Версия сайта для слабовидящих

Новости

21.09.2017
21 сентября в Кировском областном Доме народного творчества прошло собрание рабочей группы уполномоченных представителей по формированию Каталога нематериального культурного наследия Кировской области «Мониторинг состояния объектов нематериального культурного наследия».
Читать далее…

Интервью

08.09.2017
В Народной галерее ОДНТ начинает работу новая выставка – «Миф и реальность семьи Барьяхтар». Об истоках семейного творчества, тенденциях развития современной живописи мы поговорили с младшим представителем творческой семьи Романом Сергеевичем Барьяхтаром.
Читать далее…

Муниципалитеты

13.09.2017
Шабалинское муниципальное казенное учреждение культуры «Районный Дом Культуры» пгт. Ленинское Шабалинского района
Читать далее…

Разноцветные краски костюмов, красота и душевность народной песни, гармония голосов ансамбля, богатство песен и традиций народов, населяющих Россию от северного Белого моря до юга Поволжья – всё это осталось в памяти участников и зрителей XI Всероссийского фестиваля-конкурса народных хоров и ансамблей «Поет село родное».

Фестиваль-конкурс проходил в Кирове с 9 по 11 октября 2015 года на сцене областного Дома народного творчества. Учредителями фестиваля выступили: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества, Министерство культуры Кировской области, Кировский областной Дом народного творчества.

26 народных хоров и ансамблей со всех концов России встретились в Кирове, чтобы продемонстрировать народное пение, специально подготовленные концертные программы. Уровень исполнителей оценивали уважаемые и компетентные персоны народного певческого искусства России: Галина Александровна Насонова, Заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург; Владимир Игоревич Киселев, Заслуженный работник культуры РФ, директор Вятского колледжа культуры, (г. Киров); Вячеслав Алексеевич Поздеев, доктор филологических наук, профессор Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров. Возглавлял жюри заведующий отделом народной культуры Государственного Российского Дома народного творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Звонница» Всероссийской государственной телерадиокомпании, профессор Московского государственного института культуры, Заслуженный артист России, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества Петр Алексеевич Сорокин, г. Москва.

После двухдневного марафона просмотра конкурсных программ, нам удалось побеседовать с жюри XI Всероссийского фестиваля-конкурса народных хоров и ансамблей «Поет село родное» о жанре народного хорового искусства, его перспективах, об уровне исполнителей.

- Петр Алексеевич, каким Вы увидели жанр народного вокально-хорового искусства?

Петр Алексеевич Сорокин, г. Москва: -  На фестивале-конкурсе были представлены народные песенные традиции соседних с Кировской областью регионов – Республика Коми, Удмуртия, Чувашия, Пермский край. Были и отдаленные регионы – это два коллектива из Новосибирской области, Архангельская, Самарская область, и значительный букет вятских коллективов. Все они разные. Удивительно, что на этом фестивале мы увидели такие крупные формы, как ансамбли песни и танца. Были хоровые составы, их репертуар изменился в сторону освоения народной песни, они используют игровые сценки, показывают элементы танцев, кадрилей, поэтому их концертные программы стали динамичными, подвижными и интересными.

Самой многочисленной была номинация «фольклорные коллективы». Среди значительной группы ансамблей народной песни, были заявлены и представлены разные направления, это и экспериментальные, и фольклорно-игровые. Сегодня это, в основном, стилизованные ансамбли сценического направления, которые реставрируют фольклор, делают обработки народных песен, включают минусовые фонограммы, шумовое оформление, – всё это влияние и веяние времени. Это разрешается, хотя в некоторых регионах России уже наблюдается тенденция к возрождению «живого» исполнения. Одним из условий нашего конкурса было исполнение народной песни без аккомпанемента, a’ capella. Это очень сложно, но коллективы, которые ведут постоянную вокальную работу над развитием слуха, вкуса, певческих навыков, на этом пути делают успехи. Пение а’ capella – это показатель мастерства коллектива. Среди участников мы видели представителей разного возраста: пожилые, молодежные составы. Были мужские составы – «Солидные ребята» из Удмуртии, кировский ансамбль «Хлыновские бояре».

- Галина Александровна, Вы хорошо знаете вятский фольклор, собирали и записывали его в многочисленных фольклорных экспедициях, много сил положили, поднимая вокальную культуру нашего региона, работая со студентами в училище искусств, с самодеятельными коллективами в творческой лаборатории «Вятская сторонка» в ОДНТ. Как Вы находите выступление знакомых вятских ансамблей на фестивале-конкурсе «Поет село родное»? Какие изменения вы увидели?

Галина Александровна Насонова, г. Санкт-Петербург: – Уже 12 лет, как я работаю в Санкт-Петербурге, но в Кирове бываю часто. Вятские исполнители на этом фестивале-конкурсе меня очень порадовали. Приятно, что наши коллективы работают стабильно, многие из них возглавляют мои выпускники. Искренне рада, что они трудятся на этом непростом поприще, бережно сохраняя нашу вятскую культуру. Наиболее яркими были выступления кировских коллективов из Афанасьево, Нагорска, Зуевки и Кирова: «Хлыновские бояре» и «Слобода». Следует отметить, что руководители этих коллективов очень трепетно относятся к уникальным произведениям музыкального вятского фольклора, они записывают песни от народных исполнителей, нотируют их и щедро дарят эти сокровища многочисленным слушателям.

К сожалению не все коллективы включили в свои конкурсные программы вятские песни, а это лишь украсило бы их репертуар и продемонстрировало красоту и многообразие народных песен вятского края. Очень надеюсь, что в следующий раз наши коллективы более активно будут петь песни Кировской области. Фестиваль-конкурс ещё раз подчеркнул, насколько богата талантами вятская земля!

Приятно, что сценическая одежда коллективов изменилась в лучшую сторону. Мы увидели не просто стиль «а-ля рус», а искренне порадовались тому, что многие коллективы проявили бережное отношением к нашей традиции. В замечательных домотканых костюмах выступали нагорский и зуевский коллективы. Хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто занимается народной культурой, кто её сохраняет и развивает. Низкий поклон всем участникам, руководителям, министерству культуры Кировской области, администрации и сотрудникам Дома народного творчества, Вятскому колледжу культуры, Вятскому гуманитарному университету, в лице Вячеслава Алексеевича Поздеева, председателю жюри – Петру Алексеевичу Сорокину, за его трепетное отношение к Вятке. Хочется, чтобы этот фестиваль-конкурс продолжался, привлекал больше молодежи. Я искренне люблю нашу милую Вятку, вятских людей, вятские песни и низкий Вам всем поклон!

- Выступление каких коллективов вам особенно запомнилось?

Петр Алексеевич Сорокин, г. Москва: - Понравилось коллективы из Республики Коми – это ансамбль песни и танца «Сигуд?к» и ансамбль народной песни «Лолал?м». Радует, что в этих ансамблях занимается молодежь. Замечательную культуру и интересный репертуар показали «Солидные ребята» из Удмуртии, «Верея». Фольклорный ансамбль «Бичир» из Пермского края – представители старшего поколения – с таким достоинством показали свою национальную программу, свои песни и танцы, что поневоле заражаешься их творчеством и искусством. Хорошую вокальную культуру показал хоровой состав ансамбля песни и танца «Бережане» из Котельнича, удмуртский ансамбль «Родные напевы». Два коллектива из Новосибирской области – народный хор «Светлица» и народный ансамбль «Станционочка», несмотря на то, что у них один руководитель, удивили своим подходом, разным звуком.

Хотелось бы отметить экспериментальную работу фольклорного ансамбля «Слобода» Кировского областного Дома народного творчества. Они исполнили часть программы, которую готовили к празднованию 70-летия Победы. По всей России девушки поют «Я любила сокола», я слышал много интерпретаций этих военных припевок, но в исполнении женской группы ансамбля «Слобода» были переданы чувства и переживания военного и послевоенного периода времени. Номера их выступления были решены режиссерски и сценически очень художественно. Этот ансамбль мы знаем, как пропагандиста и популяризатора традиционной культуры Вятского края, они могут исполнить и частушки, и припевки, и гармошечные наигрыши в аутентичной манере, и кадриль станцевать. Коллектив показал все стороны своих возможностей. 

Очень высокий уровень певческой культуры у ансамбля «Вересиночка» из Афанасьево. С «Вересиночкой» в последние годы мне приходилось встречаться не раз. Этот коллектив постоянно работает над собой, осваивает интересный репертуар – это и вятский фольклор, авторские и народные песни других регионов. Но всегда во время выступления этого коллектива от участников исходит мощная энергетика, что зритель мгновенно «включается», начинает сопереживать, эмоционально откликается на подачу и поднесение любимых коллективом песен.

-Какими качествами должен обладать коллектив для победы в конкурсе?

Петр Алексеевич Сорокин, г. Москва: Важных сторон исполнения много, трудно сказать, что должно превалировать. Хочется и интересный репертуар, и качественное многоголосное пение услышать, увидеть в комплексе выразительные средства народной культуры – костюмы, движение и т.д. Здесь, как в фигурном катании, на высоте должна быть и техническая сторона исполнения, и художественная. Но, по-моему, главное для исполнителя – обладать внутренним и внешним воздействием на своего зрителя, делиться своей творческой радостью от своих традиций, песен и танцев, – всё это передается в зал и у нас, зрителей, возникает эмоциональный отклик, мы чувствуем, что нам это интересно, действие на сцене захватывает, сидишь и слушаешь с упоением от первого до последнего звука. Этот фестиваль-конкурс показал, что этим магнетизмом обладают несколько коллективов, в том числе, ансамбли «Вересиночка», «Хлыновский бояре», «Бичир».

- Что бы вы пожелали участникам этого Всероссийского фестиваля-конкурса «Поет село родное» на будущее?

Вячеслав Алексеевич Поздеев, г. Киров: - Само название «Поет село родное» очень символично, потому что какова бы ни была экономическая, социальная ситуация в стране, в городе или на селе, песня себя не изживет. Работая на фольклорной практике, в экспедициях, мы продолжаем записывать народные песни. Хотя традиционных лирических песен привозим всё меньше и меньше, в основном – это современные и авторские песни. Сегодня можно говорить о том, что авторская песня становится народной, она «фольклоризуется», возникают варианты. На конкурсе мы слышали несколько подобных примеров. Иногда народные романсы в программе или самими исполнителями определяются как лирические песни. Пожалуй, самым любимым жанром исполнителей остаются частушки. Они звучат в разных ситуациях, и на праздниках, и на концертах, потому что частушка откликается на все стороны жизни. Дух сочинения и исполнения в народе частушек не исчезает. В течение двух конкурсных дней мы могли убедиться в этом. Кроме того, не пропадает интерес и к плясовой песне. На мой взгляд, лирика никогда не перестанет звучать.

Хотелось бы пожелать всем участникам, чтобы эта любовь к народной песне в любом жанре продолжала жить. Село будет петь, несмотря ни на что. Я думаю, что этот конкурс будет ещё не раз проводится на нашей вятской земле.

Владимир Игоревич Киселев, г. Киров: – Мне очень часто приходится принимать участие в различных конкурсах вместе с моими коллективами. Посмотрев конкурсную программу коллективов XI Всероссийского фестиваля-конкурса, оказалось, что уровень кировских участников довольно высок, мы не уступаем регионам.

«Поет село родное» в Кирове всегда собирал и собирает множество разноплановых коллективов. Нет предела совершенству: стал ты дипломантом, лауреатом, или завоевал Гран-при, – всегда есть возможность повышать свой творческий уровень. Желаю всем участникам дальнейшего совершенствования, развития.

Галина Александровна Насонова, г. Санкт-Петербург: – Прежде всего, хочу поблагодарить всех членов нашего жюри. Наше сотрудничество было весьма продуктивным, все решения принимались коллегиально, было немало творческих споров, но компетенция каждого члена жюри не вызывает сомнений.  Вячеслав Алексеевич Поздеев – доктор филологических наук; Владимир Игоревич Киселев – директор Вятского колледжа культуры, где готовятся будущие руководители творческих коллективов; Петр Алексеевич Сорокин – профессор Московского государственного института культуры и художественный руководитель фольклорного ансамбля «Звонница». Таким был наш творческий альянс.

Всем участникам хочу пожелать бережного отношения к своей национальной культуре. Нужно брать пример с наших малых народов, они очень берегут свою культуру и национальные костюм. Хочется, чтобы коллективы, особенно вятские, развивались, вносили что-то новое. Самое главное, чтобы сохраняли свою культуру, вятскую песню. Наши вятские песни очень красивые, просто необыкновенные, поэтому их нужно любить, беречь, исполнять и на таких конкурсах показывать гостям насколько прекрасен наш вятский фольклор!

Петр Алексеевич Сорокин, г. Москва:Хорошо, когда коллективы экспериментируют, ищут новые подходы к освоению традиций. С другой стороны, нет ничего лучше, чем исполнение народной песни, наигрыша, танца, как это бытовало в народе и передавалось из поколения в поколение – этот простой, но качественный в смысле пения, движения способ передачи увлеченностью своей деятельностью. Наверное, всё-таки, это главное. Те коллективы, которые делают перебор в сторону экспериментальности, излишней веселости и развлекательности, чтобы поразить публику, они для конкурса не всегда подходят.

Что касается материала для выступлений, к сожалению, многие образцы фольклора уходят вместе с исполнителями старшего поколения, поэтому руководители коллективов должны заниматься сохранением, изучением архивов, фондов. Надо приветствовать работу многих центров и Домов народного творчества по изданию репертуарных сборников, аудиодисков со своим песенным материалом – это большой вклад в сохранение наших традиций и народной культуры.

Перспективы в освоении народной культуры безграничны. Каждый коллектив ищет свой путь. Хочется надеяться, что в дальнейшем, когда будут подобные конкурсы, смотры, мы опять услышим и увидим, что-то новое, познакомимся с самобытными коллективами и солистами. А конкурсов в России проводится очень много в разных направлениях. В этом году проводятся Всероссийский фестиваль-конкурс «Казачий круг», Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой в Курске, Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Л.А. Руслановой в Саратове, – где бывают представлены разные вокальные школы и разные исполнители-солисты, сценического, фольклорного плана, но все они делают взнос в общую копилку достижений в изучении, сохранении нашей народной культуры.

Спасибо, до новых встреч!