Версия сайта для слабовидящих

Новости

26.11.2024
Эстафета «Мои финансы»
Читать далее…

Новости из районов

24.11.2024
Грандиозная премьера нового социального спектакля «Стерва» социального театра «Испытай себя»
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Порубовское ланце

Категория объекта: народное исполнительство (хореографические формы)


Порубовское ланце. Фрагмент видео. Исп. носители традиции д. Порубово, с. Пашино Афанасьевского р-на. ДК «Уралмаш» г. Свердловска 21.04.1990.

Праздник «Песни вятской земли» URL: https://ok.ru/video/2632547306089

Этническая принадлежность: русские

Язык: русский

Конфессиональная принадлежность: православие

Места бытования: Афанасьевский р-н (д.д. Порубово, Илюши, Афанасьево), г. Киров.

Описание объекта. Ланце известен с середины XIX века. Танец был зафиксирован в деревне Порубово Ичетовкинского с/п Афанасьевского района (бывш. Парубово). Он является локальным вариантом лансье  – русского народного танца типа кадрили. По словам В.М. Захарова, русские, приняв кадриль, видоизменили её до неузнаваемости, обогатив национальными красками. Многие кадрили были сочинены заново [2, с. 41].

Лансье распространилось в России через 50-60 лет после появления в начале XIX века кадрили [2, с. 59]. Кадриль лансье происходит из группы английских контрадансов. В своём развитии она проделала путь от салонного танца до народной пляски. Музыкальный размер лансье – 2/4. Как правило, такая кадриль состоит из 5-ти фигур, каждая из которых сопровождается особой мелодией.

Афанасьевская ланце имеет строгий регламент фигур, который сочетается с импровизацией. Ланце, записанное А.Д. Исуповым в дд. Порубово и Илюши Афанасьевского р-на, состоит из 6 фигур, следующих непрерывно одна за другой. В танце принимали участие 6, 8, 10 пар. Музыкальное сопровождение – баян или гармошка (размер 2/4). Основным движением этого танца является простой русский шаг с каблука. В.М. Захаров отнёс Афанасьевскую кадриль к типу круговых: все танцующие стоят по кругу, фигуры и движения замысловатые. Танец сопровождается гармошечными, сугубо местными наигрышами. Афанасьевская кадриль имеет 6 фигур [1, с. 219], в которых используются традиционные движения русского танца: дроби, притопы, шен. Как правило, ланце исполняется степеннее, чем русская кадриль.

Предметы, связанные с объектом. Женский костюм: домотканый льняной сарафан в клетку ярких расцветок (красный, синий, желтый). Сарафан подпоясан длинным домотканым поясом со спускающимися сзади длинными концами. Белая льняная кофта у ворота собрана в сборочку. Рукав длинный, пышный, с узкой манжетой на резинке, украшен вышивкой. Волосы заплетены в косу с бантом на конце. На голове надета шамшура, сверху повязан платок. На ногах – туфли на среднем каблучке или ботинки со шнуровкой.

Мужской костюм: однотонная льняная рубаха-косоворотка, подпоясанная цветным домотканым поясом со спускающимися с левого бока концами. Черные брюки заправлены в сапоги.

Примеры предметов женского и мужского костюма Афанасьевского р-на.

Фото предоставлено МБУК «Афанасьевский районный краеведческий музей»

Техники/Технологии, связанные с объектом. Вариант танца в сценической обработке А.Д. Исупова [3] рассчитан на 4 пары. Основное движение – простой русский шаг с каблука. Перед началом танца исполнители парами без музыкального сопровождения выходят простыми шагами на сцену. Руки свободно опущены. Исполнители образуют круг, стоя лицом к центру. Юноша стоит с левой стороны от девушки.

Фигура 1 (музыкальное сопровождение №1). Затакт: юноша подаёт девушке правую руку, девушка кладёт левую руку на руку юноши.

1-4 такты (движение 1): танцующие первой и третьей пары, взявшись за руки, сходятся к центру круга, исполняя дробь.

5-6 такты – исполняют «прочёс», минуют друг друга (рис.1)

7-8 такты: танцующие меняются в паре местами (рис. 2.)


                                                 

                                 Рис. 1 [3]                                          Рис. 2 [3] 

9-12 такты: танцующие вновь исполняют «прочёс» – возвращаются на свои места в кругу.

13-16 такты: приняв позу, показанную на рис. 3, юноша и девушка исполняют поворот в паре и останавливаются лицом к центру круга. После этого то же самое исполняют танцоры второй и четвертой пар.

Рис. 3 [3] 

Фигура 2 (музыкальное сопровождение №2). 1-4 такты: танцующие 1-й и 3-й пар с правой ноги простыми шагами, держась руками в положении «крест» («корзинка»), идут навстречу друг другу к центру и минуют друг друга с правой стороны (рис. 4).

Рис. 4 [3] 

5-6 такты: пары останавливаются спиной друг к другу. Повернувшись в паре лицом друг к другу, танцующие поднимают соединенные правые руки вверх, глядя друг на друга. Девушка, придерживая левой рукой сарафан, поворачивается под соединёнными руками, как бы проходя в «воротца» (рис. 5).

Рис. 5 [3] 

Одновременно пары вновь меняются местами, возвращаясь на свою сторону (рис. 6).

Рис. 6 [3] 

7-8 такты. Юноша левой рукой берет правую руку девушки, соединённые руки они отводят в сторону, немного округлив их в локтях (как в вальсе). Левую руку тыльной стороной ладони девушка кладет себе на талию. Юноша правую руку кладёт на левую ладонь девушки (рис. 7).

Рис. 7 [3] 

В этом положении танцующие кружатся по ходу часовой стрелки и одновременно продвигаются от центра круга на своё место.

9-12 такты: танцующие продолжают вращение в паре на месте. На 12-й такт останавливаются лицом к центру круга и наклоном головы благодарят друг друга. После этого в танец вступают 2-я и 4-я пары. Далее –  поворот, и повторение того же самого.

Фигура 3 (музыкальное сопровождение №3). 1-4 такты: юноши 1-й и 3-й пары сходятся к центру круга простыми шагами с правой ноги (рис.8). Открыв руки на 2-ю позицию, исполняют «до за до» (рис. 9).

                               

                                     Рис. 8 [3]                                        Рис. 9 [3]

5-8 такты: возвращаются к девушкам своей пары и, встав рядом с ними, жестом левой руки приглашают девушек идти танцевать.

9-12 такты: девушки простыми шагами с правой ноги сходятся к центру круга и, взявшись под левые руки, а правые сцепив вверху, кружатся в паре вокруг себя против хода часовой стрелки (рис. 10).

   Рис. 10 [3]

13-14 такты: девушки вновь принимают позу, указанную на рис. 10, но с правой руки, и повторяют вращение вокруг себя по ходу часовой стрелки.

Остановившись и подняв сцепленные левые руки вверх, в «воротца» ныряет девушка третьей пары.

15-16 такты: девушки расходятся к юношам своей пары, подав юноше правую руку, как бы здороваются с ним. Подняв вверх сцепленные правые руки, ныряют в образовавшиеся «воротца». Девушка встаёт на своё место лицом к центру круга с правой стороны от юноши.

На следующие 16 тактов то же самое повторяют танцующие 2-й и 4-й пар.

Фигура 4 (музыкальное сопровождение №4). 1-2 такты: взявшись за руки, с правой ноги танцующие 1-й и 3-й пар сходятся к центру круга и останавливаются лицом друг к другу.

3-4 такты: танцующие исполняют «русский ключ» (движение №2).

5-6 такты: юноша и девушка поднимают сцепленные праву и левую руки вверх. Девушка ныряет в образовавшиеся «воротца» по направлению к своему месту в круге.

7-8 такты: юноши, открыв руки на 2-ю позицию, обходят друг друга «до за до». Девушки в это время обходят вокруг себя по небольшому кружочку через правое плечо и встречаются с юношей своей пары (рис. 11).

Рис. 11 [3]

9-16 такты: юноша берет левой рукой правую руку девушки, правой рукой берет её за талию (положение танцующих, как в вальсе). Исполняя поворот, пары возвращаются на свои места в кругу.

17-20 такты: танцующие, держась за руки, снова сходятся к центру круга и исполняют прочёс (рис. 12)

                            

                                            Рис. 12 [3]                                         Рис. 13 [3]

21-22 такты: перейдя на противоположную сторону, танцующие меняются местами (рис. 13).

23-24 такты: стоя парами, лицом друг к другу, танцующие исполняют «русский ключ».

25-28 такты: танцующие снова исполняют «прочёс» и возвращаются на свои места в кругу.

29-32 такты: юноша и девушка исполняют поворот в паре (положение, как в вальсе).

После этого вторая и четвертая пары исполняют то же самое.

Фигура 5 (музыкальное сопровождение №5).

1-3 такты: юноши 1-й и 3-й пар переменным шагом (движение №3) переходят к девушке противоположной пары.

4 такт: остановившись перед ней, юноша исполняет тройной притоп (движение №4).

5-6 такты: повернувшись лицом к центру круга, юноши снова сходятся, минуют друг друга, исполнив поворот спиной через левое плечо, и подходят к девушке противоположной пары (рис.14).

                            

                                                  Рис. 14 [3]                                              Рис. 15 [3]  

7-8 такты: исполняют поворот в паре (рис. 15)

9-16 такты: повторяют то же самое, но уже возвращаются к девушке своей пары.

Фигура 6 (музыкальное сопровождение №6).

1-2 такты: юноша первой пары и девушка третьей пары простыми шагами с правой ноги идут к центру круга, минуя друг друга левым плечом, и поворачиваются лицом друг к другу (рис. 16).

Рис. 16 [3]  

3-4 такты: юноша и девушка исполняют «русский ключ» (движение №2).

5-8 такты: Минуя друг друга, юноша и девушка возвращаются на свои места в кругу.

9-16 такты: девушки, повернувшись лицом по ходу часовой стрелки, а юноши – против хода часовой стрелки, простыми шагами исполняют «шен» по кругу (рис. 17).

Рис. 17 [3]  

При встрече юноша и девушка подают друг другу противоположные руки, как бы здороваясь. Движение по кругу заканчивают, встретившись с партнёрами.

В дальнейшем сольный выход в центр круга исполняют по очереди юноши и девушки всех танцующих пар с последующим повторением фигуры «шен» по кругу. Закончив танец, участники благодарят гармониста (баяниста) и расходятся.

Описание движений. Движение №1. «Дробь». Исходное положение – VI позиция ног. 1 такт: на счёт «раз» сделать шаг правой ноги вперёд, с ударом поставив её на пол. На счёт «два» сделать шаг с ударом в пол левой ногой. На счёт «и» приподнять правую ногу, подскочить на левой ноге.

2 такт: на счёт «раз» сделать двойной удар правой ногой на 1,16 такта. На счёт «и» ударить левой ногой в пол. На счёт «два» сделать удар правой ногой в пол. На счёт «и» – пауза.

Движение №2. «Русский ключ». Исходное положение – VI позиция.

1 такт: на счёт «раз» ударить об пол правой ногой. На счёт «и» сделать небольшой подскок на левой ноге, правую ногу приподнять от пола. На счёт «два» ударить об пол каблуком правой ноги и сразу же поставить её на всю ступню, левую ногу приподнять.

2 такт: на счёт «раз» подскочить на правой ноге, левую приподнять. На счёт «и» притопнуть левой ногой, правую приподнять. На счёт «два» притопнуть правой ногой. На счёт «и» выдержать паузу.

Движение №3. «Переменный шаг». Исходное положение – VI позиция. На счёт «раз» сделать шаг вперёд правой ногой. На счёт «и» сделать шаг вперёд левой ногой. На счёт «два» сделать шаг вперёд правой ногой. На счёт «и» – пауза. Движение продолжается с левой ноги.

Движение №4. «Притоп». Исходное положение – VI позиция. На счёт «раз» – притоп правой ногой. На счёт «и» – притоп левой ногой. На счёт «два» – притоп правой ногой. На счёт «и» – пауза. Во время исполнения движения сделать поклон головой.

Способы и формы передачи традиции. Передача традиции афанасьевской кадрили «Ланце» осуществляется в деятельности самодеятельных коллективов.

Справочная информация.

История выявления и фиксации.

 – Порубовское «Ланце было исполнено жителями д. Парубово Афанасьевского р-на Кировской области на концерте Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР в большом зале РАМ имени Гнесиных в 1967 году. Запись на кинопленке хранится в Архиве Центра русского фольклора ГРДНТ им. В. Д. Поленова, а также существует в открытом доступе (URL: https://www.youtube.com/watch?v=_WfQjtiTi2A).

– Описание танца было осуществлено в июне 1980 года в с. Кытманы Афанасьевского р-на заслуженным деятелем искусств Удмуртской АССР Александром Дмитриевичем Исуповым. Данные в архиве собирателя, описание танца в сценической обработке опубликовано [1]

Библиография:

1. Захаров В.М. Поэтика русского танца. М.: Издательский дом «Святогор», 2004. Том I. 440 с.

2. Захаров В.М. Поэтика русского танца. М.: Научно-издательский центр «Инженер», 2009. Т. IV. 424 с.

3. Кадриль «ланце». Запись и сценическая обработка А.Д. Исупова. // Вятский родник: (сборник вятского фольклора) / Обл. науч.-метод. центр нар. творчества и культпросветработы; Сост.: В.А. Поздеев, Н.Ф. Булычев, А.Д. Исупов, Т.К. Николаева; Матер. подгот. А.А. Бабина. Киров, 1991. С. 7-15

Современное состояние объекта: бытование в естественной среде прервано, существует в реконструированной форме, адаптированной к требованиям сцены.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: афанасьевскую кадриль исполняет народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Слобода» (КОГАУК «Кировский областной дом народного творчества»).

Составитель: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист по сохранению объектов нематериального культурного наследия КОГАУК «ОДНТ».

Дата публикации: 15.03.2022

Видео:

1. Порубовское ланце. д. Порубово, Афанасьевский р-н, Кировская обл. Концерт Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР в большом зале РАМ имени Гнесиных (1967 год) // Архив Центра русского фольклора ГРДНТ имени В. Д. Поленова. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_WfQjtiTi2A

2. Ланце. Исп. носители традиции д. Порубово, с. Пашино Афанасьевского р-на. ДК «Уралмаш» г. Свердловска 21 апреля 1990 года. Праздник «Песни вятской земли». URL: https://ok.ru/video/2632547306089

3. Ланце. Д. Афанасьево, Афанасьевский р-н Кировской области // Вятка. Традиционный бытовой танец. Парные танцы и кадрили Кировской области в исполнении народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля «Слобода». Киров: Кировский областной дом народного творчества, 2016. CD-диск