Великорецкий крестный ход
Категория объекта: обрядовые комплексы и праздники (иные обряды и праздники)
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: г. Киров, с. Бобино Слободского р-на, села Юрьянского р-на (Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое).
Описание. Зарождение традиции Великорецкого крестного хода связано с событиями 1383 года. К северу от русских поселений, основанных новгородцами ещё во второй половине XII в., явилась икона святителя Николая Чудотворца. Русские из Великого Новгорода появились в этих краях в XIV веке. Согласно «Повести о Великорецкой иконе» (самый ранний список датируется предположительно 1660 г.), житель деревни Крутицы Семен Агалаков, идя по лесу, «увидел свет как бы от множества горящих свечей», испугался и не решился подойти. На обратном пути он снова увидел свет на том же месте, почувствовал непреодолимое желание подойти, осенил себя крестным знамением, пробрался через чащу и увидел у небольшого источника образ Святителя Николая. После обретения иконы начались чудеса исцеления. Иконописный образ и источник рядом с местом его обретения стали почитаться чудотворными, к ним устремились паломники.
В 1391 г. вятские города были уничтожены войском татарского царевича Бектута. Автор «Повести о Великорецкой иконе» сообщает, что после восстановления главного вятского города его жители перенесли икону св. Николая в Хлынов, обретший надежную крепость. При этом они пообещали, что будут ежегодно приносить святыню на берега реки Великой. Так, согласно церковному преданию, в конце XIV или начале XV в. была заложена традиция Великорецкого крестного хода. В 1668 г. указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня).
До конца XVIII в. паломничество совершалось водным путём, по рекам Вятке и Великой, на деревянных стругах или плотах. Специально выбираемый струговой староста ежегодно обращался к архиерею за деньгами для заготовления съестных припасов, варения пива и ещё для «разных струговых материалов». При этом из указа Вятского епископа Лаврентия (Горки) следует, что паломничество напоминало «некое пиршество, нежели смиренное богомоление». Вследствие этого Великорецкий крестный ход на время был запрещен, а в 1778 г. Вятский епископ Лаврентий (Баранович) издал указ об учреждении сухопутного маршрута крестного хода, который впоследствии практически не менялся.
До 1930-х гг. крестный ход начинался в Кафедральном Свято-Троицком соборе г. Вятки (утрачен), где и хранилась Великорецкая икона святителя Николая. Процессия двигалась через площадь и по Раздерихинскому спуску к пристани. Впереди несли крест и хоругви, следом – саму икону св. Николая. Далее шло духовенство, архиерей, губернатор, хор и богомольцы. В это же время на Соборной площади начиналась ярмарка. На пристани икону встречал военный оркестр, который играл гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Служили молебен, икону вносили на специальную ладью, управляемую гребцами.
Проводы иконы Николая Чудотворца. Открытка нач.
ХХ века.
Крестный ход движется из кафедрального Троицкого собора к берегу реки Вятки по
Раздерихинскому спуску
Проводы иконы Николая Чудотворца. Фото нач. ХХ века. На берегу реки Вятки, в речном порту
Набережная р. Вятки во время провода иконы Николая Чудотворца. Открытка нач. ХХ века
На середине ладьи был устроен помост с нарядным балдахином для иконы и духовенства. Под колокольный звон ладья медленно отчаливала от пристани и направлялась к другому берегу. Многие вятчане, имевшие свои лодки, отправлялись «провожать» икону или перевозили через реку паломников. Из дальних сел Вятского уезда или из других уездов губернии паломники отправлялись напрямую в село Великорецкое.
Паломники переправлялись через Вятку и шли по тракту в поселок Макарье. Далее их путь лежал в село Бобино. Следующее село, которое встречало крестный ход, было Загарье. Далее паломники останавливались на молебен в с. Монастырском. Последним на пути следования крестного хода было село Гороховское. В каждом населённом пункте совершались молебны. Конечная цель паломников – село Великорецкое, где совершалось торжественное богослужение на месте обретения чудотворной иконы. На праздник в Великорецкое собиралось несколько десятков тысяч человек.
Крестный ход на
берегу реки Великой у часовни на месте обретения чудотворной иконы. Фото нач.
ХХ века
Обратно икону несли три дня. Последняя остановка на ночь была в с. Филейке. Утром следующего дня (27 мая) икону встречали в Богоявленской церкви (утрачена), а к полудню – в Троицком соборе.
В 1920-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. В 30-х гг. святыни были утрачены, что стало поводом к прекращению крестных ходов. Возвращать на берега реки Великой стало нечего, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. При этом власти арестовывали, всячески притесняли паломников на реку Великую, а в 1959 г. впервые было опубликовано его официальное запрещение. Устанавливались милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы, и вывозить как можно дальше от святого места. По свидетельству писателя Владимира Крупина, в 1962 г. шло всего тридцать человек. Остальные в разное время пробирались по два-три человека лесными тропами, чтобы их не заметили.
Предметы, связанные с объектом. Великорецкий образ свт. Николая представлял собой маленькое по размерам (10×13 см.) поясное изображение святителя Николая, впоследствии заключенное в раму с клеймами жития.
Во второй половине XVI в. его слава достигла Москвы. В Москву чудотворная икона приносилась дважды: в 1555-1556 гг. по повелению святителя Макария и царя Ивана IV и в 1614-1615 гг. по указу царя Михаила Федоровича. В честь Великорецкого образа освящен один из приделов московского храма Покрова на Рву (Собора Василия Блаженного) и установлен праздник Рождества святителя Николая, ежегодно отмечаемый 29 июля (11 августа) в память о первом посещении столицы вятской святыней. В Москве с иконы были сделаны списки, она была одарена золотой ризой. Украшенная драгоценными камнями и новым позолоченным с чернью окладом, великорецкая икона была торжественно «отпущена в Вятку».
Сегодня Великорецкий крестный ход совершается с точным списком XVII века. Икона хранится в Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря г. Кирова. Центральный образ имеет отдельный ковчег, окруженный восьми житийными клеймами. Здесь присутствует редкий сюжет – служба Николы в Сионе. Каждое житийное клеймо по размеру равновелико среднику.
Великорецкая икона Николая Чудотворца. Список XVII в.
Мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы был основан в XVI столетии Преподобным Трифоном Вятским в г. Хлынове (Вятка, Киров). Первоначально все постройки храма были деревянными. Первое каменное здание, Успенский Собор, было заложено в 1684 г. архиепископом Ионой (Барановым).
Успенский собор Трифонова монастыря. Киров
Деревянный Никольский надвратный храм Свято-Трифонова монастыря был возведен в конце XVI века. Это была четвертая по счету постройка монастыря. В 1690 – 1695 годах церковь была отстроена в камне.
Никольский надвратный храм Свято-Трифонова монастыря. Киров
Церковь св. Троицы в слободе Макарьевской Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины ХVII века (арх. Никита и Данила Горынцевы с артелью).
Церковь св. Троицы в Макарье. Киров
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Горохова («святая середина» крестного хода). Каменная церковь построена в 1845 г. взамен холодной деревянной. В 1937 г. была закрыта и частично разрушена. Помещения между колокольней и храмом были уничтожены полностью, и долгое время колокольня стояла отдельно. Спустя какое-то время на одной из уцелевших стен проявился лик Богородицы. В настоящее время восстанавливается, действующий.
На средства благотворителей храма Казанской иконы Божией Матери в 2014-15 гг. была построена часовня в честь святой великомученицы Екатерины, посвященная памяти новомучеников, исповедников, паломников Великорецкого крестного хода, пострадавших в годы советских гонений. Летом 2015 г. в селе установили памятник святителю Николаю Чудотворцу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери с часовней великомученицы Екатерины. Село Горохово
Архитектурно-храмовый комплекс с. Великорецкого. Фото из архива Вятской епархии
В храмовый комплекс Великорецкого монастыря входят: Преображенская церковь (1731-1749), колокольня (1862-1874), Никольская церковь (1824-1839, арх. С. Е. Дудин, И. Д. Дюссар де Невиль, А. Е. Тимофеев). Храмовые постройки восстанавливаются. В Преображенской церкви проходят службы.
Преображенская церковь с колокольней. Село Великорецкое. Фото из архива Вятской епархии
Никольская церковь. Село Великорецкое. Фото из архива Вятской епархии
В 1999 г. на берегу Великой на месте разрушенной в советское время каменной часовни построена деревянная часовня.
Храм-часовня на берегу реки Великой. Фото из архива Вятской епархии
Никольская часовня над святым источником. Фото из архива Вятской епархии
Деревянная церковь Новомучеников и Исповедников Российских выстроена в 1993-1994 гг. Это был первый в Русской Церкви новый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Храм был освящен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, который в 1994 г., во время своего визита в Киров, здесь отслужил молебен. Один из престолов храма Новомучеников посвящен Великой княгине Елизавете Федоровне и ее келейнице – мученице Варваре. Но более всего здесь почитается Стефан Филейский. Храм представляет собой прямоугольную в плане постройку, увенчанную главкой на коньке двускатной кровли, с шатровой колокольней.
Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии освящена в 2003 г. Построена в память о первом визите в Кировскую область Святейшего Патриарха Алексия II (1994 г.). Постройка напоминает три луча, исходящих из центра – эта композиция символизирует небесных покровительниц храма — Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Поэтому над тремя сторонами церкви и над ее центром установлены четыре купола. Интересным архитектурным решением является и то, что колокольня находится прямо под центральным куполом.
Церковь Новомучеников и Церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Исповедников Российских
Техники/Технологии, связанные с объектом. Великорецкий крестный ход начинается 3-го, заканчивается 8-го июня и регламентируется Уставом.
Маршрут Великорецкого крестного хода. Многие храмы на его пути утрачены
Первый день включает Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, водосвятный молебен с акафистом св. Николаю Чудотворцу на соборной площади Трифонова монастыря. После этого крестный ход отправляется в Троицкую церковь, где проходит молебен свт. Николаю Чудотворцу.
Литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова
Великорецкий крестный ход движется из Трифонова монасыря к мосту через р. Вятку
Вечером крестный ход приходит в с. Бобино, где проходит молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. На следующий день молебен служится в с. Загарье, затем ход следует в села Монастырское и Горохово, где проходят божественные литургии. К вечеру паломники прибывают в с. Великорецкое. Здесь проходят молебен свт. Николаю Чудотворцу, Всенощные бдения на берегу Великой, в Преображенском храме, исповеди. В праздничный третий день также проходят Божественные литургии в Преображенском храме (ранняя, средняя) и на берегу Великой (поздняя). По сложившейся традиции литургию на берегу реки Великой совершает Митрополит Вятский и Слободской. В 13.00 участник религиозного действа от Преображенского храма крестным ходом идут на источник, где происходит водосвятие, затем возвращаются в храм. Заканчивается третий день Всенощным бдением.
Служба на берегу р. Великой
Паломники окунаются в освященные воды р. Великой
После ночного молебна с акафистом крестный ход отправляется из Великорецкого, следуя через село Медяны (здесь читается канон Великорецкой иконе), пос. Мурыгино (молебен с акафистом). Заключительный день включает молебен свт. Николаю Чудотворцу в пос. Гирсово, молебны в храмах г. Кирова – в церкви Новомучеников и Исповедников Российских и храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Заканчивается Великорецкий крестный ход молебном с акафистом св. Николаю в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря.
Способы формы передачи традиции: ежегодное проведение крестного хода, информация о котором распространяется в соцсетях, на телевидении, в приходах.
История выявления и фиксации. История Великорецкого образа нашла отражение в общерусских летописях – Воскресенской, Ипатьевской, Лаврентьевской, Никоновской, Псковской, Софийской. Ему посвящены 18 миниатюр Лицевого летописного свода, составленного при царе Иване Грозном. Основываясь на древних сказаниях о Великорецкой иконе, крестный ход описывал историк Вятского края Александр Вештомов.
Главным источником традиции крестного хода является «Повесть о Великорецкой иконе святителя Николая», первое научное издание которой было предпринято А. В. Верещагиным в 1905 г. В предисловии издатель привёл краткое описание известных ему повестей и сказаний. При этом он уделил особое внимание трём спискам «Повести»: рукописи из собрания Патриаршей библиотеки, написанной до 1647 г., рукописи из ризницы Вятского кафедрального собора, которую датируют началом XVIII в., и более поздней рукописи из собрания сарапульского протоиерея Петра Анисимова. В 2010 г. автором этого исследования в фондах РГАДА был обнаружен список «Повести о явлении чудотворного образа Великорецкого Николы архиепископа Мерликийского», который поступил в архив из собрания Ф.Ф. Мазурина.
Великорецкий крестный ход середины XIX в. описывается в статьях ректора Вятской духовной семинарии, архимандрита Вятского Успенского Трифонова монастыря Иосифа (Баженова). Статьи «О распоряжениях и постановлениях касательно крестного хода» и «По поводу последних нареканий» были опубликованы в «Вятских епархиальных ведомостях» от 16 сентября 1869 г. (№ 18).
Великорецкий крестный ход описывали очевидцы – его участники. Известен очерк С.В. Курбановского «На Великой реке. Впечатления богомольца», который был опубликован частями в неофициальном отделе «Вятских губернских ведомостей» 1892 г. и полностью перепечатан в Календаре Вятской губернии на 1893 год.
Описание Великорецкого крестного хода было сделано священником Вятского Кафедрального собора А. Чернышевым в начале XX в. [11].
Описывают крестный ход и современные авторы, историки и представители духовенства А. Балыбердин и А. Дудин [3,6].
Современное состояние объекта. После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 г. митрополит Вятский и Слободской Хрисанф обратился с просьбой о разрешении Великорецкого крестного хода и богослужений на реке Великой. Богослужение разрешили, но крестный ход было позволено совершать лишь от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев. Отец Александр предложил владыке совершить литургию 6 июня прямо на берегу реки в походной церкви.
С 1992 г. Великорецкий крестный ход стал совершаться своим историческим путем. Сегодня он проходит ежегодно, в нём участвуют паломники из разных регионов России и из зарубежных стран. Каждый год 6 июня здесь собирается более пятнадцати тысяч паломников. В 2000 г. святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем послании по случаю 600-летия крестного хода объявил о всероссийском статусе праздника и Великорецкого крестного хода.
Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры: организаторы – Вятская епархия РПЦ, Правительство Кировской области.
В июле 2021 г. в Вятском художественном музее им. бр. В.М. и А.М. Васнецовых прошла выставка «Заступник с берегов реки Великой».
Источники информации:
1. Архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого – достопримечательность вятской земли. URL: http://velikoreckoe.cerkov.ru/
2. Балыбердин А.Г. Великорецкие чудеса. 1551—1694. URL: https://kniga-online.org/books/prikljuchenija/puteshestvija-i-geografija/116212-aleksandr-balyberdin-velikoreckie-chudesa-1551-1694.html (дата обращения: 22.10.2021)
3. Балыбердин А. Г. Путешествие неофита в поисках смысла Великорецкого крестного хода. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/613/3.htm (дата обращения: 25.10.2021)
4. Балыбердин А.Г. «Повесть о Великорецкой
иконе»
из собрания РГАДА как исторический источник. // Герценка: вятские записки. Вып.20.URL:http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number20&ELEMENT=gerzenka20_2_2
5. Великорецкий Крестный ход в старых фото. URL: https://pycckux.livejournal.com/51014.html
6. Великорецкий крестный ход в конце ХIХ века. Очерк С.В. Курбановского. URL: https://vk.com/topic-5041501_8785379 (дата обращения: 25.10.2021)
7. Великорецкий крестный ход в начале ХХ века. URL: https://tornado-84.livejournal.com/27754.htm (дата обращения: 25.10.2021)
8. Дудин А., свщ. Великорецкий крестный ход. URL: https://velikoretsky-hod.ru/istoriya-krestnogo-hoda.html (дата обращения: 22.10.2021)
9. Коршунков. В.А. Великорецкое празднество: историко-этнографические аспекты. URL: https://vk.com/wall-39153710_4104 (дата обращения: 26.10.2021)
10. Нечаева Т.Н. Иконография Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/pravilo-very-i-obraz-krotosti-obraz-svt-nikolaja-arhiep-mirlikijsko (дата обращения: 25.10.2021)
11. Чернышев А. Великорецкий крестный ход с образом святого Николая Чудотворца. // Вятские епархиальные ведомости. 1903. №11. С. 477-483
12. Подворье Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. Село Великорецкое. URL: (дата обращения: 25.10.2021).
Видео:
1. Вятская похвала (1992). URL: https://www.liveinternet.ru/users/651528/post275299378/
2. Великорецкий крест (о. Владимир Неганов, 2003). URL: https://www.liveinternet.ru/users/651528/post275299378/
3. «Великое на Великой». (о. Владимир Неганов, 2005). URL: https://www.liveinternet.ru/users/651528/post275299378/
4. 150 км молитвы. URL: https://www.liveinternet.ru/users/651528/post275299378/
5. «Слово веры». 12.05.2012. URL: https://www.liveinternet.ru/users/651528/post275299378/
6. Великорецкий крестный ход. Обыкновенное чудо. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20крестный
7. Великорецкий крестный ход. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=фильм%20крестный%20ход%2
Авторы/составители: Ходырева О.В., Чепурная О.Н.
Дата публикации: 07.02.2017
Дата обновления: 18.11.2021