Версия сайта для слабовидящих

Новости

18.12.2018
Издания Кировского областного Дома народного творчества отмечены дипломами ХII Всероссийского смотра информационной деятельности домов (центров) народного творчества (г. Москва).
Читать далее…

Интервью

10.12.2018
1 декабря в Кировском областном Доме народного творчества проходил областной конкурс песенно-танцевальных коллективов и хоров «Поющая Вятка». В конкурсе приняли участие девятнадцать творческих коллективов из Кировской области.
Читать далее…

Новости из районов

17.12.2018
В минувшую неделю в ДК «Металлург» Омутнинского района прошла серия фольклорных игровых программ «Русский хоровод». Гостями мероприятий стали младшие школьники.
Читать далее…

В Народной галерее ОДНТ начинает работу новая выставка – «Секрет мастера». Предлагаем вашему вниманию текст беседы с одной из мастериц, кукольницей Натальей Владимировной Низовцевой.

Наталья Владимировна Низовцева занимается традиционной народной куклой. Она – постоянный участник областных, межрегиональных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Народная кукла стала ее настоящим призванием.

Всегда немею от вопроса: «А зачем Вы занимаетесь куклой?». Я не знаю, как на него ответить. То есть, если постараться, то отвечу. Мы изучаем традиционную куклу, чтобы лучше узнать традиции нашего народа, чтобы заглянуть в его живую историю, чтобы прикоснуться к его многовековой мудрости и т. д. Даже где-то внутри возникает меркантильная мысль: «А вдруг кукла откроет мне тайну? Тайну нашей жизни, отчего она началась и что у нас впереди? Для чего мы на этой земле и что мы можем на самом деле?».

Но это все мудрствования лукавые. На самом деле мы просто не можем без этого жить. Это как наркотик. Или как любовь. Когда делаешь куклу, все просто и ясно. И хочется жить, и ты не одинок. И тебе никогда не скучно, и ничего не страшно. Вот когда любишь, хочешь лишь одного: видеть любимого человека. А увидел и все - нет ни проблем, ни огорчений. Только он и ты. Так и с куклой.

Мастерица считает, что главное для работы с куклой вовсе не специальное образование, а любовь к искусству.

Когда первый раз приехала с куклой на лоскутный фестиваль в Санкт-Петербург, онемела от вопроса: «А как вы начали заниматься куклой? У Вас, наверное, художественное образование?». Я даже испугалась. Разве для того, чтобы заниматься традиционной народной куклой, необходимо художественное образование? Никогда у меня его не было, да и быть не могло. Я и рисовать-то толком не умела. Искусством, правда, всегда интересовалась - Рембрандт, Рубенс, Пикассо, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея. Это – да, при каждом удобном случае. Но ведь это совсем другое искусство.

К любимому делу Наталья Владимировна пришла далеко на сразу.

Встреча с куклой произошла как удар грома. В самый тяжелый момент жизни, когда я ежечасно молила Господа: «Помилуй и спаси». К тому времени я отработала в бухгалтерии двадцать пять лет и получила полное отвращение к профессии, неприятие того, что делаю, нежелание этим заниматься. И как итог – вообще нежелание чего-либо делать. Я НИЧЕГО не хотела. Меня ВООБЩЕ не было.

И вот тут я увидела Нину Васильевну Осипову на научно-практической конференции «Верните, люди, Родину свою». Она делала небольшое выступление: «Роль традиционной куклы в воспитании детей». Она говорила, а я чувствовала - вот это то, ради чего я пришла в этот мир. Вот это то, чем я буду заниматься всю свою оставшуюся жизнь. И я пошла к ней учиться, а через три месяца почувствовала – я хочу поехать на фестиваль. То, что я чего-то захотела, было для меня так необычно и радостно, что я не смогла отказать себе в этом удовольствии. Меру своей наглости я осознала лишь в тот момент, когда вошла в огромный зал Смольного собора и увидела работы, выставленные там, сотни работ, великолепных, красочных, талантливых. И среди них стояли и мои куклы. Я была счастлива, как ребенок. Я и ощущала себя тогда ребенком, которому подарили чудо. Я ходила на семинары в Русский и Этнографический музеи, посещала мастер-классы и круглые столы, ездила на экскурсии. Всё это было тем, ради чего я сюда приехала. Интересней и радостней этого не было для меня ничего на свете. Я снова начала жить.

Потом был фестиваль во Владимире, Всероссийский фестиваль рукотворной игрушки у нас в Кирове, участие в фестивалях в Йошкар-Оле, Ярославле, в конкурсе мастеров, проведенном Правительством кировской области. Были семинары по традиционному костюму и по кукле. Самостоятельное изучение темы по книгам, журналам, музеям, выставкам. Кукла обереговая, обрядовая, игровая, костюмная. Я не могу сказать точно, сколько их всего прошло через мои руки. Я их делала и для учебных целей, и для выставок, и на подарки, и на продажу. С одними расстаешься легко, даже забываешь, что делал их. А встречаешь у кого-нибудь в коллекции и удивляешься: неужели это сделала я? Есть куклы, с которыми расстаться невозможности. Они всегда должны быть рядом.

Прошло пьянящее чувство влюбленности, ощущение детского безотчетного счастья, которыми я была охвачена в первый период моего общения с куклой. Но по прежнему осталась радость встречи, живой интерес, чувство защищенности. Все, как в настоящей любви.

Рукоделие всегда было способом реализовать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке, возможностью рассказать свою историю, внести гармонию в повседневность.

Бабушка моя умела делать все. И прясть, и ткать на стане, и кружева плести, и вязать. Только я не понимала тогда, зачем. И стеснялась бабушкиных подзоров, и толстых шерстяных носочков. Я же городская была. Руками и ногами махала, когда бабушка меня прясть пробовала учить. Как я сейчас об этом жалею. И куклу рукотворную я тоже из бабушкиных рук впервые получила. Но когда паричок льняной у нее с головы вместе с расческой слетел, я возмутилась. А бабушка засмущалась. Как же. Такой ученой и нарядной внучке куклу тряпичную подсунула. Вот и играла я потом целлулоидными пупсиками. А сейчас вот тряпичными играю. И все время думаю: какой же путь мне пришлось пройти, чтобы к себе вернуться. У меня и мама рукодельница была. Шить, вязать, вышивать – всему ее бабушка научила и все это она умела делать лучше многих. И опять я не понимала, насколько это ценно. Понимала только, что не богаты мы, и золотыми мамиными руками спасаемся. Оттого, наверное, и не ценила, что считала – ручной труд – от бедности, тянулась к готовому, заграничному. И для того, чтобы понять, что скромное изделие, сделанное нежными женскими руками, согретое теплотой ее сердца, наполненное ее животворящей энергетикой, может помочь сохранить в сердце радость, любовь, желание жить и быть счастливым, потребовались долгие годы надежд и разочарований. Всю жизнь, где бы ни работала, - чувствовала, не мое это. А что мое – не знала.

Надеемся, что каждый найдет дело по душе и раскроет свою творческую жилку. Ждем вас на выставке «Секрет мастера», где вы сможете познакомиться с работами Натальи Низовцевой и других мастеров.