Версия сайта для слабовидящих

Новости

28.03.2024
Кировчане стали лауреатами фестиваля «Театральное Приволжье»
Читать далее…

Новости из районов

21.03.2024
Во Дворце культуры "Металлург" прошла увлекательная танцевальная лаборатория "Как Иван свой танец искал"
Читать далее…

Итоги конкурсов

20.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

В Народной галерее Кировского областного Дома народного творчества открылась совершенно удивительная выставка вятской росписи и резьбы по дереву - "Вятская роспись. Творенье кисти и резца".

На открытии выставки присутствовала Надежда Ильинична Перминова, журналист, писатель, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей СССР, Лауреат множества премий. Об истории вятских художественных промыслов мы во многом узнаем по десятому тому «Ремёсла» «Энциклопедии земли вятской», составителем и автором многих статей которого является Надежда Ильинична.

Надежда Ильинична, расскажите немного о фабрике «Идеал» и творческом объединении «Умелец».

Н. П. Кустарными промыслами у нас на Вятке еще в 19 веке занимался земский музей кустарных изделий. После революции, уже в 20-х годах ремесленников стали объединять, но Великая отечественная война остановила это движение. История возрождения наших промыслов по-настоящему началась после войны. До войны существовали артели, которые, то формировались, то распадались, некоторые из них, такие, как каповые, даже продавали свои изделия за границу.

Те промыслы, которые мы видим сегодня на выставке, - резьба и роспись, - получили развитие в артели «Победа», в которой работал великолепный мастер Александр Иванович Васнецов. Он одним из первых обратился к геометрической резьбе, традиционной для Вятского края. Александр Иванович обучил этой технике  учеников. Некоторые отклики от его учениц до сих пор идут. И уже потом была создана фабрика «Идеал». Довольно большая, она включала несколько отделений.  Выпускалось тогда наравне с каповыми много резных шкатулок, и с росписью, и с выжиганием. Роспись эта была вначале еще не традиционная вятская, а в основном пейзажная. Их и сейчас порой можно встретить в антикварных магазинах. По сути, нашими шкатулками торговали по всему Советскому Союзу. То есть это была уже марка.

Возрождению способствовало то, что «Идеал» сотрудничал с научно-исследовательским институтом художественной промышленности г.Москва). Специалисты НИИХП совершали экспедиции по Кировской области, в сотрудничестве с нашими специалистами, такими как художник Евгения Алексеевна Окишева. Они собрали много интересных образцов по глубинкам, селам, деревням, все переработали, и на основе этих изысканий получилось такое уникальное сочетание резьбы и росписи. Роспись эта была уже крестьянская,  яркая: цветы, листья, фантастические птицы и звери.

Традиционная роспись бытовала в большинстве своем на севере области, ею расписывались предметы быта - шкафчики, перегородки, двери, а вот утварь, в основном, украшалась трехгранно-выемчатой геометрической резьбой. Сочетание этих техник дало новое направление. Расцвет этот промысел получил именно на фабрике «Идеал» и дожил до наших дней.

Из надомного цеха фабрики было создано предприятие «Умелец», которое объединило  мастеров, живших в районах области. Когда шло изучение промыслов, было выявлено, что народное творчество из народа никуда не ушло, умелые, талантливые люди продолжали ими заниматься на местах, так же, как и сейчас, продолжают свое дело и традиции. «Умелец» сыграл большую роль в том, чтобы в народе это искусство не зачахло.

В чем заключалась роль Художественных советов для развития отрасли?

Н. П. В том, что в Художественные советы входили специалисты, отметавшие все наносное, чужое, лишнее. Ведь к нам в Киров приезжали работать художники из Абрамцевского училища, из Подмосковья, а там, в основном, преподавали резьбу, отличавшуюся от вятской, и они должны были, приехав сюда, освоить то, что у нас. Нужно было обязательно сохранить традиции. Потому что нельзя, например, дымку делать по всей стране, она наша и только здесь ее делают, как следует. Вот почему сейчас дымковчанки получили патент? Это охранная грамота, потому что дымку уже начали и в Красноярске делать. Так не должно быть. Так же как хохлому, исконный промысел города Семенов Нижегородской области, начали уже производить в Сибири. Каждый регион России имеет свои изюминки. Главное – сохранить это. И вот художественный совет, прежде всего, берёг традиции и развивал их.

Ведь все мастера в объединении находятся в равных условиях, все обучаются одинаково, но у одного мастера выходят прекрасные изделия, а у другого не очень. Почему? У одного природный вкус, взгляд, легкая рука, - много составляющих. И именно художественный совет выносил вердикт, брали за образец самые лучшие вещи. У нас до сих пор существует художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам

Кировской области. К примеру, почему дымковская игрушка не может быть плоской? Потому что ее создавали женщины слободы Дымково, вокруг которых кипела живая жизнь, они, как скульпторы, переносили увиденное в глину, лепили формы. А современная девушка как вылепит? То, что она увидела по телевизору? В этом вся разница, потому что мироощущение стало совершенно другое и важно сохранить старые  традиции, чтобы дымка была настоящая. Так же точно в резьбе. Есть талантливые художники, которые  в геометрическую резьбу вводят, допустим, богородскую, и  это сочетание может быть красивым. Это так называемый собственный почерк автора. Все это может быть. Но как это сделано, надо смотреть и разбираться.

Мастера народных промыслов в большей степени художники или ремесленники?

Н. П. Народные художественные промыслы – ключевое слово здесь художественные, художники. Что мы понимаем под словом ремесленник? Например, нужно подковать кобылу, прибить ей подкову. Если кузнец хороший, он сделает не только это, но еще что-нибудь эдакое, чем будешь любоваться… даже дверную ручку.  В этом вся разница. То есть ремесленник делает обыденные вещи – разделочную доску, а художник из народа обязательно ее украсит резьбой. Можно просто предмет сделать, а можно произведение искусства. Во многих вятских семьях бытуют, сохраняются вещи, которые переходят от бабушек, от мам, потому что они красивые и удобные.

Как обстоит дело с ремесленным производством изделий народных промыслов сейчас? Наверное, в основном это труд мастеров-надомников?

Н. П. Существуют свободные мастера, но работают и  маленькие объединения. И, слава Богу, что резьба востребована. Промысел мог и умереть, если бы кто-то его не подхватил, и стал в каком-то маленьком объединении работать. Вот даже дымковская игрушка: мастерицы разделились на несколько объединений, и каждое из них делает дымковскую игрушку. Не обязательно иметь большое предприятие, главное – сохранить свою особенность, свои традиции. Может быть, дело еще и в том, что раньше сами делали утварь, потому что посуды не хватало. Сейчас выбор большой, на любой вкус. Но и сейчас многие люди не покупают штампованную пластмассовую вещь, а берут деревянную, потому что она и дольше служит, она и роднее, и экологичнее.

Радостно видеть на выставке изделия студентов технологического колледжа, где изучают народные промыслы Вятки. Пока это предметы с росписью. Они замечательно смотрятся рядом с музейными предметами. В разговоре с преподавателями колледжа и специалистами по народным промыслам постоянно звучал вопрос: не пора ли учить молодых и работе с деревом,  и геометрической резьбе, и каповому искусству? Пока есть настоящие мастера - профессионалы  уникальных промыслов, необходимо передать и  это ремесло молодым.

 Почему на Западе ценится все экологически чистое? У нас столько леса, что мы не видим его ценности. А там каждое дерево на счету. Вот такой пример: я была как-то в Голландии и нас повезли в лес. Меня удивило,  это же просто парк, а вовсе никакой не лес! Нет леса, также как у них нет волка, других зверей, потому что им негде жить. А сам наш хозяин, голландец, побывав в Кирове и просто выехав недалеко за город, сказал, у вас настоящие джунгли, вы такие богатые!

Я рада, что в нашем Доме народного творчества что ни выставка, то открытие. Я хожу с большим удовольствием и многих своих знакомых привожу, потому что каждая выставка показывает что-то новое. Очень многие участники этих выставок – мастера из районов. Это говорит о том, что дух наш жив, мы чувствуем красоту и бережем свои традиции.

Приглашаем всех жителей города посетить выставку "Вятская роспись" и своими глазами увидеть уникальные экспонаты, некоторым из которых уже более ста лет.