Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Лирические песни Афанасьевского района

Категория объекта: народное исполнительство

(вокальные и вокально-исполнительские жанры)

Ансамбль исполнителей из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.: Кораблева Л.В., Семакова Н.В., Емандыкова В.И., Бузмакова Л.П., Тебенькова Е.А. Фото Г.В. Лобковой. 2012

Этническая принадлежность: русские

Язык: русский, северорусское наречие

Конфессиональная принадлежность: православие

Места бытования: Афанасьевский р-н, Кировская область

Описание. Заселение Афанасьевского района русскими относится к началу XVII  столетия. Самое старое поселение русских колонизаторов в этой северной части региона – Зюздинский погост (по названию реки Зюзьбы) – ведет свою историю с 1607 г. Территория современного Афанасьевского р-на входила в состав Зюздинской волости. Открытие Афанасьевского церковного прихода относится к 1660-1667 гг. Костяк местного населения Афанасьевского района составляли коми-пермяки. В дальнейшем Зюздинский край заселялся с севера, со стороны Кайгорода пермяками и русскими, в т.ч. старообрядцами. Полиэтнический состав района обусловил специфику фольклорной традиции. 

Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинныепротяжныетяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием строгой приуроченности большинства таких песен (простые песни) или их прикрепленностью к разнообразным праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.

Состав исполнителей зачастую определяется самой ситуацией звучания песни. Так, девушки пели во время совместной работы зимними вечерами, когда пряли, вышивали или вязали кружева вместе, собираясь в одном из домов. Женское пение звучало на супрядках, во время полевых работ и по дороге домой, во время свадебного девичника, на застольях. Мужские ансамбли могли собираться в календарные праздники – на Пасху, Масленицу, Покров, при этом песни чаще всего звучали за праздничным столом. Ансамбли смешанного состава складывались во время исполнения лирических песен на летних и зимних игрищах, на совместных застольях.

В традиции встречаются как стихийные ансамбли (из тех, кто знает песни), так и ансамбли, имеющие сложившийся со временем состав исполнителей. Однако такие ансамбли не являются закрытыми, и певцы, знающие песни могут свободно присоединяться к основным участникам. В певческом коллективе выделяется запевала – человек, который заводит (запевает) большинство песен: он должен выбрать нужную высоту звучания, обозначить тембровые и темповые характеристики песни. Без запевалы участники ансамбля часто отказываются исполнять песни.

Лирические песни, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии исполнителей: пели, «когда подойдёт». Чаще всего пели как женщины, так и мужчины во время полевых работ (например, по дороге на покос и с покоса), а также в праздничные дни: «кто хочет, тот поет».

Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости брáжничали. В Афанасьевском районе «пивными» считались особые даты календаря: Покров, Сдв?женье (Воздвижение), Тихонов, Петров, Иванов дни. Участники застолья делали склад?нки каждый приносил  мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни с определенными сюжетами: «Изопьём мы пиво пьяное», «Браженька яровая» и другие. По комментариям исполнителей, непосредственно за столом песен не пели. Только когда гости выходили из-за стола и садились на лавки, начинались песни и пляски.

Некоторые из лирических песен имеют в традиции устойчивую приуроченность. Так, к свадьбе приурочена песня «Лучинушка», которая зачастую определяется как свадебная. Она звучала в доме жениха после одаривания невестой его родни. Лирическую песню «На угоре на яру» чаще всего связывают с летними или зимними гуляньями – игрищами, причем ее исполнение могло сопровождаться движением поющих по кругу.

В традиции выделяется ранний пласт лирических песен, к которому относятся образцы молодецкой и женской лирики, некоторые песни с балладными сюжетами, а также песни позднего историко-стилевого пласта, в том числе тюремные.

Для песен молодецкого цикла характерны сюжеты, связанные с гибелью молодца на чужой стороне, жизнью молодца в неволе. Отдельную группу составляют песни с текстами рекрутской тематики, в которых описывается служба молодца в солдатах. Сюжеты молодецкой лирики, как правило, имеют общерусское распространение, что обусловлено более свободным перемещением мужского населения во время воинской службы или отходов на промыслы. Такие песни чаще всего имеют протяженные напевы в широком диапазоне.

Среди классических образцов молодецкой лирики следует отметить «Горы развысокие» (сюжет гибели молодца на чужбине), «Что болит-то, шумит разбуйнáя голова» (сюжет встречи девицы и молодца), «В поле травонька-замуравонька» (рекрутчина, разлука с близкими). В песнях «Уж ты зорюшка, зоря», «Крýты горы развесёлые», «Гуляли два молодца» встречаются ритмические структуры, близкие к наиболее ранним в историко-стилевом отношении эпическим формам фольклора. Зафиксированы сведения о том, что раньше эти песни пели мужчины, однако записать их в мужском исполнении не удалось. Следы мужской манеры пения заметны при исполнении некоторых песен, отличающихся насыщенностью звучания и активным использованием дыхания. К ним относятся песни балладного содержания с сюжетами «молодец и постылая жена», «муж-пьяница» («Уж ты молодость моя», «Ой, да всё спасибо синему кувшину»). 

Песни женской традиции характеризуются своим кругом сюжетов. Первая группа сюжетов (девичьей песни) раскрывает темы девичьего сиротства, взаимоотношений молодца и девицы – встреча, разлука с милым, измена. Вторая группа сюжетов связана с женской долей – несчастливым замужеством, жизнью в несогласной семье. Песням женской традиции свойствен более ограниченный диапазон напева, мелодика, основанная на повторении закрепленного набора интонаций.

В некоторых лирических песнях Афанасьевского района, относящихся к раннему историко-стилевому пласту, прослеживается связь с песенной традицией Русского Севера, что проявляется как в наличии сходных сюжетов («Кого любишь – того жаль», «Что шумит-то болит разбуйнáя голова»), так и в стилистической близости напевов («Не хмелинка в поле вьётся», «Ой, ты зорюшка, зоря»).

В Афанасьевском районе зафиксированы песни позднего историко-стилевого пласта – романсы, тюремные и военные песни. Они  повествуют об отношениях с возлюбленным (любовь, тоска, расставание, измена, ссоры), тюремном заключении, ссылке, уходе на войну. Большое распространение имеют и жестокие романсы. В музыкальном отношении песни позднего историко-стилевого пласта характеризуются более краткими напевами.

В особую группу выделяются песни пивных праздников, сюжеты которых связаны с застольями («Браженька яровая»). Напевы этой группы песен разнообразны по своим историко-стилевым характеристикам.

Способы и формы передачи традиции. Естественная и реконструированная передача песенной традиции.

Справочная информация.

История выявления и фиксации. Песенная традиция Афанасьевкого района Кировской области привлекала внимание многих исследователей.

 – В 1988 году в сборнике «Русские песенницы наших дней» вышла статья С. Н. Браз «Серафима Черанёва и ее подруги», посвященная выдающейся певице из села Афанасьево. В публикации немалое место занимают лирические протяжные песни.

– В 1987–1990-х годах в Афанасьевском районе работали участники фольклорного ансамбля Уральского государственного университета. Экспедиционные записи этих лет переданы в Свердловский областной дом фольклора и в настоящее время хранятся там – экспедиционный фонд (ЭФ) № 0143–0149, 0169, 0327–0331, 0350–0353. Данные материалы не опубликованы.

– Изучением и освоением традиций Афанасьевского района активно занимается народный фольклорный ансамбль «Слобода» Кировского областного дома народного творчества. По материалам их экспедиций в 2004–2011 годах были изданы сборники «Вятка-река», включающие песни из Афанасьевского района.

– В 2006–2007 годах состоялись экспедиции Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории в Республику Удмуртия (руководитель Е. А. Склярова). В ходе исследования были сделаны записи в южной части Афанасьевского района.

В 2012–2013 годах в Афанасьевский район состоялись комплексные экспедиции, в которых приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории, сотрудники Фольклорно-этнографического центра. В настоящее время материалы этих экспедиций хранятся в архиве Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова (Архив ФЭЦ СПбГК). Основной аудиофонд. В результате экспедиционного исследования 2012 года на данной территории удалось зафиксировать более шестидесяти сюжетов лирических песен.

Источники информации:  библиография

1. Браз С.Н. Песни земли Вятской. М.: Композитор, 2000. 224 с.

2. Браз С.Н. Серафима Черанёва и ее подруги // Русские песенницы наших дней. М.: Советский композитор, 1988. С. 121–172.

2. «Вятка-река»: песни из репертуара фольклорного ансамбля «Слобода» / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 1. Киров, 2004. 45 с. 3.

3. «Вятка-река»: песни из репертуара фольклорного ансамбля «Слобода» / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 2. Киров, 2007. 69 с.

4. «Вятка-река»: песни Афанасьевского района Кировской области / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 3. Киров, 2011. 164 с.

5. Вятский родник (сборник вятского фольклора) / Сост.: В.А. Поздеев, Н.Ф. Булычев и др. Киров, 1991. 41 с.

6. Ичетовкина Е.А. Лирические песни Афанасьевского района Кировской области: репертуарный сборник; часть 1. Киров: КОГАУК «Областной дом народного творчества», 2021. 58 с.

Современное состояние объекта. Среди жителей старшего поколения сохраняется традиция ансамблевого многоголосного исполнения лирических песен. Также более поздние лирические песни исполняются стихийными ансамблями старшего поколения жителей района, которые могут возникать в ситуации семейных и народных праздников. Во многих населенных пунктах существуют фольклорные ансамбли, которые сложились как в результате клубной деятельности, так и благодаря естественным формам преемственности культурных традиций.  Объект включен в Каталог нематериального культурного наследия РФ.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры. Лирические исполняются коллективами культурно-досуговых учреждений Афанасьевского р-на. Лирические песни Афанасьевского р-на исполняет заслуженный коллектив народного творчества, фольклорный ансамбль «Слобода».

Автор: Шейченко Мария Николаевна, специалист по фольклору Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. 

Дата публикации в Каталоге нематериального культурного наследия РФ: 03.09.2015

Дата  публикации в Каталоге нематериального культурного наследия Кировской области: 08.02.2022

Аудио и видеоматериалы из Архива Фольклорно-этнографического центра  им. А.М. Мехнецова С.-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова опубликованы на портале Культура.РФ. Материал предоставлен Центром русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова». URL: https://www.culture.ru/objects/489/liricheskie-pesni-afanasevskogo-raiona-kirovskoi-oblasti

Аудио:

01 Лирическая песня «Сторона, сторонушка» в исполнении Л.Ф. Ромашовой, Е.И. Ромашовой и В.Д. Селезневой из д. Ромаши Афанасьевского р-на Кировской обл.

02 Лирическая песня «На угоре на яру» в исполнении Л.П. Бузмаковой, И.В. Сенькиной, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблёвой, В.И. Емандыковой, М.А. Чирковой и Е.А. Тебеньковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.

03 Лирическая песня «Шёл Ванюшенька горою» в исполнении Н.И. Семуковой из п. Бор Афанасьевского р-на Кировской обл.

04 Лирическая песня «Ой, ты зорюшка, заря» в исполнении В.И. Емандыковой и Л.В. Кораблёвой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.

05 Лирическая песня «Как по речке по реке по матушке по Неве» в исполнении В.С. Лучниковой и В.С. Черанёвой из д. Ичетовкины Афанасьевского р-на Кировской обл.

06 Лирическая песня «Круты горы развесёлые» в исполнении П.Н. Варанкиной из д. Ичетовкины Афанасьевского р-на Кировской обл.

07 Лирическая песня «Гуляли два молодца» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблевой, В.И. Емандыковой и Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.

08 Лирическая песня «Не хмелинка в поле вьётся» в исполнении Л.В. Кораблёвой и В.И. Емандыковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.

09 Лирическая песня «Лучина, лучинушка» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблевой, В.И. Емандыковой и Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл.

10 Лирическая песня «Я брала-то брала цвет калинушку» в исполнении Т.Г. Черанёвой из д. Зимино Омутнинского р-на Кировской обл.

Видео:

1. «Что болит-то болит разбуйная голова». Исп. Варанкина П.Н. 1932 г.р.

2. «Уж ты молодость моя». Исп. Черанева Т.Г. 1932 г.р.

3. «Ой да всё спасибо синему кувшину». Исп. Першина К.Г. 1947 г.р., Макарова Ф.О. 1937 г.р., Гордина А.И. 1932 г.р., Гордина Е.А. 1939 г.р.

4. «В поле травонька-замуравонька». Исп. Варанкина П.Н. 1932 г.р., Тутынина Е.К. 1938 г.р., Лучникова В.С. 1940 г.р., Черанёва В.С. 1931 г.р.

5. «Кого любишь, того жаль». Исп. Ромашова Л.Ф. 1937 г.р., Ромашова Е.И., ок. 80 лет, Селезнева В.Д. 1933 г.р.

6. «Браженька Яровая». Исп. Тебенькова Е.А. 1944 г.р., Семакова Н.В. 1928 г.р., Кораблёва Л.В. 1929 г.р., Емандыкова В.И. 1938 г.р., Бузмакова Л.П. 1953 г.р.