Песенный фольклор нижнечепецких удмуртов
Категория объекта: народное исполнительство (вокальные и вокально-исполнительские жанры)
Этническая принадлежность: северные, нижнечепецкие удмурты (ватка)
Язык: северное наречие удмуртского языка, слободской и косинский говоры.
Конфессиональная принадлежность: православие.
Места бытования: Кировская обл., Слободской р-н д. Светозарево, Унинский р-н, д.д. Сибирь, Астрахань.
Описание. Удмурты (доревол. – вотяки) являются одним из коренных народов, населяющих Вятский край с начала 2 тысячелетия. На развитие этнотерриториальных групп удмуртов Кировской области повлияли исторические процессы, связанные с русской колонизацией Вятского края в XII-XIV вв. В литературном памятнике XVI в. «Повести о стране Вятской» говорится, что в конце XII в. новгородцы захватили удмуртское поселение, так называемый Болванский городок, и на этом месте основали «град Никулицын». Через некоторое время на противоположном берегу Вятки новгородцы основали город Хлынов. Ранее здесь также был племенной центр удмуртов ватка (Ваткакар) с общественной куалой (удмуртское святилище, молитвенный шалаш).
С берегов Вятки удмурты ушли на нижнюю Чепцу (левый приток Вятки). Воспоминания об основании новых деревень записали этнографы М.Г. Атаманов и Е.К. Егоров, согласно которым удмурты из Кылно (Хлынова) переселились в Карино (совр. Слободской р-н), где попали под татарское владычество. Родовое святилище было перенесено в место возле удмуртского поселения Чабъя (совр. д. Омсино Слободского р-на) [1, 2].
Одна из ветвей нижнечепецких удмуртов, поднявшись по р. Чепце, доплыла до левого притока Чепцы р. Косы. Так с XVII в. начала формироваться этнографическая группа косинских удмуртов. В составе Вятской губернии эти земли были частью Слободского и Глазовского уездов.
Таким образом, в Кировской области по разным берегам Чепцы сложились две этнотерриториальные группы удмуртов ватка. Слободские удмурты проживают на правом берегу в Нижнем и Верхнем Мочагино (Понул, Кунды), деревнях Бурино (Сюра), Красногорье (Чёла), Сизёво (Бигра), Омсино (Чабья), Паскино (Поска) и др. Сегодня местом компактного проживания удмуртов является деревня Светозарево (удм. Гырдор), основанная в 1927 г. выходцами из д. Красногорье (выселок из д. Кругловской – Чола-Ез). Поселения косинских удмуртов находятся в Зуевском районе: деревни Березник (Кион), Городище (Поркар), Слудка (Улась Годляр), Фаленском – деревни Баженово (Бажгурт), Дунай, село Полом, в Богородском районе – деревни Караул, Павловцы, Унинском – деревни Сибирь (Печкезь), Астрахань (Асьтаркан).
Северные удмуртки-ватка, Слободской уезд Вятской губернии. Фото начала XX в. из открытых источников.
URL: https://iz-article.ru/article/442/odezhda-severnyh-udmurtov-udmurtskaya-narodnaya-odezhda
Салтыкова Людмила Владимировна. Зуевский р-н, с. Косино. Фотопортрет нач. XX в.
МКУК «Районный историко-краеведческий музей Зуевского р-на Кировской области». Фото О.М. Шатуновой
Косинские удмурты. Фольклорный ансамбль «Купанча». Унинский р-н, д. Сибирь. Фото Л.В. Пятаковой. 2016 г.
В языке рассматриваемых групп ватка слово песня обозначается как «крезь» («кырезь»). Использование этого термина характеризует именно нижнечепецкую традицию [8, 124]. Архаичным видом традиционной практики ватка является пение без текста, на припевные слова. Лексика подобных напевов состоит из припевных слов (частицы, междометия, союзы, наречия), глаголов, обозначающих речь («рассказывать», «говорить») и семантических вставок. Удельный вес собственно музыкальной импровизации незначителен, изменению в большей степени подвергается текстовая сторона.
Для каждой местности был характерен свой напев, его мелодическая основа практически не менялась. У косинских ватка существовали следующие виды напевов: свадебный («сюан крезь»), напевы угощения гостей («куно сектан крезь»), проводов гостей («куно келян крезь»). Напев на проводы гостей был записан от Пятаковой Анастасии Савельевны 1921 г.р. в д. Сибирь Унинского р-на: «эхе-хе, было время, вы приехали, но настало время уезжать…». Подобные напевы, записанные от Нины Дмитриевны Почашевой 1940 г.р. и Золотарёвой Галины Ивановны 1948 г., исполняли в д. Астрахань Унинского р-на.
Н.Д. Почашева 1940 г.р. Унинский р-н, д. Астрахань. 2022 г. Видео: Т.П. Почашева, Н.П. Будина Надежда Петровна. Астраханский СДК. Архив ОРНК КОГАУК «ОДНТ». Запись экрана
Г.И. Золотарёва 1947 г.р. Видео: Т.П. Почашева, Н.П. Будина Надежда Петровна.
Астраханский СДК. Архив ОРНК КОГАУК «ОДНТ». Запись экрана
Кроме того, бытовали напевы, приуроченные проводам в солдаты, прощанию с усопшим (провожальный, «келяскон крезь»). Н.Д. Почашева сообщает, что в Астрахани (Унинский р-н) «весяк крезь» были «переживательные», информант помнит, как «плакали после войны, у которых погибали мужья на войне». В Унинском р-не имеются носители традиции горестного напева, исполнявшегося «когда на сердце тяжело, когда каждый человек заплачет».
В различных ситуациях повседневной жизни, во время работы исполняли «весяк крезь» (будничные песни). Так, Галина Дмитриевна Кайсина (Слободской р-н, д. Светозарево) сообщила, что её мать (Финицких Анна Егоровна, 1932 г.р.) напевала, когда пасла коров. В пении происходит осмысление происходящих событий, выражаются чувства. Данную способность не утратила Анна Ивановна Юшкетова (1936 г.р., д. Светозарево, Слободской р-н). Светозаревский напев «весяк крезь» она использует для выражения радости встречи, отношения к событиям современной действительности в сопоставлении с воспоминаниями о прошлых временах. В своих импровизациях Анна Ивановна пропевает тексты не только на удмуртском, но и на русском языке.
«Весяк крезь» исполняет и вокальная группа коллектива «Лыз кутюк» (д. Светозарево, Слободской р-н). Он отличается от напева А.И. Юшкетовой, но также вляется аутентичным. Участницы ансамбля, коренные жительницы д. Светозарево, слышали этот напев от своих матерей. Кроме того, основой светозаревского «весяк крезь» послужила мелодия, исполняемая Александром Матвеевичем Кайсиным (1941 г.р., д. Пески, Светозаревский с/о). По свидетельству информатора, именно этот напев «удмуртской бесконечной» раньше исполняли на свадьбах. «Весяк крезь» бытовали как без сопровождения, так и под аккомпанемент гармони. Навык акапельного исполнения со временем утрачивался, пение стимулировал гармонист, способный исполнять традиционную мелодию («сейчас ждём, что сыграет гармонист»).
В песенном репертуаре ватка присутствуют и песни с фиксированными текстами. Как правило, они входят общий северо-удмуртский репертуар. Некоторые из них отражают реалии местной культуры. Это гостевая «Кинъёс, кинъёс лыктылям», повествующая о том, как девушки ватка приплыли по р. Чепце в гости: «– Зачем приехали? / – Поесть, попить, поплясать. / – Чем угощали? / – Вчерашней кашей и кислым квасом. / – Где они ночевали? / – Под скирдой. / – Чем умывались? / – Ивовой утренней росой. / – И как они вернулись? / – По Чепце».
В песне «Ми пукимы веник керттыса» отражено традиционное занятие и обычай, бытовавший на Иванов день, когда девушки плели веники и венки. На Иванов день было принято париться вениками с цветами: «Веники вязала, в Москву отправляла, за это деньги получала. // Красные девушки сидят за столом. // Сидят и перебирают цветы. Из них они сплели венки».
Стилистические особенности удмуртской народной поэзии определяются кругом образов, выросших из наблюдений земледельца. Такова песня, записанная от Нины Дмитриевны Возисовой (1939 г.р., п. Октябрьский, Зуевский р-н): «Одуванчик зацветёт, вот и лето пришло. // Зелёная травка появилась на лугу, вот и сенокос пришел. // Васильки расцвели в поле, значит жатва пришла. // Листва с деревьев упала, значит лето ушло».
Н.Д. Возисова 1939 г.р. Зуевский р-н, п. Октябрьский. Видео С.В. Куимовой. Запись экрана
Среди удмуртских лирических песен особое место занимают песни-размышления. Участницы ансамбля «Лыз кутюк» помнят, как издавна в Светозарево исполняли песню «Пио-пио коркайе» («Чем славится мой дом»). Богатство, приносящее радость – это дом, полный сыновей и дочерей, амбар с хлебом, овин, огород, где растёт много мака, за огородом – река, поле и лес.
В репертуаре ансамбля «Купанча» (д. Сибирь, Унинский р-н) представлены общеизвестные удмуртские лирические песни, такие как «Чибориё» («Пёстрый…») и «Лымы тодьы» («Белый снег»).
Участницы ансамбля «Купанча» (Унинский р-н, д. Сибирь) и Г.И. Золотарёва (Унинский р-н, д. Астрахань) помнят свадебную песню (сюан крезь) «Кылёдук тон апае» («Останешься ты моя сестра»). Эту песни исполняли, на второй день свадьбы, когда родители и гости прощались с новобрачной, оставляя её в доме мужа: «Останешься, останешься моя сестра, а мы вернёмся домой. / Дома нас мама спросит: “Где вы оставили мою дочь?” / Утром мать будет угощать лепёшками. Мы сядем за стол. / Посмотрим мы друг на друга. Только тебя уже не будет. / Утром встанешь, подойдешь к окну, улица будет чужая. Будет чужой дом. / Выйдешь в сени, посмотришь на амбар. / Это не твой амбар. / Ой, зачем же рождаются несчастливые девушки?»
На интонационно-стилевые особенности песенного фольклора нижнечепецких удмуртов сильное влияние оказала русская песенная традиция, поскольку граница между двумя этно-интонационными сферами здесь практически стёрлась [8, 130]. В частности это проявилось в ассимиляции русского многоголосия, которое было переработано «через старую удмуртскую унисонно-гетерофонную хоровую традицию» [16].
Предметы, связанные с объектом. Аутентичные костюмные комплексы нижнечепецких удмуртов хранятся как в музейных коллекциях, так и находятся в частном владении носителей традиции.
Традиционный женский костюм слободских удмуртов д. Светозарево.
Национально-культурный центр д. Светозарево. Фото О.В. Ходыревой
Традиционный костюм косинских удмуртов. Зуевский р-н, д. Городище.
МКУК «Районный историко-краеведческий музей Зуевского р-на Кировской области». Фото О.М. Шатуновой
В основе североудмуртского костюмного комплекса туникообразная рубаха (дэрем), съёмный вышитый нагрудник (кабачи) являющийся элементом праздничного комплекса, распашной халат (шортдэрем), тканая или плетёная опояска и передник без грудки (азькышет, ашет). Наряду с большим сходством традиционные женские костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов обнаруживают существенные различия.
Косинский вариант девичьего костюма характеризуется наличием рубахи с вышитым углом ворота. На её нагрудной части нашит красный треугольник, который подобен пятиугольнику, нижний его угол обрамлён зелёным кантом. По центру такой фигуры пришивалась пуговица с маленькой кисточкой из фиолетовых шерстяных ниток. Нагрудное украшение на девичьей рубахе называлось «гадь котыртэм» («грудь ограждена»).
В слободском варианте девичьей одежды нарукавная вышивка называется «калтырмач», именно в этом она схожа с унинским костюмом.
Традиционный костюм косинских удмуртов. Верхний распашной кафтан (шортдэрем). Зуевский р-н, д. Городище. МКУК «Районный историко-краеведческий музей Зуевского р-на Кировской области». Фото О.М. Шатуновой
Некоторые детали халата косинского костюма выполнялись из холста с узкими красными полосами. Это нагрудная часть полочек, верх рукавов и подол. У рубахи полосатый холст использовался на рукавах. Кроме того, в косинском костюмном комплексе нагрудное оформление девичьих рубах отличалось от слободского. Оно представляло собой более узкий треугольник из полосок красной материи, внизу имелась вышивка мелких «коньков» шёлком и зелёно-жёлто-красно-чёрная окантовка. Если у косинских удмуртов рубаха с щелевидным вырезом и грудным разрезом справа, то у слободских удмуртов рубаха с треугольным вырезом (изменение более позднего периода).
Для нагрудников (кабачи) нижнечепецких удмуртов характерна вышивка, в которой преобладает красный цвет, зачастую полностью отсутствуют просветы холста.
Традиционный женский костюм слободских удмуртов д. Светозарево. Нагрудник (кабачи). Национально-культурный центр д. Светозарево. Фото О.В. Ходыревой. 2021 г.
Отличительной чертой женского и девичьего костюма косинских удмуртов является манера ношения одежды с большим напуском и подпоясыванием на бедрах. При этом рубаха подпоясывается отдельным поясом, на который при помощи петли, прошитой нитками, надевается поясная подвеска ё (ремень, веревочка), сплетённая на дощечках из цветных нитей и имеющая пышные цветные кисти или связки бомбошек на конце. К этому нижнему поясу привешивали небольшую холщевую сумочку дурсы и футляр для иглы.
Халат подпоясывается ярким тканым поясом. Спереди к бёдрам подвязывали небольшой передник ашшет, сшитый из льняного холста с вытканными красными полосками на белом фоне и оборкой. У правого бока за пояс и завязки передника зацепляли подвеску чушкон (полотенце) из небольшого отреза белого холста с красными ткаными полосками.
Женский головной убор северных удмуртов состоит из двух платков: 1) ули чушкон (нижний платок), обязательно красный, чаще всего сшитый из сатина, небольшой платочек; 2) верхний платок (выли чушкон, в косинском варианте – кышет). Это может быть фабричный платок любой расцветки с цветочным узором. Также бытовали головные полотенца (весяк кышет). Девушки носили небольшой красный платочек. В косинском варианте девичьего костюма имелась шапочка (такья), украшенная спереди монетами, раковинами каури (т. н. «змеиные головки»), сзади бусами. Иногда поверх шапочки надевали платок таким образом, чтобы украшения были видны.
Обязательным элементом косинского костюмного комплекса являются чуглэс (гетры, гольфы).
Справочная информация
История выявления и фиксации.
– Сбору песенного фольклора северных удмуртов на территории Кировской области были посвящены экспедиции М.Г. Ходыревой (1985-1991) [14];
– И.М. Нуриевой: Слободской р-н (1999 г.), Унинский р-н (2002 г.) [8, 9, 10].
– Песенный фольклор удмуртов д. Светозарево Слободского р-на Кировской области зафиксирован методистом отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ» О. В. Ходыревой (экспедиции 2022 г.). Информаторы: Кайсина Елена Геннадьевна, 1970 г.р., Кайсина Роза Фёдоровна 1952 г.р., Болтачева Галина Вячеславовна 1957 г.р., Кайсина Алевтина Геннадьевна 1975 г.р., Милькина Галина Павловна 1960 г.р., Кайсина Галина Дмитриевна 1964 г.р., Юшкетова Анна Ивановна (1936 г.р., д. Пески, Светозаревский с/о, род. в д. Светозарево), Кайсин Александр Матвеевич (1941 г.р., д. Пески, Светозаревский с/о). Данные хранятся в архиве отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
– Данные о песенной культуре косинских удмуртов собрала библиотекарь Поломской СБФ – филиала центра национальной (удмуртской) культуры (с. Полом, Фаленский р-н) Т.В. Андреева в 2022 г. Данные собирались на территории Фаленского и Унинского районов, хранятся в Поломской СБФ Фаленского р-на.
Традиционные песни косинских удмуртов записаны:
– методистом Центра национальных культур МБУК «Унинский Центр культуры и досуга» Л.В. Пятаковой. Унинский р-н д. Сибирь, 2015, 2022 гг. Информаторы: Пятакова Анастасия Савельевна (1921-2016), Золотарева Галина Александровна 1948 г.р., Золотарева Мария Петровна 1937 г.р., Золотарева Нина Андреевна 1941 г.р., Золотарева Нина Васильевна 1936 г.р., Муина Людмила Николаевна 1953 г.р., Муина Екатерина Екимовна 1928 г.р., Будина Лидия Александровна, 1941 г.р.;
– специалистами Астраханского сельского Дома культуры Т.П. Почашевой и Н.П. Будиной. Унинский р-н, д. Астрахань, 2022 г. Информаторы: Нина Дмитриевна Почашева 1940 г.р., Золотарёва Галина Ивановна 1948 г.р.;
– хормейстером Октябрьского Центрального сельского Дома культуры Куимовой С. В. Зуевский р-н, п. Октябрьский, 2022 г. Информатор Возисова Нина Дмитриевна, 1939 г.
Записи хранятся в архиве отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
Современное состояние объекта. Песенная традиция не передаётся, в организованных формах художественной самодеятельности существует только в д. Светозарево (Сободской р-н, НКЦ д. Светозарево). Объект под угрозой исчезновения.
Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры. На сохранение песенного фольклора нижнечепецких удмуртов направлена деятельность базового коллектива Национально-культурного центра д. Светозарево (Областного центра удмуртской культуры) самодеятельного народного танцевально-хорового коллектива «Лыз кутюк» (руководитель вокальной группы Галина Геннадьевна Кузьмина). Коллектив активно участвует в концертах, конкурсах, фестивалях. Участницы народного ансамбля удмуртский песни «Купанча» филиала Центра удмуртской культуры Кировской области (Унинский р-н, д. Сибирь) участвуют в краеведческих мероприятиях Сибирской библиотеки и этнографического музея.
Библиография
1. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 247 с.
2. Бородовский В. Н. Где была великая куала удмуртов? // Герценка: вятские записки. Вып. 27. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php
3. Золотарева, М. Удмурты Унинского района: монография. Сибирь, 1989. 10 с.
4. Косарева И. А. Традиционная вышивка косинскихи слободских удмуртов как исторический источник // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-vyshivka-kosinskihi-slobodskih-udmurtov-kak-istoricheskiy-istochnik
5. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX – начале XX в.: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 65-102
6. Круглово (Чола-Ез). // Родная Вятка. Краеведческий портал. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/places/39399
7. Музыкальная культура удмуртов // Вики-энциклопедия удмуртской культуры «Воршуд»: официальный сайт. URL: https://vorshud.unatlib.ru/index.php/Музыкальная_культура_удмуртов
8. Нуриева И. М. Музыкально-стилевые особенности свадебных песен нижнечепецких удмуртов // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-stilevye-osobennosti-svadebnyh-pesen-nizhnechepetskih-udmurtov
9. Нуриева И. М. Свадьба Удмуртов племени Ватка и Калмез (по материалам фольклорных экспедиций в Кировскую область) // Вятский родник: Сборник материалов десятой научно-практической конференции. Киров, ОГУК «Кировский областной Дом народного творчества, 2010. С. 29-36
10. Нуриева И. М. Особенности мелодической импровизации в северно-удмуртских крезях. // Вятский родник: Сборник материалов шестой научно-практической конференции. Вып. 6. Киров, КОДНТ, ВятГГУ, 2003. С. 53-66
11. Праздничная и бытовая культура удмуртов Унинского района Кировской области: сб. материалов по итогам этнограф. экспедиции 2016 года. Киров: Областной Дом народного творчества, 2017. 32 с.
12. Пчеловодова И.В. Лирическая традиция в песенной культуре кировских удмуртов // Вятский родник: Сборник материалов восьмой научно-практической конференции. Вып. 8. Киров, Кировский Областной Дом народного творчества, 2007. С. 63-65
13. Сахарных Д. М. Об авторстве «первого удмуртского стихотворения» // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. № 2 (66). М., 2010. С. 52-55. URL: http://dissers.ru/nauchnye-stati/a199.php
14. Сергеева Л. Как сохранять аутентичную культуру кировских удмуртов? // Национальный акцент. Медиапроект гильдии межэтнической журналистики. URL: https://nazaccent.ru/school_content/194
15. Тутолмин
А.В. «Крезь в удмуртской музыкальной этнокультуре // Фундаментальные
исследования. 2014.
№ 3-3. С. 634-638.
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33730
16. Ходырева М.Г. Песни северных удмуртов. Вып. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН 1996, 120 с. URL: https://elibrary.unatlib.ru/dspace/dsview.html
17. Ходырева М.Г. Обрядовые напевы северных удмуртов. // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья: [сборник статей] / Акад. наук СССР, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз., лит.; [отв. ред.: Т. Г. Владыкина, Л. С. Христолюбова]. Ижевск: УИИЯЛ УРО АН СССР, 1989. С. 140-157
18. Шутова Н.И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов: монография / УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск: Изд-во «Шелест», 2018. 290 с.
Авторы/составители: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 20.10.2022
Видео:
1. Беседа о песенном фольклоре слободских удмуртов. Видео КОГАУК «Областной Дом народного творчества», Автор: Ходырева О.В. Киров, 2022. URL: https://www.culture.ru/live/movies/26177/beseda-o-pesennom-folklore-slobodskikh-udmurtov
2. Фольклорный ансамбль «Купанча». Песня на проводы гостей «Ум люкиське». МБУК «Унинский ЦКД» (Унинский р-н, п. Уни). Видео от МБУК «Унинский ЦКД».
URL: https://vk.com/im?peers=194142548&sel=299226579&z=video-70518210_456239121%2F0853f840c49c22e0eb
3. «Весяк крезь» слободских удмуртов. Исп. вокальная группа самодеятельного народного танцевально-хорового коллектива «Лыз кутюк» НКЦ Светозарево, Слободской р-н. Видео: КОГАУК «ОДНТ». 2022 г. URL: https://vk.com/wall-76680295_28098
4. «Весяк крезь» солдатской вдовы (оплакивание). Исп. Н. Д. Почашева 1940 г.р., д. Астрахань, Унинский р-н. Видео Астраханского СДК. 2022 г. URL: https://vk.com/wall-76680295_28098
5. «Весяк крезь». Застольный напев, приуроченный к приёму гостей. Исп. Н. Д. Почашева 1940 г.р., д. Астрахань, Унинский р-н. Видео Астраханского СДК. 2022 г. URL: https://vk.com/wall-76680295_28098
6. «Весяк крезь». Напев на проводы гостей. Исп. Г.И. Золотарёва 1948 г.р., д. Астрахань, Унинский р-н. Видео Астраханского СДК. 2022 г. URL: https://vk.com/wall-76680295_28098