Версия сайта для слабовидящих

Новости

28.03.2024
Кировчане стали лауреатами фестиваля «Театральное Приволжье»
Читать далее…

Новости из районов

21.03.2024
Во Дворце культуры "Металлург" прошла увлекательная танцевальная лаборатория "Как Иван свой танец искал"
Читать далее…

Итоги конкурсов

28.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

В Народной галерее ОДНТ открылась IX областная выставка «Вышитая картина». Более ста тридцати мастеров представили свои работы, удивляющие богатством колорита, видимой сложностью исполнения, тщательной проработкой мельчайших деталей.

На открытии выставки мы побеседовали с несколькими мастерами вышивки, чьи оригинальные работы вызывают особое восхищение.


Татьяна Михайловна Арасланова, профессиональная швея, работает в самых разных техниках, на выставку же представила картину, выполненную с применением техники «гладь», по рисунку собственного внука.

Т. А. Когда появилась идея сделать вышитую картину, я знала, что картины в основном делаются по схемам. И я решила обратиться за помощью к моему внуку Ивану. Он сейчас учится в Киеве на дизайнера, а рисует  с раннего детства в основном ручкой, начинает с любой точки, чувствует перспективу, объем. Он этому не учился, он это чувствует с рождения. Такой дар передался, видимо, от отца. Отец – художник, мать – дизайнер, а ребенок вприглядку всему учился. Сейчас Ивану 16 лет. Летом я ему предложила участвовать в этой выставке, потому что мои друзья уже начали готовиться, вышивать. Иван согласился создать рисунок именно для техники – вышивка длинным стежком. Ему нравится архитектура, и он создал этот рисунок не с фотографии, а опираясь только на свою фантазию. Переслал мне рисунок через Интернет, и я начала работу. В перспективе мне хочется вышить его альбом – все его рисунки.

Вы шьете профессионально.

Т. А. Мама у меня занималась всеми видами рукоделия, поэтому я с детства занимаюсь тоже всеми: и вышиваю, и шью, и рисую. Получив образование  швеи, в определенный период жизни работала на учебно-производственном комбинате со школьниками, вот  тогда и начала заниматься вышивкой. В то время, в конце 1980-х, у нас было базовое предприятие - фабрика «8 марта», цех ручной вышивки. Тогда обучение и производство были тесно связаны. Появилось предложение открыть у нас в УПК специальность «ручная производственная вышивка», и мне пришлось всему учиться: от простого - к сложному.

То есть в отличие от многих самодеятельных художников не самостоятельно через Интернет, а на практике, от мастеров?

Т. А. На практике, но училась я сама. Ну и на фабрике наблюдала за работой мастеров. Со школьниками ездила во Владимир, в Иваново на экскурсии. Мы знакомились с мастерами, изучали технику их работы. Пришлось учиться по-настоящему, не просто для себя вышить картинку, несмотря на то что  вышивка вообще никак не котировалась, ей не занимались. Это считалось пережитком прошлого. Даже мои школьники, дети искренние и непосредственные, мне говорили: «Татьяна Михайловна, что вы так убиваетесь, это же все устарело и никому не нужно».

Мы изучали старинные техники, которые бытовали на Руси, я рассказывала детям о традиционных вышивках разных областей России. Мы ездили везде на экскурсии, но это не воспринималось как искусство, дети считали, что это не нужно и никогда не будет востребовано. А сейчас я вижу, что мои ученики занимаются тоже вышивкой. То есть в жизни эти умения пригодились. Я всегда считала, что вышивка была забыта незаслуженно.

Гладью я практически не вышивала. Но есть ведь разная гладь – есть гладь художественная, со сливанием тонов, когда передаются все полутона, эта техника очень близка к живописи, а есть декоративная гладь, где все очень условно. В данном случае у меня декоративная гладь, но особенная, с длинным стежком. Здесь все просчитано заранее, все по канве, как крестиком вышивается. Но только крестик - маленький элемент и расположен один за другим, а здесь перекрываешь длинной ниткой одного цвета. Это проще и быстрее. На Руси, кстати, была такая гладь. Даже была такая техника – белым вышивали по белому, толстыми нитками, длинными стежками, за счет фактуры и игры светотени рисунок смотрелся очень изысканно. Так и рисовали стежками.

Это Вы очень точно подметили – рисовать стежками.

Т. А. А как же иначе? Художник пишет красками, мазками, а ты делаешь то же самое, но стежками, только укладываешь ниточка к ниточке. Здесь тоже переходы, плавность, надо быть художником, чувствовать цвет.

 

Екатерина Борисовна Воронина, участница квилт-студии «Тропинка», один из авторов проекта на основе вышивки фирмы «Риолис».

Е. Мы занимаемся в квилт-студии «Тропинка». Нашей группой (нас девять человек) была создана коллекция лоскутной одежды, а к ней мы решили создать сумки и рюкзаки, оформленные вышивкой, и с ними принять участие в конкурсе «Вышивка в одежде» международного фестиваля лоскутного шитья «Квилт-фест» в Москве. Мы ездим туда ежегодно.

Сначала делали вышивки, потом вставляли их в готовое изделие. Очень понравилось вышивать в технике «длинный стежок». По этим мотивам мы решили вышить еще и картины. Элементы взяты из вышивки фирмы «Риолис». Это очень быстро – буквально два вечера после работы. И сразу виден результат, то есть делаешь два стежка, и у тебя уже куст, часть дома, окно. Самую маленькую картинку вообще минут тридцать вышиваешь. При этом они графичные, объемные. И хоть они наивные по стилю, но нам всем пришлись по душе.

 

 

 

Картины Александра Григорьевича Герасимова кажутся работой живописца, настолько здесь тонко переданы цветовые нюансы и прописаны все детали.

А. Г. В среднем, я работаю над картиной пять месяцев. Но сейчас уже почти два года создаю картину, в которой будут присутствовать 285 цветов и оттенков,  мелкая канва. Работа очень трудоёмкая, поэтому  не успел выполнить её к этой выставке, надеюсь закончить к следующей.

Наверное, надо иметь колоссальное терпение, чтобы не забросить такую работу?

А. Г. У меня в свое время было много подчиненных. Поэтому терпение само собой выработалось.

Почему вы решили заниматься именно вышивкой?

А. Г. Я много чем занимался: чеканкой, резьбой по дереву. В детстве, в начальной школе, у нас во дворе был магазин «Рукодельница», зашел, увидел схемы, вышил кошку, котенка, собаку, а потом нашел шведскую фирму, которая производит репродукции с картин. Я у них каталог скачал, выбираю схемы. Вот, к примеру, картина, над созданием которой я тружусь уже второй год, включает схему на 99 листах, мы уже урезали до 72, но все равно не успеваем.

Рядом со мной лежат по наборам по пять-шесть разновидностей разных тонов: красная, зелено-синяя, белая, светло-коричневая и темные. А на столе у меня сделаны дырочки, где я использую по две нитки разного цвета. Например, есть крестик, где желтая нитка и коричневая, синяя и зеленая. И вот это дает ощущение, что картина написана маслом.

Сюжеты выбираете на картины малоизвестных художников?

А. Г. Я беру малоизвестные работы. Это так называемая эпоха раннего классицизма, переход от Рубенса, церковного искусства, к более естественным живописаниям человека. После них пошел уже импрессионизм. Эти художники малоизвестны и потому особенно интересны.

А сколько у Вас всего картин?

А. Г. С 2004 года, как целенаправленно занимаюсь вышивкой, порядка тридцати пяти картин.

В планах еще много.

Надеюсь, мы скоро их увидим.

А. Г. Через два года.

 

Посетители выставки надолго задерживаются у картин Панкратовой Ульяны Владимировны . Она использует необычное оформление, совместно с мужем применяет электротехнические средства для достижения наибольшего визуального эффекта, как, например, в оформлении видов ночного города.

Ваши картины достаточно масштабные. Самая крупная на выставке - «Осенний пейзаж» (92х159 см, 353х651 крестика). Долго делали ее?

У. Я делала эту картину восемь с половиной месяцев. Здесь сто восемнадцать оттенков. Но работа шла легко, с удовольствием, может, потому, что в ней нет мрачных оттенков.

А как Вы пришли к вышивке?

У. Случайно. Я была в гостях у одной своей подруги, а она как раз занималась вышивкой. Я увидела ее работу, достаточно простую, но она такое впечатление на меня произвела, что мне тоже захотелось попробовать. В принципе с этого и началось мое увлечение.

Работа «Ночной город» вызывает настоящий восторг у зрителей благодаря самой идее подсветки.

Павел Владимирович (супруг Ульяны Владимировны). На самом деле ничего сложного нет. Все детали можно приобрести в магазинах электротехники, никаких особых навыков не требуется.

У. Я люблю необычное оформление. И когда я задумалась, как можно оформить эту работу, муж предложил оформить с подсветкой. Приобрели все необходимое, и муж все смонтировал. В готовом виде мы увидели, что город просыпается, меняет оттенки. По-особому оригинально и эффектно смотрится, конечно, в темноте. В работе используются флюоресцирующие нитки, которые накапливают освещение. Муж, кстати, всегда меня поддерживает во всех моих творческих исканиях.

Что еще планируете сделать?

У. Есть несколько задумок по вышивке. Я хочу поработать по мотивам картин известных художников, например, Ивана Шишкина, но пока только в планах.

Благодарим всех художников, мастеров, подаривших нам эту рукотворную красоту, от которой трудно отвести взгляд. Приглашаем жителей и гостей Кирова посетить выставку, а авторам желаем нового вдохновения, терпения же им не занимать!

 

Видеосюжеты, посвященные открытию областной выставки, можно посмотреть, пройдя по ссылкам ниже:

http://www.tv43region.ru/10270-sto_tridcat_avtorov_iz_23_rajonov_oblasti/

https://vk.com/club115505652?w=wall-115505652_637%2Fall