Версия сайта для слабовидящих

Новости

17.05.2019
15 мая во второй раз на сцене Кировского областного Дома народного творчества состоялась премьера спектакля "Дурочка" по пьесе Лопе де Вега, в постановке народного театра "Муза".
Читать далее…

Интервью

19.04.2019
С 11 по 14 апреля в Кировском областном Доме народного творчества проходил Межрегиональный конкурс любительских театральных коллективов «Театральная весна - 2019».
Читать далее…

Новости из районов

17.05.2019
В Вятскополянском районе прошел традиционный фестиваль "Венок дружбы".
Читать далее…

С 15 по 17 февраля Киров посетили два творческих коллектива из Перми - ансамбль танцев на колясках «Гротеск» и ансамбль жестовой песни «Поющие руки». Поездка проходила в рамках проекта «Преодолей себя» Пермского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Кировчане смогли увидеть удивительное выступление двух творческих коллективов на сцене Кировского областного Дома народного творчества. Нам удалось побеседовать с руководителями обоих коллективов - с Екатериной Валерьевной Манохиной, руководителем ансамбля танца на колясках «Гротеск» и с Полиной Николаевной Гладких (руководителем ансамбля жестовой песни «Поющие руки»).

Екатерина Валерьевна, расскажите, как возник Ваш ансамбль?

Е. М. Ансамбль организовался в 2000 году при поддержке городской администрации нашего города Перми и танцевального клуба «Риал». Была создана группа, в которой, если честно, никто не знал, что такое танцы на колясках. Пытались что-то изображать на бытовых тяжелых огромных колясках, но потом мы выиграли грант, на который были приобретены более мобильные коляски просто активного типа, даже не танцевальные. Танцевальные коляски у нас в стране тогда еще не изготавливались. И вот с новыми колясками были поставлены простенькие номера, с которыми мы поехали опять по гранту по нашей области, показывая инвалидам районных организаций, чем еще можно заниматься, что есть и такой вид физической, творческой реабилитации, способ самовыражения и так далее. Но в определенный момент коллективу пришлось выйти из состава танцевального клуба «Риал» в свободное плавание. С 2003 года мы называемся «Гротеск» и в следующем году будем праздновать 20 лет, как мы существуем.

В танце на колясках главное выразительное средство - движения рук, мимика?

Е. М. Руки в танце на колясках вынуждены заменять ноги. У кого-то руки вынуждены заменять и движения тела, потому что степень парализации у всех танцоров разная. Есть так называемые груднички, шейники, поясничники, то есть где идет травматизация, откуда не работают мышцы. У кого-то не работает спина, они не могут ни наклониться, ни подняться, ни опуститься, потому все вынуждены заменять движением рук. Хотя есть такие танцоры, у которых и руки, честно говоря, очень слабенькие. Там приходится придумывать номера, ставить так движения, чтобы это не было заметно, чтобы зритель больше смотрел на музыкальность движения, на выразительность, на мимику, где-то даже бытовые жесты приходиться применять. Но все равно самое главное – это, конечно, лицо, потому что зрители подсознательно смотрят на лицо артиста и если оно ничего не изображает, то, конечно, взгляд опускается ниже и смотришь уже на техническое владение коляской. Сколько уже ездим с концертами, нам говорят, что уже после первого номера на коляски просто уже не смотрим, не видим, не замечаем, смотрим на артиста.

Большая проблема с труднодоступностью улиц, домов. У меня до сих пор многие артисты, которые уже много лет танцуют, вынуждены жить в домах, которые неприспособленны под нужды колясочников, мы вынуждены их на руках спускать. Кто-то научился сам спускаться по ступенькам, кто-то старается сделать все возможное и невозможное, чтобы поменять свое жилье на более доступное, потому что современные дома уже строятся и с подъемниками, и с пандусами, потихонечку ситуация меняется.

Мы в самом начале нашего развития столкнулись с тем, что просто не найти людей, желающих заниматься танцами, потому что из дома выходить сложно. Плюс и сами учреждения культуры не сразу стали доступными для инвалидов, транспорт не совсем доступен, особенно, когда снега много выпадает. Тут не то что до остановки сложно дойти, из подъезда выйти. Приходиться подстраиваться. Я считаю, нужен человек, причем зачастую человек на коляске, который начинает двигать, продвигать это все. В принципе у нас в стране с этого все и началось. Елена Петровна Лозко, президент нашей танцевальной федерации начала это движение больше двадцати лет и развивает в нашей стране.

Как происходит процесс постановки нового танца?

Е. М. Работаем все вместе потому, что номера у нас есть как сольные, так и ансамблевые. Для сольных номеров непосредственно с ребятами ищем вместе музыку, хочется, чтобы номер им доставлял удовольствие, тогда душа поможет им станцевать. Приходится использовать индивидуальные физические возможности в постановке. Я, как руководитель, коляской не владею, но могу ребятам объяснить, что я хочу, как я хочу, они уже пробуют, получается-не получается. То есть все наши постановки – совместный творческий процесс, также, как и придумывание костюмов, всего образа, без ребят это было бы невозможно.

При постановке номеров многие хореографы, руководители творческих коллективов черпают идеи из Интернета.

Е. М. У меня такого не бывает – залезть в Интернет и взять чей-то номер. Обычно бывает наоборот – вижу номер, который с нас списали. Нет, я стараюсь слушать музыку по радио, передачи смотреть. В первую очередь нужно, чтобы музыка понравилась. Потому что именно она является толчком для реализации какого-то образа. Плагиатом мы не занимаемся, нам действительно сложно. Во всех странах развивается танцевание комби, когда один партер на ногах, другой на коляске. Это направление берет за основу бальный танец и немножко видоизменяется. Мы решили пойти по более сложному пути: ансамблевое и дуэтное танцевание, когда оба партнера на колясках. Это направление стали развивать именно в России. Пока получается.

В каких направлениях больше работаете – эстрадный, народный, бальный танец? Какое направление для танцев на колясках более легкое?

Е. М. Нет, более легкого нет. В настоящий момент мы вынуждены заниматься сразу двумя видами. Спортивные танцы, которые в первую очередь включают в себя бальные, то есть которые состоят из в себя Европейской и Латиноамериканской программ. И с недавнего времени появилась, так называемая, произвольная программа, по аналогу с фигурным катанием. Как раз в произвольной программе можно танцевать и эстрадные, и бальные, и народные, и классический, все что угодно. Ну а в ансамбле сразу так повелось, что мы не стали специализироваться только на бальных танцах. В ансамблевом танце сложность в том, что здесь танцуют ребята с разными физическими возможностями. Если в парах мы стараемся подбирать, чтобы они более-менее подходили друг другу по своим возможностям, потому что спортивные соревнования приходят по определенным классам, где именно по своим физическим возможностям они и делятся, то в ансамбле вынуждены танцевать все: кто танцует давно и недавно, физически сильные и слабые, все вместе. Приходиться подстраиваться друг под друга, а для этого все виды хореографического искусства как раз нам в помощь.

Вы не только танцоры, но и спортсмены?

Е. М. Мы занимаемся двумя направлениями – спортивные танцы и, скажем так, хореографическое искусство как творчество. В данный момент пять участников нашего коллектива являются членами сборной РФ. Три года мы сидели под санкциями, нас не выпускали на международные соревнования. На днях объявили о том, что все-таки наш Паралимпийский комитет России восстановлен, и мы начали подготовку к участию в международных соревнованиях этого года. Готовим лицензии и так далее, проходим всякие антидопинговые обучения, получаем сертификаты.

Получается, что кто-то из ребят, кто занимается спортивными танцами, чуть больше, чем все остальные, путешествует, так как спортивные соревнования проводятся как в нашей стране, так и за рубежом. Ну а те, кто занимается только танцем как творчеством, конечно, чуть поменьше путешествует, но стараемся все-таки ездить и на фестивали, и вот такие вот гранты, по которым просто приезжаем в какой-то город, показываем, что мы можем. Было у нас большое путешествие в город-побратим Перми – немецкий город Дуйзбург в 2014 году. Причем также двумя коллективами, показывали большой концерт. Принимали участие в открытии зимней Паралимпиады в Сочи, тоже всем коллективом, был большой номер, где со всей страны собрали танцоров на колясках – всего 96. После открытия мы уже улетели домой, но некоторых из танцоров вернули. Понравилась это действие, решили на закрытии в срочном порядке тоже сделать такой танцевальный номер.

Еще мы принимали участие в закрытии Паралимпиады в Ванкувере в 2010 г., в самой церемонии передачи Паралимпийских Игр от Канады России. Если честно, очень сильно надеемся, что в ближайшее время наш вид спорта все-таки признают Паралимпийским и мы будем принимать участие не только как артисты, но и как спортсмены.

Полина Николаевна Гладких (руководитель ансамбль жестовой песни «Поющие руки»)

Полина Николаевна, выражаем восхищение потрясающей постановкой танцевальных номеров, совершенно ни на что не похожих. Кто ваш хореограф?

П. Г. Движения ставит Екатерина Валерьевна Манохина (руководитель ансамбля «Гротеск»). У меня идет отработка жестовой песни уже танцев поставленных.

Расскажите немного о возникновении ансамбля?

П. Г. Нашему коллективу уже лет 80 или даже 100. Сколько существуют глухие, столько существуют такие ансамбли, потому что у неслышащих людей это основной вид творчества. Просто меняется состав, меняются какие-то направления в этом творчестве.

Жестовая песня - это перевод текста песни на язык жестов? Надо ли зрителям знать жестовый язык, принятый среди неслышащих, чтобы понимать концертный номер?

П. Г. Конечно, зритель не знает жестовый язык, он ведь не дается с рождения. Но зритель должен понять, о чем поют. Жестовая песня - это зримая песня, которую видят.

Какой у вас репертуар, произведения каких жанров или тематики преобладают?

П. Г. Вот что ляжет на душу, то и берем. Стрельнет – берем. К большим праздникам, крупным датам, например, к годовщине Победы обязательно делаем номера. Остальные – услышали песню по радио, понравилась, взяли.

Совместные номера с ансамблем «Гротеск» - как возникла идея объединить такие разные коллективы?

П. Г. Об этом речь была еще много лет назад, чтобы соединить оба коллектива и создавать совместные номера, и в 2012 году Екатерина Манохина сказала - давайте попробуем. И вот с августа 2012 года мы начали репетировать и в ноябре выпустили первый номер – «Обернитесь». С тех пор потихоньку начали выступать с совместными номерами.

Вы впервые выступаете в Кирове?

П. Г. Да. Понравилась отличная организация зрителя. Ни в Казани, ни в других крупных городах такого аншлага не было, видимо в небольших городах больше поставлена работа со зрителем. Зритель неизбалован, он идет и действительно идет по желанию, с любовью нас встречает, а в больших городах зрители избалованы. Мы даже не поверили, когда нам сказали, что будет полный зал, а сегодня все увидели. Спасибо организаторам!

А мы говорим огромное спасибо всем артистам, подарившим нам настоящий праздник красоты и творчества!