Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Обычай почитания могилы Марии Убиенной в д. Верхопижемье Советского района

Надгробный камень Марии Убиенной. Фото С.Ю. Новосёловой. Советский р-н, д. Верхопижемье

Вид: традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры.

Этническая принадлежность: русские, луговые марийцы.

Язык: русский.

Места бытования: Кировская область, Советский р-н, д. Верхопижемье.

Конфессиональная принадлежность: православие.

Места бытования: Советский район, д. Верхопижемье.

Описание. История почитания могилы Марии Убиенной насчитывает не менее 350 лет. Памятное место находится в 4-х километрах от г. Советска  (историч. слобода Кукарка Яранского у. Вятской губ.), вверх по реке Пижме за рекой Немдой на окраине д. Лядово. Сегодня это территория д. Верхопижемье Советского р-на. Традиция имеет народные истоки. Её возникновение связано с событиями конца XVI – первой половины XVII века. В это время кукарский край был плотно заселен марийцами, Кукарка была их крепостью. Со стороны Галича, Углича, Москвы приходили русские, встречавшие сопротивление марийцев. На месте д. Лядово возникла вынужденная остановка русских, был основан убогий дом.

По легенде, Мария, погибшая от рук свекрови, была черемиской (марийкой) из Кукарки. Существуют варианты предания, объясняющего причину гнева свекрови. Согласно одному из них, у Марии была злая свекровь, которая заставила её сварить кашу, не дав крупы. Испуганная женщина поставила в печь изрубленную солому, из которой сварилась каша. Свекровь обвинила женщину в колдовстве и убила, а тело спрятала в лесу. На этом месте стал блудить скот, и начавшееся расследование заставило женщину признаться в преступлении. Тогда решили служить Марии панихиды, построили часовню, на могиле стали совершаться исцеления. Также бытовала легенда о том, что Мария навлекла на себя гнев, съев у свекрови кашу [3].

Однако более всего известна версия о том, что Мария  отказалась от марийской традиционной религии (язычества) и перешла в христианство. Свекровь всячески пыталась вернуть её в черемисскую веру, но женщина терпеливо сносила поношения, не желая отказываться от православия. За это она была убита свекровью во время стирки белья в колоде на реке Пижме. Свекровь положила тело в колоду, которую водой унесло к месту, где когда-то существовала разрушенная марийцами богадельня. Тело Марии похоронили вместе с останками перебитых ими христиан. По другой версии, свекровь сама тайно похоронила убитую при убогом доме, неподалёку от которого, на берегу Пижмы, женщины стирали бельё.

В предании более позднего происхождения сообщается, что, спасаясь от гнева свекрови, Мария поселилась в богадельне, где заботилась о стариках и больных, заслужив тем самым большое уважение. Однажды Мария на реке полоскала бельё. Подкараулившая её свекровь вырвала из рук невестки валёк и убила её, а тело бросила в реку. «Преступление иступлённой последовательницы Керемета не осталось незамеченным православными насельниками убогого дома. Они с глубоким соболезнованием вынули тело из реки, благочестно предали его погребению при сем же доме, и стали служить панихиды на могиле Марии об упокоении её души» [4, 7]. Над захоронением на берегу Пижмы поставили памятник в виде столба с иконой, стали «служить панихиды у памятника». Люди стали замечать, что песок, взятый с места погребения Марии, исцеляет от болезней. Молва об этом распространилась, и к могиле Марии Убиенной стали стекаться богомольцы.

Народное предание объясняет распространение обычая почитания могилы убиенной Марии за пределы Лядово и окрестных поселений. Благочестивым людям стал являться во сне образ женщины, который просил их помолиться за себя. Приходившие из разных мест рассказывали, что прося помощи в болезни и скорби, во сне они видели женщину, которая советовала посетить могилу Марии Убиенной. При этом подробно описывалось, как добраться до этого места. Люди шли в период после схода и до возникновения снежного покрова. Незадолго до 1834 года на почитаемой могиле установили часовню с колоколами, которая простояла до 1950-х годов. Это была небольшая деревянная часовня, окруженная забором, за которым виднелись деревья (остатки существовавшего когда-то здесь леса) [3].

В XVIII веке почитание Марии Убиенной стало частью официального события православной церкви – крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери. Из Кукарки крестный ход приходил в часовню д. Лядово. В крестном ходе участвовали жители соседних с Яранским уездом селений и  других губерний (Архангельской, Пензенской, Костромской, Оренбургской, Пермской, Казанской, иногда даже Саратовской и Енисейской). Известно, что основание крестного хода связано с событиями, произошедшими около 1700 года. В окрестностях слободы Кукарки свирепствовала эпидемия, от которой умирало множество людей. Тогда православные обитатели слободы решили идти крестным ходом с образом Смоленской Божьей Матери к часовне Марии Убиенной – на место, где уже совершались чудеса. Там они отправили всенародное молебствие с акафистом и водоосвящением. С этого времени болезнь начала ослабевать и скоро исчезла.

 В честь этого чудесного исцеления на месте отправления заздравного молебна воздвигли деревянную часовню, перестроенную в 1863 году в Тихвинская церковь (сгорела в 1913 году). Крестный ход, который обрёл статус ежегодного, из Троицкого собора Кукарки следовал в Лядово, где в Тихвинской церкви служили обедню, затем паломники отправлялись в часовню Марии Убиенной, где совершалась панихида. Ход совершался с образом Смоленской Божьей Матери на Троицкой неделе, был массовым, в нём участвовали  не только русские, но и новокрещённые марийцы. Богомольцы приходили издалека, и в каждом помяннике при исправлении панихид было записано имя Марии Убиенной.

Под часовней Марии Убиенной находилась «пещера» в виде подвала из опочного камня. Здесь продавали свечи, богомольцы оставляли приношения: яйца, блины, которые представители официальной церкви принимали неохотно, от каши, которую также было принято жертвовать, они вовсе отказывались. В центре пещеры, на столбе, подпирающем пол часовни, висела икона Божьей Матери, перед которой зажигали свечи. Часть каменного пола под иконой была приподнята:  в этом месте люди разрывали песчаную землю, утирались ею, тёрли больные места. Также землю уносили с собой. За оградой часовни проходила  Лядовская ярмарка.

По воспоминаниям старожилов, в середине 1930-х гг. на праздник в Ледово приезжали жители других деревень,  «продавали горшки, пели песни, частушки».  Богомольцы прибывали на лошадях отовсюду. При входе, в воротах часовни «стоял ящик с песком, которым утирали лоб, т.к. считалось, что песок снимал порчу. Камень и могила Марии располагались  с южной стороны от часовни» (Александра Александровна Демшина, 1919 г. р., Советский р-н, д. Верхопижемье).

Когда часовня была разрушена, на её месте построили лесопилку, камень с могилы сдвинули в сторону. Однако память о святом месте не стиралась, верующие продолжали посещать могилу Марии Убиенной, набирали песок в надежде получить исцеление. В середине 1980-х местные жители очистили камень от земли и установили его на чистое место на берегу Пижмы. На «Лядовскую», которая отмечалась в субботу после Троицы, из Николаевской церкви с. Завертное приходили старушки читать молитвы над камнем Марии.В  2001 году  в шестой раз прошёл возрожденный крестный ход к Марии Убиенной.  Прихожане Успенской и Покровской церквей пешком прошли путь из г. Советска и обратно, была совершена панихида, к прибывшим присоединилось местное население. Всего в крестном ходе участвовало около 300 человек.

Способы и формы передачи объекта. Стихийная передача в коллективах верующих, местного населения; передача через организацию крестных ходов, в ходе экскурсий. В деятельности летних детских групп МУК  Верхопижемский  СДК  происходит знакомство с легендой, облагораживается прилегающая территория.

История выявления и фиксации объекта. Сведения о почитании Марии Убиенной, составленные на основе актов и свидетельств причта Кукарского Троицкого собора, опубликованы в 1838 г. в сборнике «Столетие Вятской губернии» [4, 12-15]. Варианты легенды и крестный ход к часовне Марии Убиенной описал А.А. Спицын [3]. Данные о традиции обобщил краевед А.С. Репин [4]. Интервью с жителями д. Верхопижемье в 2012 г. провела директор провела  МУК  Верхопижемский  СДК  С.Ю. Новосёлова.

 

 У надгробного камня Марии Убиенной. Фото С.Ю. Новосёловой. Советский р-н, д. Верхопижемье

 

Источники информации

Архивы: рукопись, фото из личного архива С.Ю. Новосёловой (Советский р-н, д. Верхопижемье).

Библиография:

1. Маркелов А.В. Чтимые иконы и святые в жизни общества второй половтны XVII-начала XX века (на примере Вятской епархии). Киров (Вятка): Кировское обл. отд. Общерос. обществ. орг. «Союз писателей России». Издательство «Витберг». 2019. С. 178-179

2. О Марии Убиенной // Мифы и легенды края. Советск, 2005. С. 14

3. Спицын А. А. Часовня Марии Убиенной // Календарь Вятской губернии на 1885 год. Вятка, 1884. С. 188—191

4. Репин А.С. Из истории Тихвинской церкви деревни Лядово Советского района. Советск: МУК Советская муниципальная библиотечная система Центральная библиотека им. П.В. Алабина. 2018. 60 с.

5. Репин А.С. «Преданья старины глубокой…» // Вести Трёхречья. 28.11.1991. С.2

 

Современное состояние объекта: естественное бытование. К могиле приходят жители д. Верхопижемье, оставляют цветы, деньги, берут песок.

Авторы/составители: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».