Борисоглебский крестный ход
Категория объекта: обрядовые комплексы и праздники (иные обряды и праздники)
Этническая принадлежность: русские.
Язык: русский.
Конфессиональная принадлежность: православие.
Места бытования: сс. Никульчино и Волково Слободского района.
Описание. Борисоглебский крестный ход исторически представляет собой объединение двух крестных ходов, зарождение которых связано с новгородской колонизацией средней Вятки в XII веке. Первый из них – собственно Борисоглебский. Согласно вятским летописям, 6 августа 1181 г. (в праздник святых Бориса и Глеба) новгородские ушкуйники, сплавляясь по Вятке, высадились около удмуртского городища. По преданию, перед захватом Болванского городка они долго молились перед иконой своих святых покровителей – Бориса и Глеба. Затем новгородцы пустили по реке деревянные плоты, на которые поставили вырубленных из стволов деревьев идолов, что отвлекло местных язычников. Тем временем новгородцы зашли с тыла и захватили городок, изгнав его жителей. При основании Никулицына новгородцы построили в знак благодарности за их покровительство в военном предприятии храм святых Бориса и Глеба. Позже, основав Хлыновское поселение, выходцы из Новгорода пообещали ежегодно приносить икону святых Бориса и Глеба из Никулицына в Хлынов и обходить с ней новый город. Так было положено начало Борисоглебскому крестному ходу.
Вторым событием, определившим маршрут современного Борисоглебского крестного хода, стало успешное отражение нападения удмуртов и марийцев на Волковский погост, основанный рядом с Никулицыным выходцами из Северной Двины, новгородских и ростово-суздальских владений. Покровителем Волково считался Георгий Победоносец, которому и была посвящена существовавшая там деревянная церковь (утрачена). Представители местных народностей (удмурты и марийцы) разрушили ряд русских поселений, но в Волково потерпели поражение. Православное население приписало эту победу заступничеству святого Георгия, и было принято решение дважды в год носить икону этого святого из волковской церкви в г. Хлынов. Георгиевский крестный ход совершался дважды – весной и осенью.
Причем в волковском крестном ходе кроме икон носили стрелы с железными наконечниками, обладающие, якобы, какой-то чудодейственной силой. Эти стрелы прикладывали к ранам для их скорейшего заживления. Происхождение данного суеверия исследователи связывают с памятью о военных действиях: стрелы – оружие, с помощью которого православные вятчане одержали победу над язычниками. В начале XVIII в. для «борьбы с вредным суеверием» представители хлыновского духовенства отбирали стрелы у участников хода, поэтому волковским церковнослужителям приходилось тайно делать новые муляжи стрел.
К XIX веку Борисоглебский и Георгиевский крестные ходы утратили свою значимость, должным образом не почитались и иконы. Древняя традиция подвергалась изменениям, в результате чего два крестных хода слились в один – Борисоглебский.
Паломники отправлялись из Троицкого села Волково, откуда следовали в Никульчино, далее в г. Вятку, где в день Преполовения Пятидесятницы (среда 4-ой недели после Пасхи, за 25 дней до Троицы) совершалось освещение воды в реке. Они несли с собой иконы святых князей Бориса и Глеба, св. Георгия Победоносца. На следующий день крестный ход возвращался в Волково.
В 1929 г. Борисоглебский крестный ход был запрещен.
Предметы, связанные с объектом. Деревянная церковь Бориса и Глеба в с. Никульчино была построена между 1999 и 2001 г. (архитектор Е.Л. Скопин) на месте первого на вятской земле деревянного храма и возведенной в 1763 г. каменной Покровской церкви с приделом святых князей Бориса и Глеба. В 30-х годах XX века этот храм был разрушен.
Борисоглебская церковь в с. Никульчино
Из разрушенного храма икона святых Бориса и Глеба была перенесена в Троицкий собор с. Волково. Это список с более древней иконы в тяжелом металлическом окладе. В центре расположены фигуры святых примерно одинакового размера, изображенные в человеческий рост, по периметру они окружены большими клеймами – иллюстрациями из жизни страстотерпцев Бориса и Глеба.
Участники крестного хода с местночтимой иконой Бориса и Глеба
Свято-Троицкая церковь в с. Волково строилась с 1772 по 1779 г. (архитектор предположительно Данила Горынцев с артелью), колокольня 1796 г. (архитектор Ф.М. Росляков) построена на месте деревянной Георгиевской церкви. Стиль – «устюжское барокко». Приделы в честь св. пророка Ильи (справа) и св. великомученика Георгия (слева).
Церковь Троицы Живоначальной в с. Волково
Икона св. Георгия новгородского извода. Святой изображен на ней в редкой иконографической традиции – не с копьем, а с мечом.
Икона св. Георгия Победоносца из с. Волково
Памятник-монумент в честь основания первого вятского поселения с. Никульчино
Техники/Технологии, связанные с объектом. Современный Борисоглебский крестный ход совершается 2 раза – весной – 15 мая, и осенью – 18 октября. Весенний крестный ход начинается в 9.00 из церкви с. Волково, где его участники совершают молебен перед иконами святых князей Бориса и Глеба, св. Георгия Победоносца. Далее паломники с иконой святых Бориса и Глеба следуют вдоль реки Никульчинки и делают первую остановку на берегу. Поле краткого молебна совершается освящение воды, купание в Никульчинке и отдых.
Начало Борисоглебского крестного хода
Вторая остановка происходит на поляне перед входом в Никулицкий лес. Перейдя трассу Киров-Боровица, паломники входят в сосновый бор и примерно через час пути, коло 13 часов, приходят в Никульчино, где в деревянной церкви свв. Бориса и Глеба совершают молебен с акафистом свв. Борису и Глебу. После этого – общая трапеза и отдых. Икона остаётся в Никулицкой церкви на всё лето.
Молебен в Борисоглебской церкви с. Никульчино
Паломники возвращаются в Волково другой дорогой – через Боровицу. По пути совершается панихида на Никулицком кладбище, в которой поминают первых православных жителей Вятского края.
Никулицкое кладбище
Далее крестный ход следует берегом Вятки до с. Боровица, где делает остановку для отдыха. Последний участок пути – вдоль опушки волковского леса. Здесь весенний крестный ход заканчивается совершением благодарственного молебна.
Осенний Борисоглебский крестный ход совершается в обратном порядке. В день памяти святого князя Глеба, 9.00 в храме в честь святых Бориса и Глеба села Никульчино начинается Божественная литургия. Затем паломники отправляются вместе с иконой в Волково. По пути читается акафист свв. Борису и Глебу. Возле никульчинского кладбища служат заупокойную литию.
Утром в Троицкой церкви с. Волково также совершается Божественная литургия с празднованием памяти святых князей страстотерпцев, после которой в сторону с. Никульчино выдвигается встречный крестный ход с иконой Георгия Победоносца. После полудня крестные ходы встречаются под деревней Большие Сколотни, и общим крестным ходом паломники приходят в Волково.
Способы и формы передачи традиции. Организация и участие паломников в крестном ходе.
История выявления и фиксации. Описанные исторические события, связанные с основанием Борисоглебского и Георгиевского крестных ходов зафиксированы в вятских летописях. «Летописец старых лет» – памятник русской исторической литературы начала XVIII в., впервые опубликован в Вятке А.С. Верещагиным в 1905 г. Автором «Повести о стране Вятской» предположительно является С.В. Попов, книжник из кружка вятского архиепископа Ионы. В первой четверти XVIII в. он составил ещё одну летопись – «Сказание о вятчанех». «Повесть о стране Вятской» создана на основе существовавших ранее письменных источников, народных преданий и домыслов самого автора.
События вятской истории XII-XIV вв. и связанные с ними Борисоглебский и Георгиевский крестные ходы описывает вятский историк П.Н. Луппов в статье «К вопросу о происхождении Повести о стране Вятской».
Описание Борисоглебского крестного хода было сделано священником Вятского Кафедрального собора А. Чернышевым в начале XX в. [6].
Современное состояние объекта. Традиция весеннего Борисоглебского хода восстановлена в 1995 г. в изменённом виде.
Источники информации:
1. Вотинцева Ф. Никульчино – 840 лет. // Официальный сайт Вятской и Слободской епархии. 10.08.2021 URL: https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/48163/ (дата обращения 21.10.2019)
2. Иванов И. Древнее Великорецкого. // Крестные ходы на Вятке. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/440/12.htm (дата обращения 21.10.2019)
3. Состоялся «осенний» Борисоглебский крестный ход. // Официальный сайт Вятской и Слободской епархии. 18.09.2017. URL: https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/22680/ (дата обращения 21.10.2019)
4. Тулякова О. Откуда «начала быть» земля Вятская. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/06/25/otkuda_nachala_byt_zemlya_vyatskaya/ (дата обращения 21.10.2019)
5. Харин Е.А. История Страны Вятской. URL: http://samlib.ru/h/harin_e_a/1pisv.shtml (дата обращения 21.10.2019)
6. Чернышев А. Крестный ход с иконами страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца. // Вятские епархиальные ведомости. 1903. №11. С. 471-477
Видео: 1. В Кировской области прошел Борисоглебский крестный ход. Новости от 17.05.2021. (ГТРК Вятка). URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20никульчино%20в
2. Борисоглебский крестный ход (ГТРК Вятка). URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20нику
3. Крестный ход Волково – Никульчино – Волково. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20никульчино%20видео&path=wizard&parent-reqid=1636
Авторы/составители: Ходырева О.В., Чепурная О.Н., методисты КОГАУК «ОДНТ»
Дата публикации: 07.02.2017
Дата обновления: 18.11.2021