Порубовское ланце
Категория объекта: народное исполнительство (хореографические формы)
Порубовское ланце. Фрагмент видео. Исп. носители традиции д. Порубово, с. Пашино Афанасьевского р-на. ДК «Уралмаш» г. Свердловска 21.04.1990.
Праздник «Песни вятской земли» URL: https://ok.ru/video/2632547306089
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Афанасьевский р-н (д.д. Порубово, Илюши, Афанасьево), г. Киров.
Описание объекта. Ланце известен с середины XIX века. Танец был зафиксирован в деревне Порубово Ичетовкинского с/п Афанасьевского района (бывш. Парубово). Он является локальным вариантом лансье – русского народного танца типа кадрили. По словам В.М. Захарова, русские, приняв кадриль, видоизменили её до неузнаваемости, обогатив национальными красками. Многие кадрили были сочинены заново [2, с. 41].
Лансье распространилось в России через 50-60 лет после появления в начале XIX века кадрили [2, с. 59]. Кадриль лансье происходит из группы английских контрадансов. В своём развитии она проделала путь от салонного танца до народной пляски. Музыкальный размер лансье – 2/4. Как правило, такая кадриль состоит из 5-ти фигур, каждая из которых сопровождается особой мелодией.
Афанасьевская ланце имеет строгий регламент фигур, который сочетается с импровизацией. Ланце, записанное А.Д. Исуповым в дд. Порубово и Илюши Афанасьевского р-на, состоит из 6 фигур, следующих непрерывно одна за другой. В танце принимали участие 6, 8, 10 пар. Музыкальное сопровождение – баян или гармошка (размер 2/4). Основным движением этого танца является простой русский шаг с каблука. В.М. Захаров отнёс Афанасьевскую кадриль к типу круговых: все танцующие стоят по кругу, фигуры и движения замысловатые. Танец сопровождается гармошечными, сугубо местными наигрышами. Афанасьевская кадриль имеет 6 фигур [1, с. 219], в которых используются традиционные движения русского танца: дроби, притопы, шен. Как правило, ланце исполняется степеннее, чем русская кадриль.
Предметы, связанные с объектом. Женский костюм: домотканый льняной сарафан в клетку ярких расцветок (красный, синий, желтый). Сарафан подпоясан длинным домотканым поясом со спускающимися сзади длинными концами. Белая льняная кофта у ворота собрана в сборочку. Рукав длинный, пышный, с узкой манжетой на резинке, украшен вышивкой. Волосы заплетены в косу с бантом на конце. На голове надета шамшура, сверху повязан платок. На ногах – туфли на среднем каблучке или ботинки со шнуровкой.
Мужской костюм: однотонная льняная рубаха-косоворотка, подпоясанная цветным домотканым поясом со спускающимися с левого бока концами. Черные брюки заправлены в сапоги.
Примеры предметов женского и мужского костюма Афанасьевского р-на.
Фото предоставлено МБУК «Афанасьевский районный краеведческий музей»
Техники/Технологии, связанные с объектом. Вариант танца в сценической обработке А.Д. Исупова [3] рассчитан на 4 пары. Основное движение – простой русский шаг с каблука. Перед началом танца исполнители парами без музыкального сопровождения выходят простыми шагами на сцену. Руки свободно опущены. Исполнители образуют круг, стоя лицом к центру. Юноша стоит с левой стороны от девушки.
Фигура 1 (музыкальное сопровождение №1). Затакт: юноша подаёт девушке правую руку, девушка кладёт левую руку на руку юноши.
1-4 такты (движение 1): танцующие первой и третьей пары, взявшись за руки, сходятся к центру круга, исполняя дробь.
5-6 такты – исполняют «прочёс», минуют друг друга (рис.1)
7-8 такты: танцующие меняются в паре местами (рис. 2.)
Рис. 1 [3] Рис. 2 [3]
9-12 такты: танцующие вновь исполняют «прочёс» – возвращаются на свои места в кругу.
13-16 такты: приняв позу, показанную на рис. 3, юноша и девушка исполняют поворот в паре и останавливаются лицом к центру круга. После этого то же самое исполняют танцоры второй и четвертой пар.
Рис. 3 [3]
Фигура 2 (музыкальное сопровождение №2). 1-4 такты: танцующие 1-й и 3-й пар с правой ноги простыми шагами, держась руками в положении «крест» («корзинка»), идут навстречу друг другу к центру и минуют друг друга с правой стороны (рис. 4).
Рис. 4 [3]
5-6 такты: пары останавливаются спиной друг к другу. Повернувшись в паре лицом друг к другу, танцующие поднимают соединенные правые руки вверх, глядя друг на друга. Девушка, придерживая левой рукой сарафан, поворачивается под соединёнными руками, как бы проходя в «воротца» (рис. 5).
Рис. 5 [3]
Одновременно пары вновь меняются местами, возвращаясь на свою сторону (рис. 6).
Рис. 6 [3]
7-8 такты. Юноша левой рукой берет правую руку девушки, соединённые руки они отводят в сторону, немного округлив их в локтях (как в вальсе). Левую руку тыльной стороной ладони девушка кладет себе на талию. Юноша правую руку кладёт на левую ладонь девушки (рис. 7).
Рис. 7 [3]
В этом положении танцующие кружатся по ходу часовой стрелки и одновременно продвигаются от центра круга на своё место.
9-12 такты: танцующие продолжают вращение в паре на месте. На 12-й такт останавливаются лицом к центру круга и наклоном головы благодарят друг друга. После этого в танец вступают 2-я и 4-я пары. Далее – поворот, и повторение того же самого.
Фигура 3 (музыкальное сопровождение №3). 1-4 такты: юноши 1-й и 3-й пары сходятся к центру круга простыми шагами с правой ноги (рис.8). Открыв руки на 2-ю позицию, исполняют «до за до» (рис. 9).
Рис. 8 [3] Рис. 9 [3]
5-8 такты: возвращаются к девушкам своей пары и, встав рядом с ними, жестом левой руки приглашают девушек идти танцевать.
9-12 такты: девушки простыми шагами с правой ноги сходятся к центру круга и, взявшись под левые руки, а правые сцепив вверху, кружатся в паре вокруг себя против хода часовой стрелки (рис. 10).
Рис. 10 [3]
13-14 такты: девушки вновь принимают позу, указанную на рис. 10, но с правой руки, и повторяют вращение вокруг себя по ходу часовой стрелки.
Остановившись и подняв сцепленные левые руки вверх, в «воротца» ныряет девушка третьей пары.
15-16 такты: девушки расходятся к юношам своей пары, подав юноше правую руку, как бы здороваются с ним. Подняв вверх сцепленные правые руки, ныряют в образовавшиеся «воротца». Девушка встаёт на своё место лицом к центру круга с правой стороны от юноши.
На следующие 16 тактов то же самое повторяют танцующие 2-й и 4-й пар.
Фигура 4 (музыкальное сопровождение №4). 1-2 такты: взявшись за руки, с правой ноги танцующие 1-й и 3-й пар сходятся к центру круга и останавливаются лицом друг к другу.
3-4 такты: танцующие исполняют «русский ключ» (движение №2).
5-6 такты: юноша и девушка поднимают сцепленные праву и левую руки вверх. Девушка ныряет в образовавшиеся «воротца» по направлению к своему месту в круге.
7-8 такты: юноши, открыв руки на 2-ю позицию, обходят друг друга «до за до». Девушки в это время обходят вокруг себя по небольшому кружочку через правое плечо и встречаются с юношей своей пары (рис. 11).
Рис. 11 [3]
9-16 такты: юноша берет левой рукой правую руку девушки, правой рукой берет её за талию (положение танцующих, как в вальсе). Исполняя поворот, пары возвращаются на свои места в кругу.
17-20 такты: танцующие, держась за руки, снова сходятся к центру круга и исполняют прочёс (рис. 12)
Рис. 12 [3] Рис. 13 [3]
21-22 такты: перейдя на противоположную сторону, танцующие меняются местами (рис. 13).
23-24 такты: стоя парами, лицом друг к другу, танцующие исполняют «русский ключ».
25-28 такты: танцующие снова исполняют «прочёс» и возвращаются на свои места в кругу.
29-32 такты: юноша и девушка исполняют поворот в паре (положение, как в вальсе).
После этого вторая и четвертая пары исполняют то же самое.
Фигура 5 (музыкальное сопровождение №5).
1-3 такты: юноши 1-й и 3-й пар переменным шагом (движение №3) переходят к девушке противоположной пары.
4 такт: остановившись перед ней, юноша исполняет тройной притоп (движение №4).
5-6 такты: повернувшись лицом к центру круга, юноши снова сходятся, минуют друг друга, исполнив поворот спиной через левое плечо, и подходят к девушке противоположной пары (рис.14).
Рис. 14 [3] Рис. 15 [3]
7-8 такты: исполняют поворот в паре (рис. 15)
9-16 такты: повторяют то же самое, но уже возвращаются к девушке своей пары.
Фигура 6 (музыкальное сопровождение №6).
1-2 такты: юноша первой пары и девушка третьей пары простыми шагами с правой ноги идут к центру круга, минуя друг друга левым плечом, и поворачиваются лицом друг к другу (рис. 16).
Рис. 16 [3]
3-4 такты: юноша и девушка исполняют «русский ключ» (движение №2).
5-8 такты: Минуя друг друга, юноша и девушка возвращаются на свои места в кругу.
9-16 такты: девушки, повернувшись лицом по ходу часовой стрелки, а юноши – против хода часовой стрелки, простыми шагами исполняют «шен» по кругу (рис. 17).
Рис. 17 [3]
При встрече юноша и девушка подают друг другу противоположные руки, как бы здороваясь. Движение по кругу заканчивают, встретившись с партнёрами.
В дальнейшем сольный выход в центр круга исполняют по очереди юноши и девушки всех танцующих пар с последующим повторением фигуры «шен» по кругу. Закончив танец, участники благодарят гармониста (баяниста) и расходятся.
Описание движений. Движение №1. «Дробь». Исходное положение – VI позиция ног. 1 такт: на счёт «раз» сделать шаг правой ноги вперёд, с ударом поставив её на пол. На счёт «два» сделать шаг с ударом в пол левой ногой. На счёт «и» приподнять правую ногу, подскочить на левой ноге.
2 такт: на счёт «раз» сделать двойной удар правой ногой на 1,16 такта. На счёт «и» ударить левой ногой в пол. На счёт «два» сделать удар правой ногой в пол. На счёт «и» – пауза.
Движение №2. «Русский ключ». Исходное положение – VI позиция.
1 такт: на счёт «раз» ударить об пол правой ногой. На счёт «и» сделать небольшой подскок на левой ноге, правую ногу приподнять от пола. На счёт «два» ударить об пол каблуком правой ноги и сразу же поставить её на всю ступню, левую ногу приподнять.
2 такт: на счёт «раз» подскочить на правой ноге, левую приподнять. На счёт «и» притопнуть левой ногой, правую приподнять. На счёт «два» притопнуть правой ногой. На счёт «и» выдержать паузу.
Движение №3. «Переменный шаг». Исходное положение – VI позиция. На счёт «раз» сделать шаг вперёд правой ногой. На счёт «и» сделать шаг вперёд левой ногой. На счёт «два» сделать шаг вперёд правой ногой. На счёт «и» – пауза. Движение продолжается с левой ноги.
Движение №4. «Притоп». Исходное положение – VI позиция. На счёт «раз» – притоп правой ногой. На счёт «и» – притоп левой ногой. На счёт «два» – притоп правой ногой. На счёт «и» – пауза. Во время исполнения движения сделать поклон головой.
Способы и формы передачи традиции. Передача традиции афанасьевской кадрили «Ланце» осуществляется в деятельности самодеятельных коллективов.
Справочная информация.
История выявления и фиксации.
– Порубовское «Ланце было исполнено жителями д. Парубово Афанасьевского р-на Кировской области на концерте Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР в большом зале РАМ имени Гнесиных в 1967 году. Запись на кинопленке хранится в Архиве Центра русского фольклора ГРДНТ им. В. Д. Поленова, а также существует в открытом доступе (URL: https://www.youtube.com/watch?v=_WfQjtiTi2A).
– Описание танца было осуществлено в июне 1980 года в с. Кытманы Афанасьевского р-на заслуженным деятелем искусств Удмуртской АССР Александром Дмитриевичем Исуповым. Данные в архиве собирателя, описание танца в сценической обработке опубликовано [1]
Библиография:
1. Захаров В.М. Поэтика русского танца. М.: Издательский дом «Святогор», 2004. Том I. 440 с.
2. Захаров В.М. Поэтика русского танца. М.: Научно-издательский центр «Инженер», 2009. Т. IV. 424 с.
3. Кадриль «ланце». Запись и сценическая обработка А.Д. Исупова. // Вятский родник: (сборник вятского фольклора) / Обл. науч.-метод. центр нар. творчества и культпросветработы; Сост.: В.А. Поздеев, Н.Ф. Булычев, А.Д. Исупов, Т.К. Николаева; Матер. подгот. А.А. Бабина. Киров, 1991. С. 7-15
Современное состояние объекта: бытование в естественной среде прервано, существует в реконструированной форме, адаптированной к требованиям сцены.
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: афанасьевскую кадриль исполняет народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Слобода» (КОГАУК «Кировский областной дом народного творчества»).
Составитель: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист по сохранению объектов нематериального культурного наследия КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 15.03.2022
Видео:
1. Порубовское ланце. д. Порубово, Афанасьевский р-н, Кировская обл. Концерт Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР в большом зале РАМ имени Гнесиных (1967 год) // Архив Центра русского фольклора ГРДНТ имени В. Д. Поленова. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_WfQjtiTi2A
2. Ланце. Исп. носители традиции д. Порубово, с. Пашино Афанасьевского р-на. ДК «Уралмаш» г. Свердловска 21 апреля 1990 года. Праздник «Песни вятской земли». URL: https://ok.ru/video/2632547306089
3. Ланце. Д. Афанасьево, Афанасьевский р-н Кировской области // Вятка. Традиционный бытовой танец. Парные танцы и кадрили Кировской области в исполнении народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля «Слобода». Киров: Кировский областной дом народного творчества, 2016. CD-диск