Версия сайта для слабовидящих

Новости

26.11.2024
Эстафета «Мои финансы»
Читать далее…

Новости из районов

24.11.2024
Грандиозная премьера нового социального спектакля «Стерва» социального театра «Испытай себя»
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Пляска «Первый эктон» удмуртов д. Светозарево Слободского района

Вид: формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического). 

Этническая принадлежность: северные, нижнечепецкие (слободские) удмурты (ватка).

Язык: северное наречие удмуртского языка (слободской говор), русский.

Конфессиональная принадлежность: православие.

Места бытования: Кировская обл., Слободской р-н, д. Светозарево.

Описание. Слободской район Кировской области (низовье р. Чепцы) является этноконтактной зоной русских, северных удмуртов (ватка) и татар. Впервые удмуртские деревни Каринского стана Хлыновского уезда упоминаются в переписи населения  1615 года. По народным преданиям, они были основаны переселенцами из удмуртского племенного объединения ватка, поселившимися здесь после сожжения святилища, которое располагалось на территории современного г. Кирова. Старейшими удмуртскими поселениями Слободского района считаются дд. Сизёво (Бигра), Круглово (Чола), Омсино (Чабья), Паскино (Поска), Бурино (Сюра). Позже их жители положили начало другим селениям, составив группу слободских удмуртов. Сегодня местом их компактного проживания является деревня Светозарево (удм. Гырдор), основанная в 1927 г. выходцами из д. Красногорье (выселка из д. Круглово) [1].

Христианизация, постоянное взаимодействие с русским населением, стало причиной того, что культура слободских удмуртов ватка испытала сильное влияние русской культуры. Местные удмурты являются  билингвами, в музыкальном, песенном фольклоре граница между двумя этно-интонационными сферами стёрта [2].

В удмуртской этнокультурной среде были широко распространены гостевания, приуроченные к различным праздникам. В XX веке это были и новые, советские праздники, и традиционные, народные. Съезжие праздники проходили то  в одном, то в другом селении, куда приходили удмурты из окрестных деревень. До последней четверти XX века эти поселения были достаточно многолюдными. В Светозарево отмечали Масленицу, Ильин день. Съезжими праздниками Омсино были Покров, Толсур (Рождество), Костянтин-день. Помимо праздничных дней, договаривались и о проведении молодёжных вечорок в каком-либо доме одной из деревень. Также на вечорки собирались в школе (д. Круглово) и клубе (д. Светозарево). В них участвовали все желающие – женатые (замужние), и неженатые (незамужние). На вечорках, съезжих праздниках, торжествах семейно-родственных коллективов,  плясали круговые и парные пляски.

Местное наименование парной пляски – «Первый эктон» («Первая пляска»). Точная этимология названия стёрлась из памяти, но предположительно этой пляской  было принято начинать веселье.  Последний, кто помнит живое бытование «Первой» пляски – представители поколения начала 1940-х. В последней трети XX века традиционные исполнительские формы стали выходить из обихода. Сохранению местной пляски способствовала деятельность самодеятельного танцевально-хорового коллектива «Лыз кутюк», организованного в 1985 году, и ансамбля национального танца «Тыпыртон» Национально-культурного центра д. Светозарево. «Первый эктон» имеет форму кадрили, поэтому в сценическом варианте он получил название «Светозаревской кадрили».

Вечорки проходили в помещении, размер которого определял количество участвующих в пляске пар (от 2 до 10). Пары могли состоять из женщин.  Перед началом мужчины подходили к женщинам, приглашая их на танец наклоном головы. «Первый эктон» исполняли  под аккомпанемент гармони, с пением русских и удмуртских частушек: одна из участниц запевает, остальные подхватывают.   Национальный колорит пляске придаёт мужская дробь, которая отличается особой выразительностью. Руки, согнутые в локтях, мужчины держали на уровне талии. Пляска имеет 8 фигур (конов), каждую из которой объявляли мужчины. Пары стоят в две шеренги лицом друг к другу. Каждая фигура начинается и завершается проигрышем, под который пары задорно дробят и хлопают в ладоши. Все переходы в пляске исполняются каблучным шаркающим шагом.

В 1 фигуре («Первой зе») пары остаются на исходных позициях.  Наигрыш начинается из-за такта. В проигрыше пары стоят друг против друга: хлопают в ладоши и дробят. Далее мужчина берёт правую рукой праву руку женщины, сцепленные руки поднимаются вверх и женщина совершает поворот под рукой мужчины. Далее пары кружатся 4 раза. Завершается фигура поворотом женщины под рукой мужчины и дробями с хлопками в ладоши.

2 фигура («зе») начинается так же, как первая. Мужчина правой рукой берёт левую руку женщины, правая рука которой расслаблена и опущена вниз. Другой вариант: мужчина свободной левой рукой за спиной берёт правую руку женщины. Пары, стоящие напротив, движутся навстречу друг другу. Встретившись посередине, пары обходят друг друга и возвращаются в исходную позицию, где женщины делают поворот под рукой мужчины (рис. 1). Далее это движение повторяется. В завершение  пары кружатся, женщина поворачивается под рукой мужчины.

                                  

Рис. 1

3 фигура («зе»). После проигрыша выходят женщины, встречаются на середине, выполняют «до за до» (обходят друг друга спиной), возвращаются на исходное место, делают поворот под рукой (рис. 2). После этого такую же проходку выполняют мужчины.

 

Рис. 2

4 фигура («Ниолеки зе»). Пары идут навстречу друг другу. Встретившись в середине, они расцепляются, женщины кружатся друг с другом, а их партнёры стоят (рис. 3). Затем мужчины обходят своих партнёрш, разворачивая их в сторону исходного расположения пары (рис. 4). Затем они возвращаются  на прежние позиции. Здесь пары кружатся, женщина делает поворот под рукой. Фигура повторяется ещё раз.

5 фигура («Питети зе»). Мужчины дробят на месте, женщины меняются парами. Встретившись с мужчиной из противоположной пары, они выполняют поворот под его рукой. Затем женщины возвращаются в исходные пары (рис. 5). Завершаетсяфигура кружением в паре и поворотом женщины под рукой.

      

                     Рис.3                                         Рис. 4                             Рис. 5

6 фигура («Патети зе»). Мужчины стоят на месте, женщины движутся по кругу (рис. 6). Проходя мимо каждого мужчины, они с каждым кружатся и делают оборот под его рукой. Так, совершив полный круг, они возвращаются в исходные пары.

7 фигура («Сешенети зе») повторяет шестую, но круг совершают мужчины. Они подходят к каждой женщине, кружатся с ней, женщина поворачивается под рукой.

8 фигура («Тямысети зе»). Все участвующие в пляске сходятся в большой круг и выполняют шен (рис. 7). После двух оборотов исходные пары встречаются и кружатся. Участники пляски, хлопая в ладоши, расходятся.

 

                             

                                        Рис. 6                                                            Рис.7

Предметы, связанные с объектом: женские и мужские костюмные комплексы слободских удмуртов.

Способы и формы передачи объекта: организованные формы художественной самодеятельности.

История выявления и фиксации. Зафиксировано в ходе фольклорно-этнографической экспедиции КОГАУК «ОДНТ» в д. Светозарево Слободского района Кировской области (2023 г.).  Собиратели: методисты отдела развития народной культуры О.В. Ходырева, В.Н. Колотова.

Носители (хранители) традиции. Народный танцевально-хоровой коллектив «Лыз кутюк» (руководитель Г.Г. Кузьмина), Ансамбль национального танца «Тыпыртон» (руководитель Н.А. Зубарева). Национально-культурный Центр д. Светозарево. Кировская обл., Слободской район. Кудяшева Нина Константиновна 1943 г.р., Кайсина Елена Геннадьевна, 1970 г.р., Кайсина Алевтина Геннадьевна 1975 г.р., Кайсина Галина Дмитриевна 1964 г.р., Болтачев Серафим Михайлович (1938 г.р.). 

Источники информации. Библиография

1. Нуриева И. М. Музыкально-стилевые особенности свадебных песен нижнечепецких удмуртов // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-stilevye-osobennosti-svadebnyh-pesen-nizhnechepetskih-udmurtov

Современное состояние объекта: воспроизводится в репетиционно-концертной деятельности Народного танцевально-хорового коллектива «Лыз кутюк» (руководитель Г.Г. Кузьмина). Риск утраты связан с сокращением числа носителей традиции, изъятия пляски из репертуара местного удмуртского коллектива, прекращением его деятельности.

Авторы (составители). Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».