Версия сайта для слабовидящих

Новости

21.11.2017
С 27 по 29 ноября в Кировском областном Доме народного творчества состоится «Школа декоративно-прикладного творчества по направлению «Художественная обработка лозы», занятия проводит Созина Елена Леонидовна – Народный мастер Кировской области.
Читать далее…

Интервью

01.11.2017
25 ноября в Кировском областном Доме народного творчества состоится долгожданный праздник гармони – концерт областного клуба «Вятская гармоника», посвященный открытию нового творческого сезона клуба гармонистов и приуроченный к утвержденному в 2016 году профессиональному празднику – Дню гармониста России.
Читать далее…

Муниципалитеты

20.11.2017
Муниципальное Казённое Учреждение «Районный Центр Культуры и Досуга» Кильмезского района Кировской области
Читать далее…

Вячеслав Жигалов: «Народный танец сможет вдохнуть жизнь в вятскую глубинку»

Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель народного ансамбля танца «Быстрянка» Вячеслав Жигалов уверен, что именно сейчас в районах Кировской области наступила эпоха возрождения культуры. И эти веяния идут через народный танец, отражая самые актуальные запросы общества в настоящих отношениях, искренности и уважении.

- Вячеслав Афанасьевич, по долгу службы вам приходится ездить в самые отдалённые уголки Кировской области, чтобы отсмотреть работу танцевальных коллективов. Каково им живётся?

- Наверное, не открою истины, но хочу сказать, что люди идут в танцевальный коллектив только за его вдохновителем, который любит народный танец сам и умеет вовлечь других.

- Долгое время в нашем государстве народная культура была почти забыта, не была исключением и Кировская область. Но сейчас то в одном, то в другом районе области идут выступления народных танцевальных коллективов. Чем живут они?

- Это парадоксально, но даже в самые экономически тяжёлые для страны годы народные коллективы не переставали существовать. Наверное, в это есть особое проявление российской ментальности: выживать вопреки, выживать душой. Плюс ко всему качественный состав педагогов. В своё время институты культуры страны подготовили множество прекрасных специалистов-балетмейстеров. Вы знаете, что ещё два года назад в одном Кирове их готовило два вуза: Пермский и Санкт-Петербургский. Конечно их выпускники не пошли массово организовывать свои коллективы, но свою толику в развитие общей танцевальной культуры внесли. Сегодня они преподают в детских домах творчества, клубах, школах. Но особую благодарность я бы всё же выразил тем, кто, получив профессиональное хореографическое образование, вернулся в родной район. Не всегда, заметьте, в райцентр, иногда – в небольшое село. И вот эти люди своей настойчивостью, своим характером буквально возрождают национальную культуру в глубинке.

Не так давно мы посещали Арбажский район. Выходит коллектив: стать, характер, «огонёк». И вдруг узнаю, что перед нами на сцене только что выступила ровно одна десятая всего населения деревеньки, в которой живут 250 человек! Медсёстры, учителя, работники почты, механизаторы: эти люди своими руками буквально «держат» народную культуру, не дают ей погаснуть. Кстати, вятских хореографов частенько переманивают в соседние регионы. Это означает, что уровень подготовки и осмысления профессии у нас в Кировской области очень высок.

- Каков возраст нынешних танцоров народного жанра?

- Бытует мнение, что песни петь можно выходить до глубокой старости, а танцевать – только до 30-ти. Но жизнь доказывает иное. И в этом смысле народный танец – отдушина для представителей всех возрастов. Сегодня в народных коллективах занимаются как совсем малыши, так и те, «кому за». В детские танцевальные коллективы ребятишек родители отдают по привычке. И в этом смысле опять нагрузка на педагога. Теперь уже моральная: как вложить в ребёнка истинный дух народа, когда вокруг столько откровенной попсы? Правда, если мне скажут «народный танец – это немодно», то я не соглашусь. Вот вам пример. Город Слободской, Дворец культуры имени Горького. На сцене – коллектив, созданный 5 лет назад энтузиастом-педагогом, которой сейчас за 30 Сметанина Марина Александровна. За ним в коллектив потянулись те, кто знает и любит танец. Им всем – 25 и выше, то есть уже не школьники, и даже не студенты. Каково же было моё удивление, когда на их концерте я увидел полный зал молодёжи. Значит, им это интересно. И в этом интересе – уважение и к артистам, и к культуре народа. Или старейший танцевальный коллектив Кировской области, которому в этом году исполнилось 65 лет – «Быстрянка». По-настоящему сложные характерные элементы народных танцев здесь выполняют не только юные исполнители. Многим в сегодняшнем составе коллектива – за 30, некоторым – за 40. «Быстрянка» уникальна во многом. Где ещё увидишь в одном танце маму, папу и сына, маму и двух сыновей. Или маму с дочкой, при взгляде на которых задумаешься, кто из них кому кем приходится, настолько танец стирает границы возраста. В «Быстрянке» это возможно. В некоторых танцах на сцену могут выйти три поколения танцоров. В этом, кстати, огромная заслуга нашего балетмейстера, Ольги Апарс (Козыревой). 10 лет назад она создала детский коллектив «Быстряночка». Мальчики и девочки подрастают и очень органично вливаются во взрослый коллектив. Бывает, что во время совместных концертов успевают выучить «взрослые» танцы. И спустя пару лет уже танцуют наравне с теми, кто их старше на 10, 20, а иногда и на 30 лет. И здесь коллектив становится своего рода воспитательной силой: ребёнок видит, что относятся к нему по-взрослому, с уважением, и невольно осознаёт ценность себя как личности. Наряду с аплодисментами зрителей это здорово поднимает самооценку.

- А много ли в Кировской области таких коллективов, с историей?

- Могу назвать ещё Сосновский Вятско-полянского района «Вятушка». Они, конечно, намного моложе «Быстрянки», создавались в 1978 году. Но не прерывали свою концертную деятельность ни на один год. Почему я считаю важным это упомянуть? Когда коллективу 20 и более лет, он не только доказал свою жизнеспособность, и привил народную культуру как минимум паре поколений танцоров. В таком коллективе зарождаются и бережно передаются традиции, возникает своего рода дух коллектива, та самая «настоящесть», за которой и идёт зритель на концерты. В этом бережном отношении к народной культуре, народному танцу проявляется истинный профессионализм педагога-хореографа и исполнителей.

- Насколько самобытны нынешние танцевальные постановки?

- Магия национального танца в том и состоит, что он, как ничто другое, способен передать красоту народа, его своеобразие, его дух. Как правило, после хорошего выступления танцевального ансамбля народного танца я вижу, что у публики особое настроение, более оптимистичное, более радостное. Самобытность танца поддерживается культурой на местах. И в этом смысле хочу отметить юго-восточные районы Кировской области. К примеру, в Малмыже – 3 коллектива исполняют подлинные аутентичные национальные танцы: русский, марийский и татарский. В Вятских Полянах – 4, включая удмуртский. Слава богу, живы в наших деревнях и сёлах те, кто бережёт сокровища национальной культуры и передаёт их следующему поколению. Знаю, что такие неравнодушные люди и костюм танцорам смогут подобрать настоящий, и подскажут, как танец украсить особыми характерными деталями. И пусть мы видим на сцене в основном любительские танцевальные коллективы, но их исполнительский уровень довольно высок. Обратите внимание: даже страны Европы, стремящиеся к объединению, озабочены сохранением своей культуры, своей национальной самобытности. Народный танец – это целая сокровищница, и я уверен, что возрождение вятской глубинки начнётся именно с него.

- Что можно пожелать сегодняшним народным танцевальным коллективам?

- Понимания со стороны представителей власти, меценатов. Танцевальный коллектив не может жить без гастролей, без выступлений перед публикой. Это певец может спеть несколько песен в одном костюме, а танцору, особенно народному, передать посыл танца невозможно без подлинного костюма, в котором бывает до 20 различных деталей. Поэтому народный танец без поддержки не выживет. Кроме того, гастроли – это транспорт. И опять-таки, не автомобиль, а автобус, куда вошёл бы коллектив и чемоданы костюмов. Поэтому я желаю каждому коллективу найти своего «покровителя». Недаром же в советские времена каждое предприятие содержало коллективы. История повторяется, и те, кто сегодня задумываются о возрождении духовности, уже понимают, как много может принести выступление народного коллектива.

 - Спасибо!