Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Игра в лодыжки («Чечки») Афанасьевского р-на Кировской области

Игра в лодыжки. МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района. Фото Е.В. Меркучевой. 2022

Места бытования: Кировская область, Афанасьевский район.

Этническая принадлежность: русские, коми-пермяки.

Язык: русский, коми-зюздинский диалект.

Описание: «Лодыжки» – старинная игра народов, населяющих современную Россию, связанная с особенностями традиционного хозяйства. Реквизит для игры (лодыжки) изготавливали из костей домашних животных, разводимых населением той или иной местности. В разных местностях и у разных народов варьируются названия игры, наименования граней лодыжек, правила. В прошлом игра в лодыжки бытовала и на территории других районов Кировской области, но  в Афанасьевском р-не эта практика отличается наибольшей сохранностью.  Данный вариант «лодыжек» наиболее близок типу игры народов севера европейской части России.

Афанасьевский р-н расположен на северо-востоке области, в этнокультурном пограничье, где совместно проживают русские и коми-пермяки. Эта территория входила в состав Зюздинской волости Вятской губернии. Её коренным населением являются зюздинские (верхнекамские) пермяки, происхождение которых связывают с легендарным народом «чудь». Зюздинские коми занимают западную часть территории расселения коми-пермяков и принадлежат южной этнографической группе. Самое старое поселение русских колонизаторов – Зюздинский погост (по названию реки Зюзьбы) – ведет свою историю с 1607 г. В дальнейшем Зюздинский край заселялся русскими с севера, со стороны Кайгорода, в т.ч. старообрядцами. Многовековое соседство двух этнических групп привело к почти полному обрусению зюздинских пермяков. Русские и коми-пермяки проживали в одинаковых бытовых условиях, имели сходный тип хозяйства.

В хозяйстве было много овец, которых с поздней осени начинали резать. Продуктами традиционного домашнего животноводства было мясо, шерсть, шкуры. Лодыжки изготавливали из суставчиков задних ног овцы: ноги очищали от шкуры и ставили томиться в русскую печь, после чего мясо легко отделялось от  костей. Далее от костей отделяли и лодыжки. С одной овцы выходило всего 2 игровые косточки, но поскольку за зиму забивали по несколько овец, количество игровых костей со временем накапливалось. По словам информантов, кости были в каждом доме, где держали овец, и, по местному поверью, выбрасывать  их нельзя («овцы будут плохо вестись»).

Издавна в лодыжки играли и русские, и коми-пермяки, в диалекте которых игра называется «чечки».  Практически в каждой семье «лодыжки» («чечки») были развлечением осенне-зимнего периода. В традиционных сельских сообществах все семьи были большими. Количество игроков не ограничивалось (от 3-х и более): дети примерно с семилетнего возраста, молодёжь, взрослые. Количество лодыжек также не имеет значения – чем больше, тем игра интереснее. Ход игры определяется тем, какой стороной ложится лодыжка. Каждая сторона лодыжки различается по форме и имеет своё название: «тол» имеет гладкое ребро, «сак» – ребро с ямочкой, «чисто» – это гладкая выпуклая сторона, «горе» – гладкая с ямочкой сторона лодыжки.


«Тол» (гладкая сторона лодыжки). МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022 г.

«Сак» (сторона лодыжки с ямочкой).МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022 г.

«Чисто» (гладкая выпуклая сторона лодыжки). МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022 г.

«Горе» (гладкая с ямочкой сторона лодыжки).МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022 г.

Лодыжки. МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района. Фото Е.В. Меркучевой. 2022 г.

Перед началом игры обговаривали некоторые её условия. Чтобы выбрать первого игрока, по кругу кидают одну лодыжку, кому выпадет «тол», тот начинает игру. Первый игрок в пригоршню набирает лодыжки и метает их на ровную поверхность (пол, стол). Кроме водящего игрока, лодыжку никому трогать нельзя. После броска ведущий собирает «толы». Если ведущий игрок собрал не все «толы» и начинает выбивать лодыжки, его останавливают, показав на оставшийся «тол» и ход переходит другому. Это условие обговаривается перед началом игры, и игроки могут договориться помогать друг другу в поиске толов. Также до начала игры обговаривали, с какого места можно выбивать пары – с того, где постоянно находится игрок, или можно переходить на более удобные для этого точки вокруг игрового поля.

Во время броска могла образоваться так называемая «баня»: лодыжки лежат друг на друге или плотно соприкасаются друг с другом. «Баню» разбивали свободной лодыжкой (броском сверху). Для разбивания, как правило, выбирали ту лодыжку, которая впоследствии будет мешать, либо расположена очень далеко (неудобна для дальнейшей игры). Если разбивают «баню» и выпадает «тол», то его также забирают в выигрыш.

Положение лодыжек «баня».МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022

После того, как толы собраны, «баня» разбита, начинается выбивание пар лодыжек. Пары – две стоящие рядом лодыжки, выпавшие одной и той же стороной: «горе» – «горе», «сак» – «сак», «чисто» – «чисто». Если игрок ошибался и сбивал лодыжки, выпавшие разными сторонами, допустим «сак» и «чисто», ход переходил к другому игроку. Игрок сбивает пару и одну лодыжку (из пары) забирает в свой выигрыш. Из разбитой пары нужно забрать ту лодыжку, которая в дальнейшей игре принесёт меньше пользы. От умения это рассчитать зависит успех игрока, т.к. выгодно расположённой лодыжкой по ходу игры можно разбить ещё одну пару. Если при ударе сбивалась лишняя лодыжка (третья, четвёртая) или кость не долетела до пары, ход переходит к следующему игроку.

Сбор лодыжек перед метанием. МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022

Игра в лодыжки. Сбор толов. МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района.

Фото Е.В. Меркучевой. 2022

В ходе игры количество лодыжек постепенно уменьшается, поэтому толы выпадают всё реже или совсем не выпадают. На этот случай ещё до начала игры договаривались, переходит ли ход от игрока, не выбросившего тол, к другому участнику игры, или наличие тола при разбрасывании костей не является обязательным условием для продолжения игры.

Когда на столе остаётся 2 кости, игроки их метают по очереди до тех пор, пока не образуется пара. Если пара долго не выпадает, одну из лодыжек можно заменить. Игра продолжается до последней лодыжки, пока она не ляжет толом. Здесь также допускается замена лодыжки, если она не выпадает желаемой стороной. Тот, кому, наконец, выпал тол, будет первым начинать следующую игру.

После того как лодыжки заканчивались, каждый игрок считал количество оставшихся у него костей. Победителем является тот, кто забрал большее количество лодыжек. В Афанасьевском районе играли «на щелбаны». Тот, кто побеждал, «раздавал» их тем, кто проиграл. Количество «щелбанов» зависело от того, насколько меньше лодыжек, по сравнению с победителем, собрал проигравший.

Способы  формы передачи традиции: в быту передается от старших членов семьи – детям, в организованных формах культурно-досуговой деятельности.

Справочная информация

История выявления и фиксации. Вариант игры в лодыжки (чечки), бытующий в Афанасьевском р-не, зафиксировала заведующая отделом народного творчества МБУ «Центр культуры и досуга»Афанасьевского района Кировской области Меркучева Елена Валентиновна (пгт. Афанасьево). Место фиксации: Афанасьевский р-н, д. Московская. Информанты: Воробьева Муза Андреевна (1958 г.р., Афанасьевский р-н, д. Московская), Харина Лада Прокопьевна (1968 г.р., Афанасьевский р-н, д. Московская).

Библиография

Белицер В. Н.Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало XX в. М., 1958. 391 с. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия / Акад. наук СССР; Т. 45)

Штейнфельд Н.П. Зюздинский край (Глазовского уезда) // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка. 1892. С. 272-312

Современное состояние объекта: естественное бытование.

Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры: игра используется в мероприятиях МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района, МБУ «Центр культуры и досуга» Афанасьевского района Кировской области.

Авторы/составители: Меркучева Елена Валентиновна (заведующая отделом народного художественного творчества МБУ «Центр культуры и досуга» Афанасьевского муниципального округа Кировской области, пгт. Афанасьево) под ред. Ходыревой Ольги Владимировны (кандидат культурологии, методист по сохранению объектов нематериального культурного наследия сектора методической деятельности отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ»).

Дата публикации: 08.02.2023

Видео: Игра в лодыжки. Воробьева Муза Андреевна. МКУК Центр коми-пермяцкой культуры д. Московская Афанасьевского района. Видео Е.В. Меркучевой. 2022 г. URL: https://vk.com/video-38327189_456239184?list=4157ab5c57db034797