Версия сайта для слабовидящих

Новости

06.03.2025
Образцовый самодеятельный хореографический коллектив «Быстряночка» — лауреат Всероссийского хореографического конкурса-фестиваля «Танцевальные сезоны. Петербург»
Читать далее…

Новости из районов

17.04.2025
День прошел очень продуктивно!
Читать далее…

Итоги конкурсов

18.04.2025
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Почитание святого Акпатыра в деревне Большой Китяк

Категория объекта:

обрядовые комплексы и праздники (иные обряды и праздники)

 

Этническая принадлежность: луговые марийцы

Язык: луговомарийский

Конфессиональная принадлежность: марийская традиционная религия, православие.

Места бытования: деревня Большой Китяк Малмыжского района.

 

Описание. Марийцы (доревол. – черемисы) мигрировали под давлением славянской колонизации с Волги и заселяли бассейн р. Вятки в течение VIII-X вв., вытесняя удмуртов. На территорию Малмыжского района марийцы пришли со стороны Уржума. Земли вокруг благоприятствовали земледелию, край был обилен хлебом, скотом, мехами, медом. В первой половине XIV в. марийскими князьями Алтыбаем, Урсой и Ямшаном было основано Малмыжское княжество, расцвет которого пришёлся на 1 четв. XVI  в. Деревня Большой Китяк (Кугу Кетек) – исконно марийское селение, основанное среди удмуртских городков.

Черемисы подчинялись Казанскому ханству и платили ясак (налог) татарам. Поэтому эти края вошли в локус татарского культурного влияния, которое испытали в т.ч. и китякские марийцы. Большой Китяк стал островом среди татарских поселений, и был местом языческих молений, в том числе и на могиле Акпатыра-Кугузяя.

Деревня Большой Китяк и современные представители её населения

 

С. Кузнецов подчеркивал, что имя Ахбатыр (Акпатыр) имеет татарское происхождение, батыр – значит богатырь, силач, витязь. Татарское нарицательное становится у некрещёных черемис именем собственным. С. Кузнецов предполагал, что под именем Акпатыр почитался китякский князь Адай. Упоминание о нём встречается в «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» (Спб. 1799 г.). В этом источнике  говорится о том, что Адай был особенно привержен Российскому престолу и был последним представителем марийских князей.

Культ Акпатыра – исключительное явление, рожденное в результате этнокультурных контактов, поиска марийцами связи между святыми, почитаемыми татарами, и своим национальным героем. С. Кузнецов подчеркивал, что почитание Акпатыра было сформировано китякскими марийцами по аналогии с тем, как местные татары поклонялись свои мусульманским святым (Иш-Мухаммеду и Бейрашу).

Согласно народным преданиям, записанным в этой местности, Акпатыр основал первую марийскую деревню на малмыжской земле, почитался вождем китякских марийцев и хранителем их веры. Народные сказания наделяют Акпатыра недюжинной силой, способностью исцелять, исключительной мудростью и даром музыканта. Зная, помимо татарского и марийского языков, русский, он умел улаживать конфликты, учил жить в мире и дружбе с соседями.

Считается, что Акпатыр родился в деревне Кетек-Мучаш, рано осиротев, воспитывался в семье татарского мурзы, где получил хорошее образование. По преданию, у знатного татарина было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой, ловкостью, смелостью, часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Поэтому татары называли его Акбатыр («белый богатырь»). Сначала Акпатыр служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Впоследствии он принял православную веру и служил русскому царю.

По данным В.А. Акцорина, в одних преданиях Акпатыр по происхождению мариец, предводитель марийцев, основатель д. Акбатырево (Кетек мучаш), по другим представлениям – татарин, переселившийся в марийские места. В преданиях говорится, что пока Акпатыр жил с первой женой, сила и удача не покидали его. В подполье его дома хранился мед в большом котле. В нём плавала золотая утка, в которой заключались сила, богатство, удачливость марийского вождя и благоденствие его народа. Однако со второй женой Акпатыр стал жить плохо, она раскрыла секрет Акпатыра, счастье, удача покинули богатыря.

По преданиям, перед смертью Акпатыр и его братья Алка павай и Шиик павай пустили из лука стрелы, чтобы определить места, где их должны похоронить после смерти. Стрела Акпатыра упала недалеко от с. Б. Китяк. Кроме того, перед своей смертью князь завещал: «Если умру, пусть из моих глаз забьёт родник. Кто будет болен, омыв себя этой водой, исцелится». Похоронили Акпатыра по его наказу в деревне Большой Китяк, в том месте, где упала выпущенная им ещё при жизни стрела. На могиле посадили березу, которую почитали как священное дерево, обладающее целительной силой. Её обновляли, подсаживая молодое дерево, когда старое умирало и разрушалось.

Священная берёза на могиле Акпатыра

После смерти легендарного героя марийцы стали приходить на его могилу и просить о помощи, приносить подношения. К Акпатыру обращались для решения сложных жизненных проблем, в случае болезни людей и животных. Считалось, что обращаться с просьбами можно в любой день, но жертвы приносить следует в период от Покрова до праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, т. е. с середины октября до 4 декабря.

Прежде чем обратиться к нему с какой-либо просьбой, люди мылись в бане, надевали чистую одежду и пекли блины. Блины в качестве подношения складывали на специальную деревянную тарелку, изготовленную для этого случая. В качестве подношений приносили монеты, на берёзу вешали полотенца и одежду. Монеты споласкивали в воде речки Китячки, протекающей почти рядом. В жертву приносили домашних птиц и животных светлых оттенков, главным образом гусей, уток и баранов. Постепенно стали распространяться известия о случившихся на могиле Акпатыра исцелениях и чудотворениях. Считается, что хотя бы раз в жизни мариец должен прийти к месту захоронения вождя и принести традиционное жертвоприношение.

В прошлом это культовое место посещали только вятские марийцы и татары из близлежащих деревень. Народ тайком посещал могилу Акбатыра даже во времена советской власти.

 

Предметы, связанные с объектом. В 1998 г. на могиле Акпатыра установили памятник (скульптор С. Яндубаев). Мемориал представляет собой каменную плиту в человеческий рост, поставленную на постаменте в виде двухступенчатой пирамиды. На памятнике изображен сам герой с гуслями и выбита надпись:  «Марийлан вий-куатым пуэн шого!» («Даруй марийцам силу и мощь!»).

Памятник Акпатыру в д. Большой Китяк

 

Техники/Технологии, связанные с объектом. Современные марийские жрецы учат, что на моление принято приходить в белых одеждах, предварительно вымывшись в бане, чтобы показать чистоту души и помыслов. Они подчеркивают, что марийская традиционная религия запрещает делать зло, которое возвращается человеку. Поэтому первые слова в молении – это пожелание добра своим близким и соседям. Очевидец (Л. Карташова) описывает современный ритуал так: «Но вот зазвучали нежные звуки гуслей, один из присутствующих на молении картов (священнослужителей) начал ритуал».

Сегодня почитание Акпатыра возглавляет Верховный карт Марий Эл (Марий Эл онаненг). Праздник начинается молитвами Ош Поро Кугу Юмо (главному богу), Богам Ава Кугу юмо, Юдава юмо, Кугурча юмо. Верховный карт творит молитву святому Акпатыру. Жрец благодарит Акпатыра за то, что он оберегает марийский народ от невзгод и болезней, даёт силы и возможности для духовного роста и богатства. Молитвы произносятся и другим богам. Верховный карт просит всех благ для всех народов, жить в мире между собой и научиться уважать друг друга. К молитвам присоединяются другие карты и участники праздника. Вот текст одной из молитв:

«Дух огня! Своим прямо поднимающимся дымом подними, скажи (ты ведь переводчик человека). С просьбой я пришел. Слова мои (моя мысль) попросили: дойди до духа лебедя! Если дочь моя заболела от насланной болезни, то возьми наши жертвоприношения. Молюсь тебе с кашей и солью. Ты только поставь занемогшего человека».

После молебна люди подходят к могиле героя, чтобы поведать ему о своих бедах и возлагают дары: хлеб, мед, сладости и др.  Почти каждый пришедший на могилу, кладёт своё приношение. Жрец освящает еду, возложенную у памятника. Основные угощения – домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины (мелна), лепешки, перемечи, пироги из ягод и грибов, ватрушки, сырки (туара).  Всем желающим раздают сваренный здесь «молитвенный бульон» – суп, который готовится только из баранины.

  

Освящение жертвенной пищи и жертвенная трапеза  на празднике св. Акпатыра

 

Обращаясь мысленно  к Акпатыру с какой-нибудь просьбой, участники моления трижды обходят могилу. В знак благодарности на вековую березу привязывают полотенца. Все участники друг за другом обходят березу и прикасаются к ней и надгробию памятника рукой. Считается, что так они получают благословение и целительную силу. На этом религиозная часть заканчивается и продолжается праздник уже вечером народными гуляниями с национальными песнями и плясками.

Обряд почитания Акпатыра

Можно выделить одну из современных функций почитания марийского вождя: местное население верит в  сверхъестественную помощь Акпатыра призывникам. Перед отбытием на службу они приходили к берёзе Акпатыра с подношениями: приносили монеты, зажигали свечи и просили, чтобы служба в армии прошла благополучно. В случае благоприятного возвращения совершали жертвоприношение. Благодарили только в тот период, когда на пеньках появлялся снег, то есть осенью. В доме, по обрядовым правилам, готовили мясо гуся, утки или барана, накрывали на стол и «приглашали дух Акпатыра в гости». За обрядовым столом собирались родственники, соседи пришедшего из армии молодого человека и читали молитвы, благодарили святого за исполнение желания, ели жертвенное мясо. Верили, что в этом доме одну ночь ночует душа святого. Утром его провожают.

Способы и  формы передачи традиции: устное народное творчество (передача легенды об Акпатыре), преемственность культа в традиции индивидуального и  общественного моления на могиле Акпатыра.

История выявления и фиксации. Легенда, могила Акпатыра и факт её почитания описаны известным этнографом конца XIX – начала XX в. С.К. Кузнецовым.

Предания об Акпатыре приводятся В.А. Акцориным в фольклорных записях экспедиции 1959 г. (Акцорин В.А. Научно-рукописный фонд МарНИИЯЛИ. Марийская фольклорная экспедиция 1959 Тет. 1 Кировская обл. Малмыжский р-н).

Современное состояние объекта. Традиция сохраняется, но осовременена. Памятник на могиле Акпатыра установил В.А. Соловьев. Предприниматель пришел в священное место и обещал, что, если его бизнес начнёт процветать, то он поставит памятник на могиле, и каждый год станет почитать праздничным днем первую субботу августа. Со временем дела действительно стали налаживаться, и в 1998 г. в деревне Большой Китяк установили памятник Акпатыру. С этого времени паломничество к месту захоронения Акпатыра приняло организованный характер. Ежегодно проводится праздник (День марийского национального героя), в ходе которого почитается могила Акпатыра с марийскими молениями и жертвоприношениями.

Помимо традиционного моления праздник включает в себя спортивные состязания по борьбе, в которых участвуют батыры (богатыри) и «чи мари» («светлые марийцы»). Считается, что выходить на схватку можно только с чистыми помыслами и добрым сердцем.

На празднике исполняется марийская национальная музыка, танцы. В 2015 г. была организована выставка изделий декоративно-прикладного искусства и национального марийского костюма.

  

Марийская народная музыка на празднике Акпатыра


Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры. Инициатором общественного моления и общенародного праздника Акпатыра был предприниматель, депутат Малмыжской районной Думы В.А. Соловьев. Ежегодное мероприятие (моление Акпатыру в День марийского национального героя) проводится по соглашению с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и Министерством культуры Кировской области. Праздник был учреждён региональной общественной организацией «Марий ушем» (Союз мари»). Проведению праздника содействует общественная организация «Марийская традиционная религия».

 

Источники информации:

1. Вести из уездов. С. Большой Китяк, Малмыжского у. // ВГВ. 1891. № 96. С. 7

2. Карташова Л. Дай силы и мощи. // Кировская искра. Уржум. 1994. №84. С. 4

3. Кузнецов С.К. Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2009. С. 337-341

4. Марийский герой и целитель Акпатыр. Команда Кочующие. URL: ttp://komanda-k.ru/Марий-Эл/марийский-герой-и-целитель-акпатыр

5 Молотова Т.Л. Религиозный фактор в сохранении идентичности восточных марийцев. // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 90-91

6. Сансызбай А. Сохранение и развитие национальных культур в Малмыжском районе Кировской области. URL: https://pandia.ru/text/80/577/82085.php

7. Шутова Н.И. Проблема межэтнических связей в религиозной практике народов Камско-Вятского региона (по материалам культовых мест) // Русский Север и Восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Материалы I Межрегиональной конференции и VII Международной школы молодого фольклориста. Ижевск, 23-26 октября 2005 г. Ижевск: АНК, 2006. С. 38-49

8. Худяков М. Г. Древности Малмыжского уезда. Черемисы. // ТВУАК. 1917. В. 1-2. Отд. 3. С. 41-45.

Видео:

1. Акпатыр чочой. Этномедиа 2011. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=праздник%20акпатыра%20видео&path

2. Поклонимся святому Акпатыру. Реж. А. Алексеев. URL: http://mari-arslan.ru/ru/node/267

3. Молитва Акпатыру. URL: https://vk.com/video-27162085_163074480

 

Авторы/составители: Чепурная О.Н., Ходырева О.В.

Дата публикации: 07.02.2017

Дата обновления: 15.11.2021