Версия сайта для слабовидящих

Новости

06.03.2025
Образцовый самодеятельный хореографический коллектив «Быстряночка» — лауреат Всероссийского хореографического конкурса-фестиваля «Танцевальные сезоны. Петербург»
Читать далее…

Новости из районов

17.04.2025
День прошел очень продуктивно!
Читать далее…

Итоги конкурсов

18.04.2025
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Борисоглебский крестный ход

Категория объекта: обрядовые комплексы и праздники (иные обряды и праздники)

Этническая принадлежность: русские.

Язык: русский.

Конфессиональная принадлежность: православие.

Места бытования: сс. Никульчино и Волково Слободского района.

Описание. Борисоглебский крестный ход исторически представляет собой объединение двух крестных ходов, зарождение которых связано с новгородской колонизацией средней Вятки в XII веке. Первый из них – собственно Борисоглебский. Согласно вятским летописям, 6 августа 1181 г. (в праздник святых Бориса и Глеба) новгородские ушкуйники, сплавляясь по Вятке, высадились около удмуртского городища. По преданию, перед захватом Болванского городка они долго молились перед иконой своих святых покровителей – Бориса и Глеба. Затем новгородцы пустили по реке деревянные плоты, на которые поставили вырубленных из стволов деревьев идолов, что отвлекло местных язычников. Тем временем новгородцы зашли с тыла и захватили городок, изгнав его жителей. При основании Никулицына новгородцы построили в знак благодарности за их покровительство в военном предприятии храм святых Бориса и Глеба. Позже, основав Хлыновское поселение, выходцы из Новгорода пообещали ежегодно приносить икону святых Бориса и Глеба из Никулицына в Хлынов и обходить с ней новый город. Так было положено начало Борисоглебскому крестному ходу.

Вторым событием, определившим маршрут современного Борисоглебского крестного хода, стало успешное отражение нападения удмуртов и марийцев на Волковский погост, основанный рядом с Никулицыным выходцами из Северной Двины, новгородских и ростово-суздальских владений. Покровителем Волково считался Георгий Победоносец, которому и была посвящена существовавшая там деревянная церковь (утрачена). Представители местных народностей (удмурты и марийцы)  разрушили ряд русских поселений, но в Волково потерпели поражение. Православное население приписало эту победу заступничеству святого Георгия, и было принято решение дважды в год носить икону этого святого из волковской церкви в г. Хлынов. Георгиевский крестный ход совершался дважды – весной и осенью.

Причем в волковском крестном ходе кроме икон носили стрелы с железными наконечниками, обладающие, якобы, какой-то чудодейственной силой. Эти стрелы прикладывали к ранам для их скорейшего заживления. Происхождение данного суеверия исследователи связывают с памятью о военных действиях: стрелы – оружие, с помощью которого православные вятчане одержали победу над язычниками. В начале XVIII в. для «борьбы с вредным суеверием» представители хлыновского духовенства отбирали стрелы у участников хода, поэтому волковским церковнослужителям  приходилось тайно делать новые муляжи стрел.

К XIX веку Борисоглебский и Георгиевский крестные ходы утратили свою значимость, должным образом не почитались и иконы. Древняя традиция подвергалась изменениям, в результате чего два крестных хода слились в один – Борисоглебский.

Паломники отправлялись из Троицкого села Волково, откуда следовали  в Никульчино, далее в г. Вятку, где в день Преполовения Пятидесятницы  (среда 4-ой недели после Пасхи, за 25 дней до Троицы) совершалось освещение воды в реке. Они  несли  с собой иконы святых князей Бориса и Глеба, св. Георгия Победоносца. На следующий день крестный ход возвращался в Волково.

В 1929 г. Борисоглебский крестный ход был запрещен.

 

Предметы, связанные с объектом. Деревянная церковь Бориса и Глеба в с. Никульчино была построена между 1999 и 2001 г. (архитектор Е.Л. Скопин) на месте первого на вятской земле деревянного храма и возведенной в 1763 г. каменной Покровской церкви с приделом святых князей Бориса и Глеба. В 30-х годах XX века этот храм был разрушен.

Борисоглебская церковь в с. Никульчино

 

Из разрушенного храма икона святых Бориса и Глеба была перенесена в Троицкий собор с. Волково. Это список с более древней иконы в тяжелом металлическом окладе. В центре расположены фигуры святых примерно одинакового размера, изображенные в человеческий рост, по периметру они окружены большими клеймами –  иллюстрациями из жизни страстотерпцев Бориса и Глеба.

Участники крестного хода с местночтимой иконой Бориса и Глеба

 

Свято-Троицкая церковь в с. Волково строилась с 1772 по 1779 г. (архитектор предположительно Данила Горынцев с артелью), колокольня 1796 г. (архитектор Ф.М. Росляков) построена на месте деревянной Георгиевской церкви. Стиль – «устюжское барокко». Приделы в честь св. пророка Ильи (справа) и св. великомученика Георгия (слева).

Церковь Троицы Живоначальной в с. Волково

 

Икона св. Георгия новгородского извода. Святой изображен на ней в редкой иконографической традиции – не с копьем, а с мечом.

Икона св. Георгия Победоносца из с. Волково

 

 

Памятник-монумент в честь основания первого вятского поселения с. Никульчино

 

Техники/Технологии, связанные с объектом. Современный Борисоглебский крестный ход совершается 2 раза – весной – 15 мая, и осенью – 18 октября. Весенний крестный ход начинается в 9.00 из церкви с. Волково, где его участники совершают молебен перед иконами святых князей Бориса и Глеба, св. Георгия Победоносца. Далее паломники с иконой святых Бориса и Глеба следуют вдоль реки Никульчинки и делают первую остановку на берегу. Поле краткого молебна совершается освящение воды, купание в Никульчинке и отдых.

Начало Борисоглебского крестного хода

 

Вторая остановка происходит на поляне перед входом в Никулицкий лес. Перейдя трассу Киров-Боровица, паломники входят в сосновый бор и примерно через час пути, коло 13 часов, приходят в Никульчино, где в деревянной церкви свв. Бориса и Глеба совершают молебен с акафистом свв. Борису и Глебу. После этого – общая трапеза и отдых. Икона остаётся в Никулицкой церкви на всё лето.

Молебен в Борисоглебской церкви с. Никульчино

 

Паломники возвращаются в Волково другой дорогой – через Боровицу. По пути совершается панихида на Никулицком кладбище, в которой поминают первых православных жителей Вятского края.

Никулицкое кладбище

 

Далее крестный ход следует берегом Вятки до с. Боровица, где делает остановку для отдыха. Последний участок пути – вдоль опушки волковского леса. Здесь весенний крестный ход заканчивается совершением благодарственного молебна.

Осенний Борисоглебский крестный ход совершается в обратном порядке. В день памяти святого князя Глеба, 9.00 в храме в честь святых Бориса и Глеба села Никульчино начинается Божественная литургия. Затем паломники отправляются вместе с иконой в Волково. По пути читается акафист свв. Борису и Глебу. Возле никульчинского кладбища служат заупокойную литию.  

Утром в Троицкой церкви с. Волково также совершается Божественная литургия с празднованием памяти святых князей страстотерпцев, после которой в сторону с. Никульчино выдвигается встречный крестный ход с иконой Георгия Победоносца. После полудня крестные ходы встречаются под деревней Большие Сколотни, и общим крестным ходом паломники приходят в Волково.

 

Способы  и формы передачи традиции. Организация и участие паломников в крестном ходе.

История выявления и фиксации. Описанные исторические события, связанные с основанием Борисоглебского и Георгиевского крестных ходов   зафиксированы в вятских летописях. «Летописец старых лет» –  памятник русской исторической литературы начала XVIII в., впервые опубликован в Вятке А.С. Верещагиным в 1905 г. Автором «Повести о стране Вятской» предположительно является С.В. Попов, книжник из кружка вятского архиепископа Ионы. В первой четверти XVIII в. он составил ещё одну летопись – «Сказание о вятчанех». «Повесть о стране Вятской» создана на основе существовавших ранее письменных источников, народных преданий и домыслов самого автора.

События вятской истории XII-XIV вв. и связанные с ними Борисоглебский и Георгиевский крестные ходы описывает вятский историк П.Н. Луппов в статье «К вопросу о происхождении Повести о стране Вятской».

Описание Борисоглебского крестного хода было сделано священником Вятского Кафедрального собора А. Чернышевым в начале XX в. [6].

 

Современное состояние объекта. Традиция весеннего Борисоглебского хода восстановлена в 1995 г. в изменённом виде.

Источники информации:

1. Вотинцева Ф. Никульчино – 840 лет. // Официальный сайт Вятской и Слободской епархии. 10.08.2021 URL: https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/48163/ (дата обращения 21.10.2019)

2. Иванов И. Древнее Великорецкого. // Крестные ходы на Вятке. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/440/12.htm (дата обращения 21.10.2019)

3. Состоялся «осенний» Борисоглебский крестный ход. // Официальный сайт Вятской и Слободской епархии. 18.09.2017. URL:  https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/22680/ (дата обращения 21.10.2019)

4. Тулякова О. Откуда «начала быть» земля Вятская. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/06/25/otkuda_nachala_byt_zemlya_vyatskaya/ (дата обращения 21.10.2019)

5. Харин Е.А. История Страны Вятской. URL: http://samlib.ru/h/harin_e_a/1pisv.shtml (дата обращения 21.10.2019)

6. Чернышев А. Крестный ход с иконами страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца. // Вятские епархиальные ведомости. 1903. №11. С. 471-477

 

Видео: 1. В Кировской области прошел Борисоглебский крестный ход. Новости от 17.05.2021. (ГТРК Вятка). URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20никульчино%20в

2. Борисоглебский крестный ход (ГТРК Вятка). URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20нику

3. Крестный ход Волково – Никульчино – Волково. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=борисоглебский%20ход%20волково%20никульчино%20видео&path=wizard&parent-reqid=1636

 

Авторы/составители: Ходырева О.В., Чепурная О.Н., методисты КОГАУК «ОДНТ»

Дата публикации: 07.02.2017

Дата обновления: 18.11.2021