Версия сайта для слабовидящих

Новости

26.11.2024
Эстафета «Мои финансы»
Читать далее…

Новости из районов

24.11.2024
Грандиозная премьера нового социального спектакля «Стерва» социального театра «Испытай себя»
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Боковые пляски села Кай Верхнекамского р-на Кировской области

 

Кайская боковая пляска. Фольклорный коллектив «Журавушка». Кайский сельский Дом культуры, структурное подразделением МКУК «Районное клубное объединение «Досуг». Запись экрана. Видео из архива Кайский сельского Дома культуры, структурного подразделения МКУК Верхнекамская ЦКС. 2022

Этническая принадлежность: русские

Язык: русский, северорусское наречие

Конфессиональная принадлежность: православие

Места бытования: Кировская обл., Верхнекамский р-н, с. Кай

Описание. Старинное село Кай находится в северо-восточной части Кировской области, на берегу Камы. Верхнекамский район, в состав которого оно входит, граничит с Пермским краем. Русские здесь начали появляться ещё в XII в., основной поток шёл по Вычегде, Сысоле, Черной и другим рекам бассейна Северной Двины  [1, 83]. Здесь был волок, соединявший Сысолу и Каму. Кайгород был основан в 1558 г. братьями Строгановыми. В начале XVI в. через него был проложен Великий Сибирский тракт, кроме того, через Кай проходил большой водный «камский путь», поэтому богатство города было основано на торговле.

Кайгород входил в состав Перми Великой, с образованием Вятской провинции Сибирской губернии (1719) он был соединён с Вятской землёй, а в  1764-м  Кайский край стал частью Слободского уезда Вятской губернии. В 1797 г. Кай обращен в заштатный город, в 1854-м преобразован в село, жители которого были переведены в разряд государственных крестьян [3]. Несмотря на социально-экономический спад, ставший результатом изменения маршрута Великого Сибирского тракта, в Кайском крае имелись зажиточные крестьяне  [5]. Культура Кайского края сформировалась как часть северорусской этнокультурной традиции. Здесь долго сохранялась «глубокая старина» с обычаями, нравами, диалектом в разговоре. Летом на берегу Камы проходили массовые гуляния. Самым большим праздником в селе считался Семик (Троицкая суббота) [2].

На деревенских праздниках исполняли различные варианты боковых плясок, относящихся к типу лирических линейных плясок. Их общей  особенностью является боковое движение. В разных концах села, а также в окрестных поселениях хореографические элементы варьировались, складываясь в различные варианты композиций. Так, в п. Рудничный зафиксирован простейший вариант Рождественской боковой пляски («Как воробушек по улочке с-полятывает»): две шеренги попеременно движутся в противоположные стороны. Наиболее выразительным элементом этого варианта является дробь, жестикуляция, подчеркивающая эмоциональное отношение исполнителей к сюжету песни.

Известная исполнительница из народа Анисья Александровна Кенина (1904 г.р., с. Кай Слободского у. Вятской губ.)  описала два варианта боковых плясок, исполнявшихся на святочных «игрищах».

А.А. Кенина. Фото из открытых источников [2]

Один из них относится к девичьим сезонным пляскам. Пляску, приуроченную процессу выбора невест, исполняли только девушки. По словам А.А. Кениной, для организации игрища договаривались с одинокой вдовой или бездетными стариками и занимали их избу. Зажигали подвешенную под потолком керосиновую лампу, рассаживались на лавки, поставленные вдоль стен от переднего угла. Посмотреть на веселье молодежи приходили также люди старшего возраста и подростки. Парни и их старшие родственники наблюдали за танцующими, выбирая понравившуюся девушку [4, 36]. Каждая девушка при этом старалась показать свою осанку, уменье держать гордо голову, двигаться плавно, перебирая ногами, красиво приплясывать при переходе с одной стороны на другую. Ведь на нее были устремлены взоры всех сидящих на игрищах. А.А. Кенина писала: «Пожилые нередко после пляски говорили: “Какая красивая да статная девка у Семена”, или – “Совсем никудышная девка-то у Ивана, даже и плясать не умеет”» [4].

Среди «игрищных песен», напетых А.А. Кениной, «По улочке воробышек полетывает», «Пойду, пойду я по Дунаю», «В чистом поле стоит калина», «За лесом, лесом», «Как на море шапка», «Ступлю да я поеду», «Уж ты соловей», «На Юрьевой да на горе». Их объединяет семейно-брачная тематика. Участницы игрища постепенно присоединялись к первой паре начавших пляску девушек: «две девки подойдут к стене и начнут петь да плясать, к ним и другие пристроятся» (А.М. Чеснакова 1931 г.р., А.Е. Найданова 1932 г.р.).

По свидетельству А. А. Кениной, на святочных игрищах после девичьей пляски могла следовать боковая пляска парами, в ней принимали участие парни. Под эту пляску пели «паровые» песни («По сеням, сеням, сеничкам», «Летал голубь», «Белый снег выпадал», «Мимо высока теремочка»).

Информанты 1930-40-х годов выделяют пляску  весенне-летнего периода: на «Троицу», в день «Земли-именинницы» жители деревни собирались на окраине села, среди них были незамужние девушки, холостые парни, представители старшего поколения, в т.ч. отцы и матери потенциальных женихов. Заранее определяли территорию пляски, например, от плетня до плетня, от забора до забора и т.п.  Первой запевала одна из молодых голосистых женщин,  остальные собравшиеся девушки и женщины подхватывали ее песню, пели хором. Троицкую пляску исполняли под песню «За лесом, лесом». На свободный круг выходили  две самые бойкие девушки, становились  друг против друга  и начинали плясать «боковую». Постепенно к ним присоединялись  и остальные девушки, к концу пляски все они выстраивались в две шеренги. Эта часть танца продолжалась, пока  не присоединятся все желающие девушки, поэтому песня могла повторяться несколько раз. Далее начинались переходы. После окончания песни девушки низко  кланялись друг другу.

«Рождественскую пляску» исполняли под песню «Вдоль по улице воробушек полётывает». В этой пляске могли участвовать и парни. Таким образом определялись пары, которые затем участвовали в кадрили (так называемая «Принудиловка»).


Кайская боковая пляска (троицкая) в исп. фольклорного коллектива «Журавушка». Кайский сельский Дом культуры, структурное подразделением МКУК «Районное клубное объединение «Досуг». Запись экрана. 

Видео из архива Кайский сельского Дома культуры, структурного подразделения МКУК Верхнекамская ЦКС. 2022

Предметы, связанные с объектом. Женский костюм: сарафанный комплекс (сарафан из пестряди, рубаха, пояс, фартук, моршень, платок); парочка (юбка из пестряди, кофта). Мужской костюм: рубаха, штаны.


Костюмный комплекс. Сарафан, рубаха, платок. Верхнекамский р-н, с. Кай. Дом-музей Ф.Э. Дзержинского – Филиал МКУК "Верхнекамский исторический музей Кировской области". Фото Д.В. Золотовой

  

Рубахи женские. Верхнекамский р-н, с. Кай. Дом-музей Ф.Э. Дзержинского – Филиал МКУК "Верхнекамский исторический музей Кировской области".  Фото Д.В. Золотовой

Пояса. Верхнекамский р-н, с. Кай. Дом-музей Ф.Э. Дзержинского – Филиал МКУК "Верхнекамский исторический музей Кировской области".  Фото Д.В. Золотовой

Моршень. Вкерхнекамскитй район, г. Кирс. Приобретён в Вознесенской церкви с. Мулино Слободского у. 1900 г.

"МКУК Верхнекамский исторический музей". Фото О.В. Ходыревой

Техники/Технологии, связанные с объектом. Святочная боковая пляска (по А.А. Кениной).

Фигура 1. Две девушки двигаются плавно боком (каждая вправо) (рис.1).

Фигура 2. Дойдя до крайних точек, они с приплясыванием одновременно переходят на противоположную сторону (рис. 2).

Фигура 3. Девушки снова двигаются боком вправо до крайней точки (рис. 3). При переходе темп притаптывания ускоряется. Фигуры повторяются несколько раз (до конца песни).

 

                 

Рис.1 Фигура 1. [2, 36]                                      Рис.2 Фигура 2. [2, 36]                            Рис. 3 Фигура 3. [2, 36]

Троицкая пляска «За лесом, лесом». На начало первого куплета песни с двух сторон выходят две девушки, за ними выстраиваются остальные участницы танца. В танце девушки смотрят в глаза друг другу.    Первые две начинают движение в правую, затем в левую сторону до конечной точки (рис. 4). За ними стоящие девушки (с каждой стороны) совершают то же самое движение, но в противоположные от танцующей впереди девушки стороны. Левая рука девушек опущена вдоль туловища, а правая рука, свободная в локте совершает плавные взмахи, описывая полукруг вправо, затем возвращаясь к туловищу (как бы пригребая к себе). Тем самым они приглашают следующую участницу присоединиться к действию. Когда пара девушек, начавших танец, возвращается на начальную точку сюжета, к ним присоединяется следующая пара, предыдущее движение повторяется. Таким образом все желающие принять участие в пляске должны выстроиться в две шеренги. Далее следуют переходы. Девушки двумя шеренгами с противоположных сторон идут навстречу друг другу, проходят «гребенкой». Левая шеренга движется вперед, немного развернувшись правым плечом («как птичка готовится к полету»), а правая шеренга движется, вперед развернувшись левым плечом. Пройдя так, они совершают поворот и таким же переходом возвращаются на свое место (рис. 5). Затем шеренги сходятся, встретившиеся друг с другом девушки берутся за руки и совершают  круговой поворот парой вправо, после чего расходятся и, выстроившись в шеренги, кланяются друг другу (рис. 6).

                                                                                        

Троицкая боковая пляска «За лесом, лесом».

                Рис. 4. Переходы боковым шагом                 Рис. 5. Прочёс                         Рис. 6. Заключительная фигура

Рождественская парная пляска «Вдоль по улице воробушек полетывает». Пляска исполняется от стенки до стенки, вдоль половиц. Первая пара, взявшись за руки, выходит из середины боковым приставным шагом лицом друг к другу. Сделав 4 шага, они раскрывают корпус вперёд (2 раза на текст «Вот и калина, вот и малина»). К этому движению поочерёдно присоединяются другие пары (каждый раз на текст рефрена «Вдоль по улице воробушек полетывает»). Далее пары (начиная с первой) расходятся боком назад. Эта фигура повторяется до окончания текста песни. Количество повторений зависит от количества пар. Далее, на очередное повторение рефрена, выполняется прочёс, стоящие друг против друга идут навстречу и, взявшись за руки, до конца песни повторяют основную фигуру (рис. 7). В заключении шеренги расходятся (рис. 8).

                                                 

 Парная (рождественская) боковая пляска «Вдоль по улице воробушек полетывает».

                                    Рис. 7. Основная фигура                                 Рис. 8. Заключительная фигура

Парная пляска (по А.А. Кениной): парни и девушки становятся в две шеренги одна против другой. Парень правой рукой берет правую руку девушки, стоящей напротив него. Пляшущие пары одна за другой боком двигаются в правую сторону до определенного места (сколько позволяет пространство). Дойдя до этого места, не изменяя позиции (боком), шеренги-пары идут в обратную, левую сторону. Так двигались вправо и влево до конца песни (рис. 4). Под песню приплясывали то сильнее, то слабее. В зависимости от темпа песни то идут спокойно, то, при ускорении темпа, приплясывают, двигаясь быстрее (дробление основных долей одной части песни на более мелкие во второй части: четвертей на восьмые) (рис. 9).

Рис. 9. Парная боковая пляска. Основная фигура [2, 37]


Вариант парной пляски: пляшет каждая пара отдельно по очереди. Парень правой рукой берёт правую руку девушки. Они движутся боком и, дойдя до определённого места, парень крутит девушку под рукой.  Танцевали под песню «Уж ты, перстень-перстенёк».

Способы и формы передачи традиции: в организованных формах художественной самодеятельности.

Справочная информация

История выявления и фиксации: Кайская боковая пляска зафиксирована в 1966 г. д. искусствоведения, проф., руководителем Кабинета народной музыки Московской консерватории Анной Васильевной Рудневой (1903-1983). Информатор: Анисья Александровна Кенина (1904 г.р., с. Кай Слободского у. Вятской губ.). Место сбора данных: МГК им. П.И. Чайковского [2].

Экспедиция в Верхнекамский р-н Кировской области, 2017 г. Рабочая группа: Заслуженные работники культуры РФ, руководители фольклорного ансамбля «Слобода» КОГАУК «ОДНТ» Владимир Юрьевич и Ирина Анатольевна Холманских, солист ансамбля «Слобода», заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУДО ДШИ «Фольклорная» г. Кирова Евгения Алексеевна Ичетовкина. Место сбора данных (информанты): п. Рудничный (Новосёлова Л.Н., род. в 1962 г, Верхнекамский р-н, с. Волосница Кайского с/п; Мершина Н.Ф. род. в 1937 г., Верхнекамский р-н, с. Кай; Сидорова Н.А., род. в 1936 г., Верхнекамский р-н, с. Пушья; Леонтьева С.И. род. в 1955, Верхнекамский р-н, д. Каптол; Леонтьева Г.Н. род. в 1935 г., Богородский р-н д. Кадачиги; Трескова С. род. в 1939 г., Верхнекамский р-н,  д. Стрелковы Кайского с/п). С. Кай (Артюкина Л.В., род. в 1944 г., Кайский р-н, д. Зязево; Найданова А.Е. род. в 1932 г., Кайский р-н, д. Зязево; Карепанова Р.С., род. в 1943 г., Верхнекамский р-н,  д. Трушниковы; Найданова Т.Ф., род. в 1953 г., с.  Кай). Д. Южаки (Вольгина В. С., род. в 1937 г.р., Верхнекамский р-н, д. Копчиково; Хорошева Н.А., род. в 1962 г., Верхнекамский р-н, д. Южаки). Данные хранятся в личном архиве собирателей, в отделе развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».

Кайские боковые пляски зафиксировала Золотова Дина Владимировна, заведующий Кайским сельским Домом культуры, структурным подразделением муниципального казенного учреждения культуры Верхнекамская ЦКС. Информанты: Найданова А. Ф. (1924-2012), Найданова А. Е. (1932 г.р., Верхнекамский р-н, с. Кай), Чеснакова А. М. (1931 г.р., Верхнекамский р-н, с. Кай), Артюкина Л. В. (1943 г.р., Верхнекамский р-н, с. Кай), Вольгина В. С. (1937 г.р., Верхнекамский р-н, д. Южаки). Данные хранятся в личном архиве собирателя, в отделе развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».

Найданова А.Е. Верхокамский р-н, с. Кай. Фото Д.В. Золотовой. 2022

 

Л.В. Артюкина (слева), В.С. Вольгина (справа). Верхнекамский р-н, с. Кай. Фото Д.В. Золотовой. 2022


Чеснакова А.М. Верхокамский р-н, с. Кай. Фото Д.В. Золотовой. 2022

Библиография

1. Верхнекамский район. // Энциклопедия Земли Вятской. Том 1. Книга 2: Села. Деревни. Киров, Областная писательская организация, 2002. С. 81-93

2. Кенина В.Н. Село Кай. URL:  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2444/81010

3. Осколков Е.Н. Кай (Кайгород). // Энциклопедия Земли Вятской. Том 1: Города. Киров, АО «Городская газета», 1994. С. 171-185

4. Руднева А.В. Песни Кировской области, напетые А. А. Кениной. // Песни Смоленской области, записанные от Е. К. Щеткиной. Песни Кировской области, напетые А. А. Кениной  / Руднева А. В.  М. : Сов. композитор , 1977. С. 29-88

5. Южаков И.В. Деревня Южаки. // «Прикамская Новь». 2000 г. URL:  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2444/81010

Современное состояние объекта: естественное бытование прекращено, воспроизводится в организованных формах художественной самодеятельности. Риск исчезновения связан с неблагоприятной демографической ситуацией.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: кайские боковые пляски входят в репертуар фольклорного ансамбля «Журавушка» Кайского СДК (Верхнекамский р-н, с. Кай), руководитель Д.В. Золотова.

Авторы: Ольга Владимировна Ходырева, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ» .

Дата публикации: 14.08.2023

Аудио:

Кенина А.А. «За лесом, лесом», «Как на море шапка», «Уж ты, перстень, перстенёк». Звуковое приложение к книге:  А. В. Руднева. «Песни Смоленской области, записанные от Е. К. Щеткиной. Песни Кировской области, напетые А. А. Кениной» (1977). URL: https://vk.com/music/playlist/-50313747_85268939