Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Традиционное исполнительство на кустарной гармони в Яранском р-не

А.А. Летунов. Яранский р-н, п. Знаменка. Фото Е.В. Бабинцевой. 2022 г.

Категория:  народное исполнительство (жанры инструментальной музыки)

Этническая принадлежность: русские

Язык: русский

Конфессиональная принадлежность: православие

Места бытования: Яранский р-н.

Описание. Развитие локальной традиции гармонных наигрышей на юго-западе Вятской губернии (бывшем Яранском уезде) связано с возникновением местного гармонного промысла. Названия румянцевской и колеватовской гармони происходят от фамилий мастеров-изготовителей – Румянцевых и Колеватовых. Мужчины, умевшие играть на гармони, пользовались уважением у местного населения, т. к. гармонные наигрыши были обязательным элементом всех сельских праздников и гуляний. Как правило, гармонисты из народа являются самоучками, учились у местных гармонистов со слуха.

Благодаря широкому распространению инструментов кустарного производства в юго-западных районах появились гармонисты, хорошо знающие особенности  инструмента и предъявляющие высокие требования к его звучанию. Некоторые из них играют не на одной, а на нескольких гармонях различных конструкций. Так, Алексей Александрович Летунов располагает тремя инструментами:  румянцевской «шестипланкой» с колокольчиком, румянцевской «восьмипланкой» и колеватовской гармониками.



Владимир Смирнов. Румянцевская гармошка. Яранский р-н, с. Первомайское. Фото Е.В. Бабинцевой. 2022 г.

Александр Смирнов. Румянцевская гармошка. Яранский р-н, с. Первомайское. Фото Е.В. Бабинцевой. 2022 г.

Особенное распространение получили румянцевские гармони, т.к. их более яркое, резкое звучание отвечало потребностям уличных гуляний, более глухая по звучанию колеватовская гармонь использовалась в домашних условиях. Центральным событием гулянья считалось шествие молодежи по деревне с гармошкой. Гармонист играл наигрыш «Прохожая», а остальные пели частушки. После шествия молодежь расходилась на группы, каждая группа устраивала свой «круг» для пляски. Здесь звучали традиционные наигрыши под пляску – «Сербиянка», «Подгорная», исполнялись многофигурные пляски («Козла», «Метелица», «Барабушка»), танцы («Светит месяц», «Краковяк»). В центре круга ставили стул или табуретку для гармониста и плясали возле него.

Наигрыш «Сербиянка» сопровождал сольные пляски, девушки плясали под «Подгорную». Чаще всего плясали две подружки, которые давали друг другу «наветки», то есть во время частушек происходил своеобразный диалог между ними. Под наигрыш «Подгорная» также могла исполняться женская сольная пляска. Наигрыши «Сербиянка и «Подгорная» также могли сопровождать групповую пляску по кругу. По воспоминаниям местных жителей, ни одно гулянье не обходилось без драк. Молодые парни из разных деревень ходили отдельными группами, каждая – со своим гармонистом, и пели «хулиганские», «озорные» частушки под «Прохожую».

В зимний период в деревнях проходили «вечера», на которых молодые люди плясали и пели под гармошку. Наигрыши на гармонике занимали важное место в системе праздников семейного цикла.

Темповые характеристики наигрышей связаны с формами движения: быстрый темп характерен для наигрышей под пляску, медленный – для наигрышей, сопровождающих шествие. Общим для всех наигрышей является принцип варьирования музыкальной ткани на уровне мелодики и ритмики. Структуру традиционного наигрыша можно представить как цепочку ритмо-гармонических звеньев. На основе объединения двух простейших ритмо-гармонических звеньев (фраз из 4 тактов) образуются предложения (по 8 тактов), которые, в свою очередь, могут составлять основу периода из двух предложений (16 тактов).

Опираясь на экспедиционные материалы, специалисты Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова выделили в репертуаре гармонистов юго-запада Кировской области несколько групп традиционных произведений.

1) Наигрыши, сопровождающие шествие: «Прохожая» (другие наименования: «Вдоль деревни», «Санчуринка», «Деревенская», «Под драку»). Как полагают К.А. Мехнецова и Д.В. Изотов, этот тип наигрыша в локальной исполнительской традиции является ведущим, что сближает её с инструментальной традицией Поволжья [1].

Описывая локальную исполнительскую практику, исследователи отмечают, что композиция «Прохожей» строится на основе периода из двух предложений (А-Б), каждое из которых состоит из двух фраз (а-а-б-б). Наигрыш исполняется, как правило, в основной мажорной тональности (ми-мажор), в некоторых случаях – во второй мажорной тональности (си-мажор).

2) Наигрыши, сопровождающие пляску: «Сербиянка», «Полечка», «Сени», «Подгорная», «Барыня». «Подгорная» исполняется во второй тональности румянцевской гармони (си-мажор). В основе этого  наигрыша лежит многократный повтор ритмо-гармонического звена (фразы из четырех тактов), которое воспроизводится в партии левой руки.

По наблюдениям исследователей, для «Сербиянки» характерна развернутая структура, что отличает её от широко известных плясовых наигрышей, представленных, как правило, краткими повторяющимся звеньями. В основе наигрыша – период из двух предложений (А-Б). Как и в «Прохожей», предложения строятся на основе повтора двух фраз (а-а-б-б). Первое предложение полностью звучит в до-диез миноре, причем повторяющаяся фраза (а) является своеобразным минорным вариантом «Подгорной».

Частушка, исполняющаяся под наигрыш «Сербиянка», может согласовываться как с первым, так и со вторым предложением наигрыша. Одни и те же исполнители могут в процессе пения использовать оба варианта включения частушки. Традиционно исполнительское искусство может представлять собой диалог исполнительницы частушки с гармонистом: «Вот спасибо, тебе, Витя, вот, спасибо, три раза. / За игру, за уваженье, за весёлые глаза». В частушках отражается местная специфика, географическая привязанность:

 – «А мы шарпатовски девчоночки, на вы дак и на вы, // Боевые, развитые, не боимся никого». // – «От Яранска до нас сорок восемь ёлочек, // Обещался, не пришёл, яранский мой милёночек» (зап. от Л.М. Ергиной 1962 г.р., акк., гармонь В. Полтаев 1962 г.р., с. Кугушерга Яранского р-на. Экспедиция КОГАУК "ОДНТ," 2022 г.).

Виктор Полтаев. Румянцевская гармошка. Яранский р-н, с. Кугушерга. Фото Е.В. Бабинцевой. 2022 г.

Предметы, связанные с объектом. Румянцевская и колеватовская гармони отличаются от гармоники-«хромки» фабричного производства количеством клавиш – 23 (21) на правой клавиатуре и 12 на левой, а также особым расположением басов (подр. см. статью каталога: «Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области» в категории традиционные технологии / техники  (изготовление музыкальных инструментов). 

                                                                                                                            Румянцевская гармонь                                  Колеватовская гармонь       

Гармони А.А. Летунова. Яранский р-н, п. Знаменка. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.

Техники/Технологии, связанные с объектом. При игре на румянцевской гармонике мех инструмента размещается на левом колене гармониста. Ремень, который на румянцевских гармониках на правой части корпуса, заведен за пра- вую руку гармониста, в районе предплечья. Большой палец правой руки упирается в тыльную сторону грифа, таким образом, ремень, находящийся на предплечье гармониста, натягивается. Такая постановка инструмента позволяет гармонисту управлять мехом как правой, так и левой рукой. Однако большинство гармонистов управляют мехом левой рукой.

В юго-западных районах Кировской области одним из приемов игры гармонистов, который может служить опознавательным признаком принадлежности к локальной традиции, является использование синкопированных ритмов в партии левой руки, при этом смена аккорда происходит с запаздыванием – не на сильной доле такта, а на слабой. Данный прием в большинстве случаев используется в наигрыше «Прохожая». Проявление синкопированного ритма может также возникать за счет того, что в паре «бас-аккорд» бас либо пропускается, либо играется слабо, таким образом, акцент переносится на слабую долю. Данный прием создает возможность облегчить фактуру и сделать ее менее плотной (часто гармонисты используют такой прием в момент пения частушки.

Способы и формы передачи традиции: не передаётся.

Справочная информация 

История выявления и фиксации.

 – Экспедиция Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Год, собиратели: 2010 — И.Б. Теплова, Г.В. Лобкова, 2011 — Г.В. Лобкова, 2012 — А.В. Полякова, С.В. Булкин, Д.В. Изотов. Место фиксации: Кировская область, Санчурский район, город Санчурск, сёла Ихта, Сметанино, деревни Агафоново, Козин; Тужинский район, посёлок Тужа, деревня Колеватово; Кикнурский район, село Потняк; Яранский район, город Яранск, село Кугалки. Место хранения: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Фольклорно-этнографический центр имени А.М. Мехнецова (Архив ФЭЦ СПбГК). Основной аудиофонд (ОАФ). Основной видеофонд (ОВФ). Основной Фотофонд (ОФФ). Коллекции 267 (2010 г., лето), 280 (2011 г., лето), 285 (2012 г., зима).

  – Экспедиция КОГАУК «Областной Дом народного творчества» в Яранский р-н Кировской области. Июнь 2022 г. Собиратели: Холманских И. А., Холманских В. Ю., Бабинцева Е. В.,  Ходырева О. В. Место хранения: архив КОГАУК «Областной Дом народного творчества», личные архивы собирателей.

Библиография

1. Мехнецова К. А., Изотов Д. В. Румянцевская гармоника в традиционной культуре Кировской области / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 3-е изд., испр.  Санкт-Петербург: Саратов: Амирит, 2020. 72 с.

Современное состояние объекта: бытует в индивидуальном исполнительстве. Традиция в стадии затухания: социальная среда, в которой были востребованы гармонисты, утрачена, их количество сокращается.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: отсутствует.

Составитель: О.В. Ходырева, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГУАК «Областной Дом народного творчества».

Дата публикации: 21.10.2022

Видео из архива Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова // Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области: 

1. «Прохожая». Кировская обл., Яранский р-н, г. Яранск. Исп. Охотников А.Г., 1933 г.р.  Запись: Изотов Д.В., Черемнина  Е.С. 12.07.2010. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti#video-materials-3

2. «По деревне». Кировская обл., Тужинский р-н, Михайловское с/п, д. Васькино. Исп. Кощеев А.В., 1954 г.р. Запись: Лобкова Г.В., Булкин С.В., Шейченко М.Н. 08.08. 2010. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti#video-materials-4

3. «Сербиянка». Кировская обл., Яранский р-н, г. Яранск. Исп. Сазанов Ю.И., 1936 г.р.  Запись: Изотов Д.В., Голубева М.С., Остапенко А.Г. 12.09.2010. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti#video-materials-5

4. «Прохожая». Кировская обл., Тужинский р-н, п. Тужа. Исп. Щучинов В.Г., 1927 г.р. Запись: Лобкова Г.В., Булкин С.В., Шейченко М.Н. 11.08. 2010. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti#video-materials-6

Аудио из архива Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова // Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti 

1. «Санчуринка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении Г.Г. Подгораева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл. 

2. «Сени» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении Г.Г. Подгораева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл. 

3. «Сербиянка — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении Г.Г. Подгораева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл. 

4. «Хулиганская» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении В.А. Барканова из д. Савичи Яранского р-на Кировской обл. 

5. «Прохожая» – наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении В.М. Шепелева из с. Кугалки Яранского р-на Кировской обл. 

6. «Под драку» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении В.М. Шепелева из с. Кугалки Яранского р-на Кировской обл. 

7. «Сербиянка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении В.М. Шепелева из с. Кугалки Яранского р-на Кировской обл. 

8. «Прохожая» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении И.В. Рыбакова из д. Олинские Яранского р-на Кировской обл. 

9. «Сербиянка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении И.В. Рыбакова из д. Олинские Яранского р-на Кировской обл. 

10. «Барыня» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении П.Я. Погадаева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл. 

11. «Сербиянка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении П.Я. Погадаева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл. 

12. «Подгорная» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении А.А. Летунова из с. Знаменка Яранского р-на Кировской обл.

13. «Сербиянка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении А.А. Летунова из с. Знаменка Яранского р-на Кировской обл.

14.  «Санчуринка» — наигрыш на колеватовской гармонике в исполнении В.Ф. Башева из с. Кугушерга Яранского р-на Кировской обл.

15.  «Подгорная» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении А.Г. Охотникова из г. Яранск Яранского р-на Кировской обл.

 16. «Прохожая» — наигрыш на колеватовской гармонике в исполнении Д.И. Русинова из п. Тужа Тужинского р-на Кировской обл.

17. «Камаринского» — наигрыш на колеватовской гармонике в исполнении Д.И. Русинова из п. Тужа Тужинского р-на Кировской обл.

18.  «Сербиянка» — наигрыш на румянцевской гармонике в исполнении А.В. Кощеева из д. Васькино Тужинского р-на Кировской обл.