Версия сайта для слабовидящих

Новости

14.09.2024
Открытие юбилейного 85-го творческого сезона: праздник творчества и вдохновения
Читать далее…

Новости из районов

12.09.2024
В Фаленском ЦДК открыли творческий театральный сезон
Читать далее…

Итоги конкурсов

12.09.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Традиция почитания Чумбылата в Советском районе: легенды и священные места

Гора Чумбылата. Священная роща. Фото О.В. Ходыревой 2023

Этническая принадлежность: луговые марийцы, русские

Язык: луговомарийский, русский

Места бытования: Кировская область, Советский р-н

Конфессиональная принадлежность: марийская традиционная религия, православие

Места бытования: Советский район, заказник «Пижемский», «Чимбулатский ботанико-геологический комплекс».

Описание. На протяжении нескольких веков у русско-марийского населения Советского района Кировской области и прилегающих территорий Республики Мари Эл передаются легенды о герое марийской мифологии Чумбылате, а также более поздние предания, так и или иначе связанные с этим героем марийского эпоса. Бытующие в народе представления о Чумбылате направлены на сакрализацию отдельных локусов. Такие места находятся на территории «Чимбулатского ботанико-геологического комплекса» (Советский район) природоохранной зоны Пижемского заказника, расположенного на берегах притока Пижмы реки Немды. Советский район и город Советск Кировской области (в прошлом слобода Кукарка), ранее входили в состав Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. Коренным населением здесь были марийцы, густо населявшие окрестные территории до 30-х годов XIX века.

Специалист по марийскому фольклору Виталий Александрович Акцорин (1930-1998) пришёл к выводу, что традиция почитания Чумбылата складывалась на основе архаичного культа вождя. В данном случае это феодальный князь, живший предположительно в XI –XII веках. Издавна среди вятских марийцев бытовала легенда о Курык кугыза (Горном старике), который был предводителем марийцев, поселившихся в Кукарке – центре марийского государства на Средней Вятке. Курык кугу енгу (Великий горный человек), известный также как Курык енг (Горный человек), Курык кугыза (Горный старик), Кукарка кугыза (старик Кукарка), Немде курык кугыза (Старик горы Немде), Немда курык Чымбылат (Чумблат с горы Немда) почитался как земное божество. Образ Курык кугу енг (Чумбылата) в легендах предстаёт как князь, собирающий с народа дань, «северный царь луговых марийцев» и одновременно божество, почитаемое среди потомков подвластных ему марийцев. Предание связывает с Чумбылатом происхождение и начало сознательной истории марийцев Сернурского, Ново-Торъяльского, Советского, Куженерского районов Марий Эл, Лебяжского и Советского районов Кировской области [1; 36-38].

Предположительно имя Чумбылат (тюрк. «чум» – муж, «булат» – сталь особой прочности) могло закрепиться за эпическим образом в эпоху формирования феодальных отношений [1; 60]. Легенды сообщают, что Чумбылат отличался богатырской силой, мудростью, под его началом марийцы не знали военных поражений. Почуяв опасность, его волшебный меч начинал светиться, отчего враги обходили марийскую землю. Перед смертью Чумбылат завещал похоронить себя на берегу Немды, на вершине горы. Марийцы так и сделали, положив рядом с вождём лошадь, воинское снаряжение и саблю. Со временем происходила утрата некоторых архаических черт предания, представлений о способности мертвых соплеменников содействовать живым в борьбе за интересы рода, возрождаться после смерти. Двойственное отношение к божеству, свойственное архаическим культам, проявляется, с одной стороны, в вере в его сверхъестественное покровительство. С другой стороны, Чумбылат почитался как керемет (злой дух) и, чтобы оградить себя от его вредоносной силы, люди должны совершать жертвоприношения (жеребят, уток, гусей) [1; 72].

Сказанное иллюстрирует текст легенды, опубликованной этнографом С. К. Кузнецовым в 80-е гг. XIX века: «Долго жил Чумбылат на свете, оберегая черемис от врагов, но, наконец, пришла пора и ему умирать. Плачущие черемисы собрались вокруг него. “Не плачьте”, – говорил он им, – “я и мёртвый буду вам помогать против неприятеля. Когда вам придется плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: “Чумбулат, вставай! Неприятель пришёл!.. Я и встану оборонять вас...”  Торжественно похоронили его черемисы на высокой горе, в полном вооружении и на коне, устроили богатые поминки и горько оплакивали своего богатыря. Прошло мирно некоторое время, но вдруг неожиданно появился сильный враг. Вспомнили черемисы о своем богатыре, побежали к горе и начали громко звать его: “Чумбулат, кынял! Тушман толэн!” (Чумбулат, вставай! Неприятель пришел!)... Раскололась гора, появился оттуда Чумбулат на коне... Быстро привел он в беспорядок неприятельское войско, рубил и топтал врагов. А когда неприятель исчез, Чумбулат вернулся к своей горе: она раскрылась перед ним и проглотила его вместе с конем… Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к горе и давай звать Чумбулата, а сами попрятались. Треснула гора, выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. Смотрит перед собой – нет неприятеля! ... Так мальчишки три раза вызывали Чумбулата. На третий раз сбежался народ. Увидал их Чумбулат и кричит: “Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной издеваться начали, понапрасну меня тревожить! За это буду я теперь не защитником, а лютым врагом: не оборонять буду вас от врагов, а сам стану всячески вредить вам, во всякое время и во всяком деле. И всякая молитва, всякая жертва только на один раз спасёт вас от моего гнева”! Повернул Чумбулат своего коня и пропал в горе... Плохо стало теперь черемисам; Чумбулат начал посылать на них одну беду за другою… Начались войны…, и некому стало заступиться за них. Начали черемисы молиться Чумбулату, как богу, приносить жертвы…» [6; 452-453].

Священное место «Чумбылат курык» (гора Чумбылата), где, по преданию, был похоронен богатырь, занимает высокий мыс коренной террасы левого берега Немды. Первое свидетельство о святилище содержится в книге немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» (1647). Гору Чумбылата посещали сернурские, торъяльские, царевококшайские, красноуфимские марийцы [1; 61]. Чумбылатов камень представлял собой возвышающийся над равниной известняковый утёс на краю мыса, образуемого сухим оврагом и р. Немдой. По описанию С.К. Кузнецова, гора, сложенная из огромных камней, возвышалась на 11 аршин (7,82 м) и имела 36 аршин (25,6 м) в толщину. В отлогом месте, на мысу в скале были выдолблены ступеньки, ведущие к подножию скалы, затем тропинка вела к крутому спуску, где тоже располагалась лестница, по которой можно было спуститься к реке. Налево от лестницы располагался «алтарь» в виде огромного кубического камня, который был гладко обтёсан и как бы висел над оврагом. Здесь зажигали главный костёр. В ходе борьбы с язычеством в 1830 году скала была взорвана, разбросанные от взрыва глыбы до сих пор лежат на склоне. В начале XIX века марийцы покинули окрестные селения, но продолжали тайно приходить в священную рощу из разных мест. В образовавшейся после взрыва щели они ставили свечи и кидали мелкие монеты [6; 476-777].

Моления, совершаемые здесь небольшими группами, не прекращались никогда. По сей день местные жители, вне зависимости от национальности, считают это место сакральным, русские остерегаются его посещать. Считается, что любой приходящий в рощу, должен соблюдать особые правила, нарушение которых повлекут за собой несчастья. Среди русского населения бытует представление о способности языческого «чёрта» Чумбылата заводить людей в лес, «блудить» их. Спастись можно чтением молитвы в лесу, а также вывернув наизнанку всю верхнюю одежду [4].

В 1993 году в святилище Чумбулата  были возобновлены крупные моления. Традиционно они проходят в десятую пятницу после Пасхи и собирают сотни паломников не только из числа марийцев, но и представителей других народов. Желающие принять участие в молении собираются заранее, приводят уток, гусей, приобретённого в складчину быка, овцу. В качестве жертвы в святилище оставляют деньги, полотенца, на отмеченное поясом священное дерево (онапу) вешают ленточки. Около онапу располагается помост, куда участники ритуала размещают свои приношения (выпечку, квас). Мясо забитых в роще животных отваривают в больших чанах, на мясном бульоне готовится каша. После того, как приготовлена жертвенная пища, начинается моление и коллективная обрядовая трапеза. Как и в былые времена, Чумбылату молятся о благополучии семьи, достатке, мире, возносят индивидуальные просьбы.

Вход в священную рощу Чумбылата. Правила поведения в святилище. Фото О.В. Ходыревой. 2023


Святилище Чумбылата. Помост для обрядовой трапезы.  Советский р-н. Фото О.В. Ходыревой. 2023


Святилище Чумбылата. Приготовление мяса жертвенных животных.  Фото: www.finnougoria.ru/test/test.php?


 Святилище Чумбылата. Тропа, ведущая к камню Чумбылата. Фото О.В. Ходыревой. 2023


Камень Чумбылата в священной роще. Фото О.В. Ходыревой. 2023


Священный источник в роще Чумбылата. Фото: www.finnougoria.ru/test/test.php? 

В святилище Чумбылата у подножия склона, на берегу Немды находится священный источник. Приходящие сюда бросают на дно источника монеты, омывают руки и умывают лицо, берут воду и увозят ее с собой. В окрестностях Чимбулатского заказника имеется несколько «серебряных ключей», почитаемых местным населением и приезжими марийцами. До 1980-х годов на Семик (четверг перед Троицей) марийцы приходили к роднику, расположенному на берегу Немды, у подножия горы около д. Долбилово, и известному как «Марийский», «Семик» [4]. С данным источником связано несколько легенд позднего происхождения, в которых объясняется происхождение целебных свойств воды. Одна из них сообщает, что здесь были захоронены останки семи марийцев, убитых разбойниками. Этот грех, навлекший на местных жителей многие беды, решили искупить, поставив утраченную ныне часовню и перезахоронив под ней останки убиенных. Часовню освятили в Семик. От бившего неподалёку ключа проложили деревянные желоба, и вытекающая через них вода омывала кости, обретая таким образом целебные свойства. В 1865 г. известный краевед П.В. Алабин (1824-1896) зафиксировал существование здесь «несколько раз обновлявшейся, но по первоначальному своему сооружению весьма древней часовни» [2].

Другая легенда захоронение невинно убиенных марийцев (у родника «Семик» под часовней) связывает с Чумбылатом. В ХIX веке, в связи с запретом на жертвоприношения животных, среди марийцев укрепилось представление, что Чумбылат благосклонно принимает деньги. По преданию, после моления золотые и серебряные монеты зарывали в тайнике недалеко от священного камня, где за многие годы накопилось богатство. Однажды в Кукарке местные мужики разузнали у марийца, куда карты прячут деньги, этот разговор подслушали разбойники. Место было описано лишь приблизительно, поэтому разбойники, чтобы найти клад, спрятались у камня. Там они подкараулили и схватили марийскую семью, пришедшую на моление. Но марийцы не выдали место расположения тайника и были убиты. Их тела разбойники закопали недалеко от горы. После совершенного злодеяния разбойники погибли от удара молнии, а в округе стали происходить разные несчастья: то кто-нибудь заблудится в лесу, то ребёнок утонет, то скотина пропадёт, то на людей нападёт лютая злоба. Это связали с местью Чумбылата.

Однажды мальчик-пастух пас коров недалеко от святилища и заснул на берегу Немды. Во сне ему явился Чумбылат в сверкающих одеждах, с воинами вокруг и указал на то место, где были закопаны убитые марийцы. Богатырь велел их перезахоронить по древнему обычаю, что и было исполнено местными крестьянами. После этого несчастья, происходившие в окрестностях Чумбылатовой горы, прекратились, русские стали относится к марийскому священному месту с уважением, перестали препятствовать совершению обрядов. Тех, кто пытался отыскать клад, неизменно постигали несчастья [10; 12-14]. Марийцы приходили к источнику в национальных одеждах, несли дары (платки, носки, рукавички, полотенца, холсты, монеты), пили воду [4]. Данная традиция бытует и сегодня, дары оставляют на месте разрушенной часовни. Марийский родник паломники посещают после моления в священной роще Чумбылата.

Священный источник «Cемик» у. д. Долбилово. Советский р-н. Остатки деревянных желобов у могилы убиенных марийцев.

Фото: https://vk.com/dolbilovo_nemda


Почитание источника «Семик» и места захоронения невинно убиенных марийцев. Фото О.В. Ходыревой. 2023

С Чумбылатом народное предание также связывают скалу «Чёртов палец» («Часовой»). Утёс представляет собой восьмиметровый, обточенный ветром и водой останец отколовшейся когда-то от известнякового массива глыбы. По легенде, местное население долго страдало от злого Керемета. Против него собралось огромное войско. Десять дней и ночей шёл великий бой, но не могли воины одолеть противника. Тогда старец Немде курык кугыза посоветовал ночью, когда враг будет спать, отправить к Керемету храбрейшего воина. Он должен копытами коня втоптать чудовище, чтобы его навсегда засыпала земля. Сразиться с Кереметом попросили молодого воина Чумбылата. Долго сражался Чумбылат, на рассвете люди увидели, что от Керемета остался один лишь палец над землёй. Со временем этот палец превратился в скалу [10; 29]. Рядом с «Чертовым пальцем» расположена скала «Чумбылат», на которой путешественники усматривают «суровое мужское лицо», обращающее свой взор на юг, где в километре, за Немдой, находится святилище Чумбылата [11].

Скалы «Чёртов палец» («Часовой») и Чумбылат. Советский р-н,

«Чимбулатский ботанико-геологический комплекс». Фото из открытых источников

Предметы, связанные с объектом: марийский национальный костюм, традиционная утварь, свечи, полотенца, ткани, ленточки, монеты.

Техники/Технологии, связанные с объектом. Традиционное марийское моление с жертвоприношением, технологии приготовления обрядовой пищи и традиционных блюд марийской кухни.

Способы и формы передачи традиции: коллективная передача, туристические мероприятия, печатные и электронные публикации, организация молений.

Справочная информация

История выявления и фиксации. В конце XIX века легенду о Чумбылате записал Н.Д. Телешов (1867–1957). В исследовании Александра Андреевича Спицына (1858-1931) началось археологическое изучение святилища (1884) [12]. Наиболее полно традиция описана в начале XX века этнографом Стефаном Кировичем Кузнецовым (1854–1913) [6].

В середине XX – начале XXI века святилище и связанные с ним легенды изучались в ходе экспедиций Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (А.М. Бердников: НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 305, 306). Археологическая экспедиция на Чумбулатову гору была проведена третьим отрядом Марийской археологической экспедиции в Республике Марий Эл и Кировской области (2004 г., Никитина Т.Б., НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 1088). 

Легенды Советского р-на собирала историк-краевед Лидия Васильевна Сентябова (Советский р-н, г. Советск) [10]. Также они зафиксированы в ходе экспедиции кафедры русского устного народного творчества МГУ: Уржумский р-н (1997, 2004), Малмыжский р-н (1999 г.) [5; 285-286]. Традиция зафиксирована экспедицией КОГАУК «ОДНТ» (О.В. Ходырева, В.Н. Колотова, 2023 г.). Бытование традиции марийского моления в святилище Чумбылат фиксируется в современных публикациях (см., напр., https://mariuver.com). 

Современное состояние объекта: традиция продолжает бытовать.

Источники информации

1. Акцорин В. А. Прошлое марийскою народа в его эпосе. Саров: Альфа, 2000. 88 С.

2. Алабин П.В. Относительно некоторых древностей Вятского края. URL: https://sovetsk.narod.ru/Ssoft/raskopki.htm

3. Бушков Р.А. Потомки Чумбулата. URL: https://xn--80aaajllkisg9bu3m.xn-- 

4. Вятка мистическая. Советский район. URL: https://vk.com/topic-50420307_27833530

Вятские мари. URL: https://komanda-k.ru/Марий-Эл/вятские-мари

5. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях / Сост., вст. ст., комм. А.А. Ивановой. М.: Издательство Московского университета, 2006. 476 с.

6. Кузнецов С. К. Поездка в древней черемиской святыне, известной со времён Олеария. // Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, ГУП РМЭ «Марийское книжное издательство», 2009. С. 451-481

7. Моление на святой горе Чумбылат (4 июля 2008 года, Советский район, Кировская область). URL:https://www.finnougoria.ru/test/test.php?

8. Попов Ю. На горе Чумбылат прошло марийское моление. URL: https://mariuver.com/2010/06/16/chumbylat-molenije/

9. Священная гора Чембулат. / Сайт «Марийский лесоходы». URL: https://komanda-k.ru/2011/mariiel/священная-гора-чумбылат-чембулат-на-реке-немда

10. Сентябова Л.В. Легенды и сказы стороны Кукарской. Киров, «Лобан». 30 с.

11. Скалы Чембулат и Часовой на Немде. Советский район Кировская область. URL: komanda-k.ru/Марий-Эл/скалы-чембулат-и-часовой-на-немде-советский-район-кировская-область

12. Спицын А. Камень Чимбулат // Календарь Вятской губернии за 1885 год. Издание Губернского статистического комитета. Вятка, Губернская Типография, 1884. С. 187-188

13. Шутова Н.И. Средневековые святилища Камско-Вятского региона // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования: Сб. ст. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 18