Версия сайта для слабовидящих

Новости

28.03.2024
Кировчане стали лауреатами фестиваля «Театральное Приволжье»
Читать далее…

Новости из районов

21.03.2024
Во Дворце культуры "Металлург" прошла увлекательная танцевальная лаборатория "Как Иван свой танец искал"
Читать далее…

Итоги конкурсов

28.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

На страницах нашего сайта мы беседуем с самыми яркими и продуктивными работниками культуры области, чтобы поближе познакомиться с ними и по возможности перенять их опыт. На этот раз предлагаем вашему вниманию интервью с победителем проходившего в 2018 году профессионального конкурса в номинации «Лучший работник муниципальных КДУ» и «Лучшее учреждение» художественным руководителем СДК с. Ныр Тужинского района Иваном Аркадьевичем Ивановым.

За период с 2014 по 2018 год, благодаря активной деятельности Ивана Аркадьевича по организации сотрудничества с крупными компаниями, меценатами, благотворительными фондами и участию в федеральных проектах, в Ныровский СДК было привлечено материальных ценностей и средств на сумму более 3 млн. рублей! ДК удалось оснастить необходимым оборудованием, мебелью, оргтехникой, в результате чего появилась возможность  проводить в полном объеме мероприятия, масштабные фестивали-конкурсы, на которые приезжают участники и зрители не только Тужинского, но и других районов.

В своем ДК Иван Аркадьевич ведет всю творческую и организационную деятельность: руководит театральным и фотокружком, издаёт газету о культурной жизни села «На культурной волне», работает корреспондентом, звукорежиссером, фотографом, организатором мероприятий, сценаристом, ведущим, художником сцены, дизайнером, верстальщиком – все не перечислить. Радует новыми творческими находками, интересуется опытом других учреждений культуры. Кроме того, он – штатный корреспондент районной газеты пос. Тужа «Родной край».

Среди такой кипучей деятельности сложно охватить какую-либо одну сторону. Мы коснулись нескольких наиболее важных моментов организации эффективной работы ДК на селе.

 

Насколько известно, крупные компании занимаются благотворительностью, получают за это благодарственные письма и налоговые льготы. Как Вам удалось обратить внимание именно на свое учреждение и добиться реальной помощи?

И. И. Почему получается обратная связь с предпринимателями, спонсорами? Во-первых, у человека есть чувство сострадания, сопереживания. Я пишу в письме, что мы – сельский населенный пункт, обделенный благами цивилизации. Это так и есть, у нас нет ни газа, ни асфальта, ни горячей воды, ни сотовой связи, и единственным очагом, который хочется сделать современным – это Дом культуры, даже не школу, потому что в школу имеют доступ только ученики. А Дом культуры работает именно со всеми слоями населения. Вот это мое видение, почему откликаются.

И еще одна причина, почему предприниматели откликаются - не могут продать технику, которая уже вышла из широкого употребления, ее больше не выпускают. Вот и отдают устаревшую технику нам. А мы и рады. И еще, например, обновляют технику, старую некуда деть, и тоже предлагают ее нам. Домам культуры Москвы, Петербурга этот хлам не нужен. А для нас ведь это не хлам, для нас это мечта. Смотришь некоторые Дома культуры – старое оборудование, неправильно освещена сцена, предложи эту технику даже городским Домам культуры, не говоря уже о сельских, они будут благодарны. Но многие привыкли, что им должны все давать и сами не предпринимают никаких шагов.

В наше время никто не хочет расставаться с деньгами. Это факт. Надо убедить, доказать. Из 3,5 тысяч электронных писем, что я отправил различным фирмам, потенциальным спонсорам, лишь 58 прислали мне положительный ответ. У меня все письма хранятся. Вдруг кому-то случайно второй раз напишу.

Второй раз не обращаетесь?

И. И. Нет, зачем наглеть? Не надо. Вот, например, как звучат положительные ответы: «Благодарю за письмо. Вдвойне приятно, что есть такие энтузиасты, готовы вам помочь. Я переслал ваше обращение в благотворительную организацию. Ждите ответ». Отвечают: «Мы готовы вам помочь». И пошло, и общаешься.

Кировские учреждения тоже часто привлекают спонсоров на свои мероприятия…

И. И. Здесь немножко другой сегмент получается. Ваша аудитория – город Киров. Если на мероприятии вручат, допустим, сертификат какой-либо косметической фирмы, талон на посещение салона или скидку – люди будут знать, аудитория широкая, пойти – может, и не пойдут, но кому-то передадут. Человек получит услугу, а это реклама, это цепная реакция. В сельском же населенном пункте такой механизм не работает, а в городах крупных – да, сработает, и это правильно. Особенно сетевые магазины, которые имеют широкую репутацию, охотно идут спонсорами на мероприятия и порой даже сами напрашиваются. И на крупных мероприятиях в районных центрах они стоят со своими товарами, хотя понимают, что ничего не продадут, но они показывают свою значимость. В населенном пункте в провинции этот способ не работает, там не перед кем, там, кроме одного магазина ничего нет.

Вы помните свою первую спонсорскую помощь?

И. И. В Ныровский Дом культуры – это стулья. Сначала мне послали тридцать стульев, потом вслед летит еще одно сообщение, спрашивают, надо ли вам десять дизайнерских стульев, просто у них где-то нитка вытянута, царапина на спинке, то есть с браком. Я пишу – возьмем. Мы рады и этому, мы не гордые. А в Москве из-за царапины уже не купят. Эти стулья сейчас на сцене используем, дети, взрослые сидят с комфортом.

Потом экс-Министр культуры г. Москва Сергей Александрович Капков 109 тысяч перечислил на ремонт крыши по программе местных инициатив. Этого я даже не ожидал! Я лично к нему не обращался. Это получилось как раз благодаря цепной реакции, он узнал о нашей деятельности и решил нам помочь из своих личных денег.

Не бывает препятствий со стороны администрации?

И. И. Обратная сторона спонсорской помощи в том, что если мне помощь оказывают, надо эту помощь суметь доставить от терминала транспортной компании до двери ДК. Единицы спонсоров, кто берет на себя доставку. Оплачиваешь либо из своих личных денег, либо средствами ДК. Первое время были проблемы – зачем столько стульев, надо делиться с другими ДК, зачем аппаратура?! Сейчас такого нет. Сейчас понимают, что да, я воевал, я отстаивал свой ДК. У нас каждый год собирается оптимизационная комиссия и решает, где что сократить, убавить. Наш ДК не трогают, потому что мы работаем.

Сейчас уже нет реакции на дерзость, дали свободу – делай, потому что видят результат. За четыре года оснащение ДК заметно улучшилось. Оформление отмечают все, кто приезжает к нам. В последнее время на концерты приезжают зрители с ближайших сел, поселков. И они отмечают, что оформление сцены, звук, не хуже, а порой лучше, чем даже в районных ДК. Я считаю, что атмосфера в сельском доме культуры более доброжелательная. Даже власти сейчас стали идти на встречу. Например, транспорт глава района дает, правда, бензин заправляю свой. Но это, конечно, если не крупногабаритный груз идет.

А что приносит наибольший доход из уставных услуг?

И. И. Из уставных услуг, конечно же, наибольший доход дают концертные программы, приуроченные к различным датам, отчетные концерты и проектная деятельность. У нас сейчас реализуется три проекта. Это межрайонный фестиваль дуэтов «Споем вдвоем», который собрал в прошлом году семь районов. Я считаю, что не каждый сельский Дом культуры может создать условия для проведения фестиваля на высоком уровне. Те, кто приезжает к нам, уезжают с восторгом. У нас современная аппаратура, дорогие микрофоны – с таким техническим обеспечением выступать легко и приятно.

Другие проекты - фестиваль-конкурс любителей акустической гитары «Поющие струны провинции» и поселенческий фестиваль детского самодеятельного творчества «Радуга талантов». Вот эти проекты дают нам наибольшую прибыль.

С таким активным подходом не было желания уйти из культуры в более доходную сферу деятельности?

И. И. Я разделяю работников культуры на две категории: те, кто работают за идею, и те, кто работают за деньги. Вот у тех, кто работает за идею, Дом культуры живет. Да, меня многие сейчас приглашают к себе на работу, но если я уйду, то всё, что я сегодня создал, угаснет, а я себе этого не прощу. Я работаю за идею. Если придет другой человек, ему больше никто ничего не даст. Страна одна, фирма одна. Менеджер фирмы решит, почему я должен помогать во второй раз, лучше я помогу другому Дому культуры.

У меня нет профильного образования, поэтому все тонкости профессии постигаю в деле. Я бы хотел учиться, посещать семинары ОДНТ, но в силу своей загруженности в редакции не получается. Однако я считаю, что работаю не хуже других, имеющих профильное образование. Вот, например, случай: девушка, получив образование менеджера культурно-досуговой сферы в Йошкар-Оле, устроилась работать в СДК, но через четыре дня подала заявление на увольнение. Крыша течет, денег нет, как работать? Их этому в колледже не учили. Учить тебя будет жизнь, было бы желание. Я тоже принял Дом культуры с худой крышей, без окон, без дверей.

Получается, Вы по должности художественный руководитель, но по факту приходится выполнять работу, далеко выходящую за рамки ваших должностных обязанностей?

И. И. Да, это так. Я ищу транспорт, ищу деньги на распилку дров, мы выезжаем на конкурсы, пишем сценарии, оформляем сцену, делаем косметический ремонт, делаем афиши, занимаемся издательской деятельностью. Работники культуры на селе - МФУ, как я называю – многофункциональные устройства. В селе такая специфика. Ты и звукорежиссер, и световик, и художник-оформитель, и костюмер, и даже педагог по вокалу. Если вести только творческую деятельность, не обращая внимания на сопутствующую работу, которая вливается в остальную, ты и результатов не достигнешь.

Расскажите теперь немного о работе с детскими благотворительными фондами.

И. И. Детские благотворительные фонды бывают узконаправленные. Надо внимательно читать, какое направление каждый фонд ведет. Одни – для борьбы с раком, другие занимаются кожными заболеваниями. Есть фонды, специализирующиеся именно на оказании помощи малоимущим семьям. А на сельской сцене дети, в основном, из малоимущих семей, трудных семей. Для них это радость – прийти в Дом культуры. Дать просто им игрушку от Детского фонда – это неправильно. Это называется раздача. Ребенок должен заслужить. И мы им объясняем, что выступишь – получишь. И не просто с листочка прочитал текст или в массовке постоял, ты отведешь полностью концертный номер в составе с кем-то или один. Только тогда ты получишь игрушку.

Мы обязательно отчитываемся перед фондом, на что пошли деньги, посылаем фото-видеоотчёты. Так устанавливается обратная связь. Благотворитель видит, куда потрачены эти деньги, следовательно, возникает доверие. Один благотворительный фонд уже четыре года нам помогает. Председатель правления фонда даже звонит: «Нужна ли вам помощь? Мне очень понравилось с вами работать, вы отчитываетесь». Я чеки посылаю в электронном виде и потом в конверте, им тоже надо вести отчет. Но мы не наглеем, два мероприятия в год – не больше.

У вас может сложиться впечатление, что наш ДК живёт только за счет спонсоров. Нет, это неправильно. Мы тоже живем по средствам. Изыскиваем откуда-то, проводя платные услуги. Благотворительная помощь – это не система. Даже если Фонд мне откажет, я продолжу реализовывать проект. Это надо в первую очередь мне, а потом уже участникам художественной самодеятельности. Все зависит от руководителя. Руководитель захочет – другие подхватят, опять же цепная реакция.

На собственно творческую деятельность времени остается совсем немного?

И. И. Мне много раз предлагали работать директором. Как вы уже поняли, я в основном работаю организационно-умственно. Но я веду театральный кружок «Маска», фотокружок. Любое мероприятие, например, День поселка, наши коллективы приглашают, и мы едем. Я сам высчитываю километраж, ищу транспорт, думаю, где что взять для поездки.

Оформляю сцену, выстраиваю структуру концертной программы, пишу сценарий, работаю ведущим. Даже сцену оформить – казалось бы, что тут сложного? А я сцене уделяю очень серьезное внимание. Я отошел от оформления бумагой, это вчерашний день. Оформляем светом, иллюминацией, тканью, атласными ленточками, они очень хорошо смотрятся. То есть все то, что создаёт объем. Моя позиция – зритель должен видеть всю сцену. Он должен видеть, что сцена меняет цвет.

 Часто принимаем участие в межрайонных мероприятиях. Анализируем, сможем или нет принять участие в том или ином конкурсе. Мы ведь не профессионалы. Не знаем углубленно нотную грамоту, не знаем, что такое модуляция, как ее выстроить, тональность, темп и т. п. У меня в планах возродить сельский театр. Уже отобрал пьесу для постановки, но пока не могу добраться до нее.

Вы, наверное, единственный ДК в области, тем более сельский, кто издает свою газету - «На культурной волне».

И. И. Газета непостоянная, но я хочу выпускать ее с периодичностью раз в квартал. На набор и вёрстку газеты уходит очень много времени. Кто не знаком с этой деятельностью - не поймет. Это кропотливый труд, нужно обработать фотографии, нужен художественный взгляд, как их грамотно разместить, чтобы выдержать определенные требования. Поскольку я работаю в профессиональной газете «Родной край», я знаю, как это сделать. Наше издание я отправляю в Москву друзьям, отдаю в библиотеки, распространяю среди коллег в Тужинском районе бесплатно. Все это делается для создания положительного имиджа учреждения культуры. Имидж надо поднимать, говорить о нем.

Так, мы в районной газете делаем ленту новостей о культурных событиях в районе. Надо заявлять о себе. Ведь даже при распределении бюджетной помощи, дают ее в первую очередь Ныру, потому что мы работаем, у нас есть перспектива. Вот кресла для зрительного зала в РДК меняли и старые отдали в Ныр, потому что у нас они будут использоваться, а не пылиться.

Вот мы и перешли к такой важной составляющей как PR-деятельность.

И. И. В PR-деятельности большую роль играют социальные сети. По моей группе ВКонтакте можно отследить, чем мы живем. Работу нашу мы делаем для народа, и народ должен знать, что происходит в ДК. Когда проведено мероприятие, выкладываем альбомы о мероприятиях. Группа в сети дает эффект – молодежь знает о нас. Многие думают, что в сельском ДК ничего не проводится, и зачастую так и есть. Наши односельчане, уехавшие в другие места, пишут: «Я посмотрю – будто дома оказался». И дело не в лайках, дело в доступе информации для людей со стороны. Ее не должны ограничивать. Надо показывать себя, пиарить, выкладывать фотографии. Мы перед каждым мероприятием делаем анонс следующего, и у нас всегда полные залы. Газету прочитает узкий круг. В социальных сетях аудитория гораздо шире.

Спасибо, Иван Аркадьевич, за интересную беседу. Приятно, что есть такие увлеченные специалисты на селе, благодаря которым ведется работа, по эффективности не уступающая областным учреждениям.