ценность фотографии образные, а не просто слащаво красивые.

Как вы относитесь к тому, что сегодня фотографируют все?

Это замечательно. Это историческая фиксация того, что происходит в жизни. А жизнь сама отфильтрует, а другие поколения выберут то, что им интересно. Сохранились архивы фотографов, которые работами в 60-80-е годы ХХ века для районных или областных газет.  Заглянув в эти архивы, наше поколение лучше понимает, какой была страна 3 -4 десятка лет назад, как и какими радостями жило то поколение людей.

Получается у каждой эпохи есть свой вкус, судя по фотографиям, можно судить о вкусе наших авторов?

Нет, конечно, нельзя судить о вкусе времени только по фотографии. Помните, раньше непременным атрибутом дома был ковер с лебедями, на кровати-подушки горою, закрытые накидкой, на стене – «Незнакомка» Крамского– это всего лишь приметы времени, люди имели такое представление о красоте. Это кич, ширпотребный вкус, который формируется СМИ, обществом. Но, в то же время, всегда есть те, кто, пишет другие картины, ставит другие пьесы, сочиняет другую музыку. Талантливый человек смотрит на мир и искусство иначе: он сам формирует свой вкус, исходя из каких-то других источников.

Как вы относитесь к тому, что пленку вытеснила цифровая фотография?

Нормально. Цифровые технологии побеждают за счет своей оперативности, доступности, простоте получения качественного изображения. Сейчас мало кто работает с пленкой. В Москве осталось 3-5 лабораторий, в которых можно напечатать на фотобумаге с оригинального негатива - это дорогое удовольствие. А цифра отлично подходит для работы: вставил флешку в компьютер, и отбираешь нужное. Неважно, пленка это или цифра, всё равно, фотография делается головой. Камера – это инструмент, который только помогает фотографу найти себя и свой кадр.

Чтобы вы пожелали организаторам выставки?

 - Надо, мне кажется, эту замечательную площадку сделать более популярной. И директор ОДНТ-Владимир Геннадьевич и руководитель Галереи – Ирина Михалицына, говорят о том, что они в этом заинтересованы. Хотят делать хорошие выставки, работать с молодежью, чтобы кировская фотография стала заметной на выставках в других регионах, чтобы она рассказывала о вашей области. Вероятно, необходимо объединить усилия Дома творчества и фотографической общественности, чтобы этот процесс получил развитие.

Спасибо!