Версия сайта для слабовидящих

Новости

21.09.2017
21 сентября в Кировском областном Доме народного творчества прошло собрание рабочей группы уполномоченных представителей по формированию Каталога нематериального культурного наследия Кировской области «Мониторинг состояния объектов нематериального культурного наследия».
Читать далее…

Интервью

08.09.2017
В Народной галерее ОДНТ начинает работу новая выставка – «Миф и реальность семьи Барьяхтар». Об истоках семейного творчества, тенденциях развития современной живописи мы поговорили с младшим представителем творческой семьи Романом Сергеевичем Барьяхтаром.
Читать далее…

Муниципалитеты

13.09.2017
Шабалинское муниципальное казенное учреждение культуры «Районный Дом Культуры» пгт. Ленинское Шабалинского района
Читать далее…

VII Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки

С 9 по 13 июня в Кирове проходил VII Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки. В фестивале приняли участие шестьдесят мастеров из девятнадцати регионов России.

Представленные на конкурс работы оценивало жюри, в составе которого – ведущие специалисты, научные сотрудники, исследователи народной культуры из Москвы, Челябинска, Кирова. Председатель жюри - ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор кафедры славяноведения Института славянской культуры ФГБОУ Московский государственный университет дизайна и технологий, культуролог, исследователь народной культуры, коллекционер народного искусства Георгий Павлович Мельников, г. Москва.

После завершения фестиваля нам удалось побеседовать с Георгием Павловичем Мельниковым и с Ириной Валерьевной Андреевой - кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры музееведения и туризма ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», членом жюри.

Нужна ли детям сейчас игрушка ручной работы?

И. А.: Этот вопрос имеет однозначно положительный ответ, потому что никогда пластмассовая игрушка и даже фабричная текстильная игрушка не заменят той энергетики игрушки мастера, которую дети очень хорошо чувствуют. Кроме того, если игрушка ручной работы «вырастает» из традиции, она очень хорошо приспособлена к ребенку. Как говорил председатель жюри фестиваля, «она ложится в руку», и в руку конкретного размера. Она дает простор для различных фантазий, для манипуляций, то есть потенциал игрушки ручной работы, от домоделки - самой обыкновенной, сшитой человеком, который вообще не имеет об этом никакого понятия, до игрушки мастера, игрушки художника этот потенциал никогда не будет исчерпан, пока есть дети. То есть, именно потому, что природа ребенка и природа творчества имеют общий знаменатель, эта игрушка безусловно сохраняет свою актуальность.

  Каковы условия бытования рукотворной игрушки в наше время?

И. А.: Все зависит, конечно, от семьи. Если в семье есть традиция превратить носок в лошадку, а варежку в забавного зверька, то понятно, что эта семья очень гостеприимна для любой рукотворной игрушки, она сама включается в процесс творчества. Если семья сориентирована на современную массовую культуру, то расшифровать коды народной игрушки для нее очень сложно. Поэтому здесь очень важны различные способы трансляции такой рукотворной игрушки в обществе, которые связаны и со средствами массовой информации и с популяризацией традиционных игрушечных брендов. Это, конечно, говорит о том, что есть необходимость в системе последовательной работы и дополнительного образования, и педагогического просвещения, выставочной деятельности. И, что невозможно замыкаться в узком кругу любительства мастеров-художников, которые чувствуют себя этакими «гуру» и не желают делиться своим «тайным» знанием. Нужны усилия для того, чтобы подлинно традиционная игрушка была понята современным обществом, и чтобы эта игрушка, одновременно, была современной, т.е. отвечала потребностям этого общества.

Г. М.: Условия бытования – это уже сложнее, потому что игрушку детям-то покупают родители, ориентированные на то, что сейчас модно. Вот тренд такой, покупают какого-нибудь Шрека. Нужно начинать, наверное, воспитание с родителей, объяснять им, что такое русская рукотворная игрушка, и пусть они сами смотрят как их дети, особенно самый младший возраст, буквально с наслаждением начинают в эти игрушки играть. Вот с этого начинать надо.

Как Вы можете оценить общий уровень представленных работ?

И. А.: Мне кажется, что фестиваль стал открытием нескольких очень интересных имен, причем они выросли уже в системе фестиваля и в системе творческой лаборатории. Скажем, Елена Семенова (г. Киров) или Мария Енцова. О каком-то среднем уровне говорить невозможно, все работы индивидуальны, есть композиции очень высокого уровня, а есть и не выставочного, не фестивального, но я думаю, что мы можем констатировать, что, по крайней мере, четверть работ были работами премиум-класса и это, мне кажется, такая стабильная статистика для практически любого фестиваля, любой выставки.

Г. М.: Мне кажется, общий уровень хороший, хотя представлены разные работы – есть выдающиеся, есть слабые, но это как всегда, как на любой выставке. В целом же уровень весьма высокий.

Ваши самые яркие впечатления от конкурса.

И. А.: Самые яркие впечатления связаны с новыми именами, находками, с неожиданными конструктивными решениями, скажем, заданной в блиц-конкурсе формы, то есть с работами и с людьми. Это всегда встреча с какими-то совершенно потрясающими авторами.


Г. М.:
Знаете, самые яркие впечатления – это мастера, точнее, мастерицы, потому что участники в основном женщины разного возраста и самые сильные впечатления - от творцов этой игрушки. Все они энтузиасты своего дела, влюбленные в него и не жалеющие ни сил, ни времени, ни средств, они этим живут. Глаза горят, их фантазия работает, поэтому это, наверное, самое сильное впечатление от выставок и конкурсов подобного рода.

Каковы, по Вашему мнению, перспективы у Всероссийского конкурса современной рукотворной игрушки?

И. А.: Мне кажется, что имеет смысл объединять лабораторию и фестиваль и рассматривать фестиваль, рассматривать конкурс как такой вот формат взаимного обучения и образования, «разбора полета», творческой коммуникации - вот это очень важно. Наверное, дальше в Киров будут приезжать не столько признанные мэтры, сколько люди, которые нуждаются в том, чтобы найти себя, свой индивидуальный почерк. Так что я думаю, что эти перспективы есть, если есть аналитическая работа и возможности работать с состоявшимся художником над общим замыслом, если мастера чувствуют, что они здесь находят не только признание и поддержку, не только импульсы для дальнейшего творчества, но что они еще и учатся.

Г. М.: Перспективы зависят уже не от нас, а от организаторов, от высокого начальства, от финансирования. Поэтому хотелось бы пожелать, во-первых, чтобы такие конкурсы проводились почаще, а во-вторых, чтобы у них было то, что сейчас называют «паблисити» – широкое освещение в СМИ, чтобы многие люди знали, что такие конкурсы проводятся, поэтому приходили сюда просто посмотреть и что-то для себя уносили. Поэтому больше освещения в СМИ нужно. Вот такое пожелание.