Свадебный обряд Афанасьевского района
Театрализованное представление «Русская свадьба». Заслуженный коллектив народного творчества фольклорный ансамбль «Слобода». КОГАУК «ОДНТ» [6]
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский, северорусское наречие
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Кировская область, Афанасьевский район, г. Киров.
Описание. Заселение Афанасьевского района русскими следует отнести к началу XVII столетия. Самое старое поселение русских колонизаторов в этой северной части русских земель – село, а сегодня поселок Афанасьево, основанный в 1607 г. Край заселялся выходцами с севера, со стороны Кайгорода.
Свадьбы обычно справляли в осенне-зимний период, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы. После завершения полевых работ стремились привести в дом молодую хозяйку и новую работницу. Жених и невеста могли не знать друг друга до свадьбы, невесту выбирали родители. Как правило, свадьбы играли на Покров, во время зимнего мясоеда (время от Зимних Святок до Масленицы) и весной после Пасхи на Красную горку. Традиционный свадебный обряд состоит из следующих компонентов:
1) сватовство; 2) смотрины; 3) договор / рукобитье (вечер, на котором договаривались о времени пропивок); 3) «пропивки» (пьют бражицу, пиво, пропивают невесту) — гулянье в доме невесты, на котором назначалась дата свадьбы; 5) обрýченье (вечер накануне девичника; 5) баня (невеста с подругами ходит в баню вечером накануне девичника); 6) девичник (утро свадебного дня, включающее приезд жениха и гулянье в доме невесты); 7) венчание; 8) свадьба — гулянье в доме жениха.
10) Второй день свадьбы, значимыми событиями которого становятся: бужение молодых и молодýшкина брага (угощение молодицей гостей); 11) хлябины («ходили гоститься») — гостевания молодых в доме родителей невесты.
Центральными персонажами свадебного обряда являлись жених и невеста. Среди наиболее значимых также свахи, дрýжка, тысячкий, свадьбушане, поезжане, дивишнишные, большой боярин, боярин, зватый, рушальный, глядельщики. Свахи – это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. В ходе обряда свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом), их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.
Место распорядителя на свадьбе занимал дрýжка – главный представитель жениха (молодой, одного поколения с женихом, холостой друг жениха, его брат, муж сестры). Дру?жка выполнял роль посредника между родом жениха и родом невесты: его посылали в дом невесты для организации встречи свадебного поезда и устранения препятствий на пути жениха к невесте. Дружка был своего рода «знатоком и блюстителем исконных свадебных обрядов». Он руководил угощением, распоряжался рассадкой свадебного поезда и гостей за столом, занимался выбором коней и упряжью. Дружка выполнял роль скомороха, балагура, а также знахаря, оберегающего участников свадьбы от порчи «ве?жливцами» («знатками», «становым», колдунами), разметая, к примеру, дорогу кнутом.
Дружка. Афанасьевский р-н. 1960-е гг.
Фото из архива МБУ Афанасьевская ЦРБ Пашинская библиотека
На застолье хлеб нарезал рýшальный (рýшельный). Считалось плохой приметой, если рýшальный порезался. Крёстный жениха (тысячко, тысечкой) находился всю свадьбу рядом с женихом. Для крёстной невесты иногда использовались специальные именования: пристяжна?я сваха, сваха-поневестница, сваха-невестница, кресная-«вежа?ня» (коми-перм.). Крёстные участвовали в благословении молодых.
Среди других наименований свадебных чинов свадьбушáне (гости на свадьбе), поезжáне (гости со стороны жениха); дев?шнишные (так могли называть гостей со стороны невесты или девушек, присутствовавших на девичнике); большой боярин (брат жениха); боярин (друг жениха); звáтый («званый» человек со стороны жениха, который оставался в доме невесты, после того как свадьба уезжала в дом жениха; спустя некоторое время он «звал» родню невесты везти приданое в дом жениха); гляде?льщики, гляде?ны (зрители, жители деревни, лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть»).
Предметы, связанные с объектом. Женский костюм: домотканый льняной сарафан в клетку ярких расцветок (красный, синий, желтый). Сарафан подпоясан длинным домотканым поясом со спускающимися сзади длинными концами. Белая льняная кофта у ворота собрана в сборочку. Рукав длинный, пышный, с узкой манжетой на резинке, украшен вышивкой. Волосы заплетены в косу с бантом на конце. На голове надета шамшура, сверху повязан платок. На ногах – туфли на среднем каблучке или ботинки со шнуровкой.
Мужской костюм: однотонная льняная рубаха-косоворотка, подпоясанная цветным домотканым поясом со спускающимися с левого бока концами. Черные брюки заправлены в сапоги.
Примеры традиционного женского и мужского костюма Афанасьевского р-на.
Фото предоставлено МБУК «Афанасьевский районный краеведческий музей»
В снаряжении свадебного поезда жениха использовали конскую упряжь, шовки / кошовки (сани). Всё это украшали лентами, цветами. Верховые лошади были с колокольчиками. Для дружки выбирали самую лучшую лошадь. Бедные семьи не могли себе позволить лошадей, а на свадьбе соседей в них не было надобности. Тогда поезд состоял только из гостей. Дружка часто выделялся украшенной лентами и цветами шляпой.
Свадебный
поезд. Афанасьевский р-н. 1960-е гг.
Фото из архива МБУ Афанасьевская ЦРБ Пашинская библиотека
Афанасьевский р-н. 1960-е гг.
Фото из архива МБУ Афанасьевская ЦРБ Пашинская библиотека
Свадебный поезд. Афанасьевский р-н. Фото из архива МБУ Афанасьевская ЦРБ Пашинская библиотека
Домашняя утварь (самовар, сундук), дуги с колокольчиками.
МБУК «Афанасьевский районный краеведческий музей». Фрагмент экспозиции [7]
Техники/Технологии, связанные с объектом. Невесту сватали в течение нескольких дней подряд. С первого раза было не принято соглашаться на замужество, поэтому сначала шли «дорожку топтать», а затем уже на досваатки. Гостей могли и не пригласить, и сразу отказать. Если же хозяева пригласили в дом, значит, они настроены на дальнейший разговор.
Существовали правила поведения на сватовстве: заходя в дом без приглашения хозяев, сваты не заходили за матицу (центральную балку на потолке); сваты садились или вставали так, чтобы ноги стояли вдоль половиц, а не поперек (чтобы все прошло без препятствий). Родители невесты переглядывались, но ничего не отвечали, просили пройти сватов за стол. К сути разговора переходили не сразу, начинался обычный житейский разговор, не относящийся к предстоящей свадьбе.
В это время мать невесты собирала стол. Невеста находилась на середи (в куте), слышала весь разговор, но не показывалась. Сваты приходили с угощением, но его доставали только после того, как начнётся разговор о свадьбе. Если сваты на этом этапе были согласны, то выпивали все по рюмке вина и договаривались о том, когда будут смотрины.
Первые смотрины проходили в доме невесты. Гости приезжали вместе с женихом. В доме невесты готовили угощение, ставили самовар. Невеста угощала всех гостей. Чаще всего это было прилюдное знакомство невесты и жениха. Когда жениха и невесту садили вместе, жених мог взять невесту за руку. Невеста могла не брать руку жениха, это означало, что она пока не готова к свадьбе, только на продолжение знакомства. Если же невеста брала руку жениха, это означало, что она приняла решение войти в семью жениха. После этого, как правило, устраивали ответные смотрины, когда родители невесты ехали в дом жениха, смотрели в какой дом они отправляют свою дочь.
На договор приезжали родители жениха. Приглашали близких родственников со стороны невесты. Здесь сватов в первый раз угощали — хозяева и гости пили полубражицу, пиво, брагу, самогон, договаривались о дне свадьбы и дне пропивок, когда будут «пить полубражицу». Обговаривали все расходы, обязанности, приданое: сколько человек поедут за невестой, сколько человек будут пить брагу (родственники жениха оставались в доме его родителей ждать приезда молодых) и т. д.
Как правило свадьба должна была состояться не раньше, чем через две недели. Перед уходом сваты с обеих сторон били по рукам (рукопожатие отцов), чтобы «тому и другому не отступать», закрепить тем самым договор. Это означало неизменность принятого решения. Помолясь Богу, расходились.
Если жених и невеста жили далеко друг от друга, то пропивки устраивали в день договора. Жених с родителями и близкими родственниками приезжали в дом невесты и привозили с собой полубражицу, самогон. Со стороны невесты присутствовали только родные. На пропивках так же могли договариваться о дне свадьбы, о чем не успели договориться на рукобитии.
Если жених жил далеко от невесты, то обрученье проводили в день свадьбы, утром свадебного дня. Женихова родня приезжала, обручались, затем уезжали, могли переждать в соседнем доме и затем снова ехали в дом к невесте.
Если же жили близко, вечером накануне свадьбы жених с тысячким (реже с отцом), приезжали в дом невесты на обрученье, куда приходили подружки невесты, близкие родственники. Подруги невесты собирались в горнице заранее, чтобы прибрать комнату, помочь приготовить угощение на стол. Жениха, его отца, тысячкого встречал отец невесты, подавал им прихожую – брагу из одного стакана, мать невесты приглашала всех за стол. По некоторым сведениям, на обрýчинье подружки заплетали невесте две косы.
Обязательным накануне свадьбы было посещение невестой бани. Чаще всего баню топили утром в день девишника, накануне приезда жениха. Баню топила сваха (крестная) невесты, подготавливала все для обряда в бане. Подружки расплетали косу невесте, не расчесывая, накрывали платком, вели в баню. Мыли невесту «любимые подружки». Пили в бане красный напиток (морс, ягодную полубражицу), подготовленный свахой невесты. После этого она дарила девушкам подарки — косники (кисточки), сделанные из разноцветных тряпочек. По некоторым сведениям, невеста дарила косники маленьким детям. С обрядовой баней был связан ряд примет и запретов: когда невесту вели в баню и обратно, ее наряжали старухой — чтобы никто не узнал. При топке бани существовал запрет бить кочергой головёшки — говорили, «муж бить будет». Невеста все время плакала, чтобы с водой ушли все девичьи слезы.
В первое утро свадьбы жених и невеста готовились к венцу. У жениха был празднично-приподнятый настрой, у невесты – печальный. Родственники жениха снаряжали свадебный поезд. В состав поезжан входили жених, дружка, сваха, тысячкий, рушальный и близкие родственники. Перед тем, как отправиться, отец приглашал всех поезжан сесть за стол и угощал брагой. После родительского благословения свадебный поезд направлялся к дому невесты. Поезд должен идти шовками ровно: и жизнь будет ровной.
Утро свадебного дня и связанное с ним застолье в доме невесты в традиции называется девишником. В дом к невесте собирались родственники, жители деревни. До приезда жениха невеста сидит в середе (в кухне) на скамейке, «не наряжается», под ноги ей кладут полено (выбирали исключительно гладкое полено, чтобы жених был красивым, жизнь была ровной и хорошей).
Девушки сидели за рукоделием, помогали в сборе свадебного стола, вместе с «вежаной» (крестной) складывали приданое невесты в сундук-коробейку. Мать невесты бросала в коробейку горсть земли, чтобы жизнь была богатой и сытной, отец – монету. В это время подруги невесты пели жалобные (девишношные) песни (например, «Ох, ты мать, моя матушка»); невеста могла плакать на девичнике. Песни, исполнявшиеся на девичнике, характеризуются как жалобные. Им свойственны сюжеты, повествующие о расставании с крáсотой, с родительским домом и родными, о житье в чужом доме. Постепенно в дом собиралась родня невесты.
По некоторым источникам утром свадебного дня невеста обязательно должна плакать, потому на свадьбу вызывали повытку — старушку, которая могла разжалобить невесту, чтобы невеста выла, ревéла.
Через некоторое время за невестой приезжал жених с поезжанами. Впереди свадебного поезда ехал верхом дружка («верховодил»). За дружкой ехал большой боярин, а затем жених с тысячким. Сваха ехала чаще всего в последней кошовке.
Свадебный поезд. Афанасьевский р-н. 1960-е гг.
Фото из архива МБУ Афанасьевская ЦРБ Пашинская библиотека
Сделав праздничный объезд деревни, свадебный поезд подъезжал к дому невесты. По приезду свадебного поезда ожидавшие его дети оповещают хозяев. У ворот жениха встречали подружки невесты. В дом сразу не пускали, заводили шуточные разговоры: «Зачем приехали?». Жених в ответ говорил: «За невестой». Девушки и тогда не пускали жениха, просили дать выкуп (конфеты, деньги…), приговаривали: «Маловато будет».
Во время выкупа девушки отбирали шляпу у дружки, которую он позже выкупали «форсил» в ней всю свадьбу. Тут же дружка спрашивал: «Дома ли, в светлице ли?» Отец невесты отвечал: «Дома».
Здесь звучали песни «Не было ветру» (пели, когда жених подъезжал к воротам), «По мосту было, мосточку» (когда поезжане заходили в дом, шли по мосту), «Середь полу шатёр стоит» (когда жених со свадьбой зашёл в дом).
Жених приносил невесте мыло, полотенце, расческу со словами: «Принимай, невеста, подарки, умывайся, расчесывайся, с нами собирайся». В некоторых случаях дары передавались невесте через сваху, которая ее позже наряжала. Пока невеста умывалась, подружки невесты угощали каждого гостя пивом, здесь же происходил обмен и с привезенным пивом (полубражицей) жениха. После этого сваха выходила к гостям, кланялась и говорила: «Невеста готова!». Только когда в дом пригласил гостей хозяин, жених мог зайти за матицу и пройти к босой невесте, сидящей на скамье. Он поднимал невесту со скамьи, крестная одевала на босые ноги обувь, нашептывая благословения, чтобы путь невесты был легким и счастливым. Жених и невеста брались за полотенце (платок), подготовленное крестной и только тогда под песню «Не выплывай, сера утица» жених вел невесту за стол. Выводили невесту к столу по солнцу в следующем порядке: сначала шел крестный жениха, жених, невеста и крестная невесты.
Когда жених с невестой подходили к столу, места был заняты детьми. Но, прежде чем занять места, жениху приходилось их выкупать. После выкупа мест усаживались за стол особым образом: тысячко садился первым, жених проходил дальше, садился возле крестного, за женихом – невеста, затем сваха (крестная) невесты. Получалось, что в центре сидели жених и невеста (жених справа, невеста слева), справа от жениха – тысечка, слева от невесты крестная, дальше рассаживались родственники в разных местах. Родители невесты за столом не сидели, угощали гостей.
На свадебном застолье должно быть не менее трех смен блюд. В числе угощений упоминаются шти (щи), грибы (могли делать грибовницу или солёные грибы), капуста, суп, пироги.
Во время застолья в доме невесты происходило несколько значимых обрядовых действий: жених привозил в дом невесты пиво, полубражицу, самогон, которыми женихова сваха и дружка угощали родственников невесты. В доме невесты хлеб меняли — свахи «боролись хлебами», обменивались привезенным с собой хлебом, при этом примечали — чей хлеб (невесты или жениха) будет передан сверху, тот в доме будет хозяином; хлеб обворачивали полотенцем, «чтобы никто не видел». Жених и невеста увозили хлеб с собой.
После застолья крестная выводила невесту из-за стола (по солнцу), чтобы снарядить ее в дорогу. В обязательную одежду невесты на выход из дома входили три платка: первый тоненький беленький, потом шерстяной и после большая шаль с кистями. Невеста в нарядном одеянии выходила к поезжанам, кланялась гостям, затем садилась за стол рядом с женихом.
Затем тысяцкий (крестный) объявлял, что пора благословлять жениха и невесту. Они вставали лицом в красный угол под матицу, мать и отец, держа в руках хлеб и икону, «по путь солнца» благословляли молодых (чтобы жили басловеся): три раза водили хлебом над головами молодых, жених и невеста крестились и целовали икону. После этого мать или сваха одевали на невесту платок. Кисточку от платка брала в рот (закусывала) – «от сглаза».
Свадебный поезд отправлялся в дом жениха. Выходили из дома родителей невесты особым образом: впереди тысячкий, молодые, затем сваха. Жених с невестой садились в третью кошовку, дружка ехал впереди. Если лошадей не было, пеший свадебный поезд тоже открывал дружка. Он шел впереди и рассекал плетью дорогу от сглаза.
В доме невесты оставались девишношные — девушки, присутствовавшие на девичнике, звáтый – чуть позже он «звал» родню невесты везти приданое (сандýк, карабéечку, матрас, одеяла, подушки).
После венчания сваха «делала молодку» — заплетала невесте плетенник или две косы.
В доме жениха молодых встречали его родители с хлебом и солью. Мать жениха помогала раздеться невесте. Они проходили в передний угол и садились за стол. Им подавали один на двоих стакан теплой полубражицы и предлагали обедать. За молодыми заходил и свадебный поезд с приданым и родителями невесты, после того как молодых угостили, угощали всех гостей полубражицей, приглашали за столы. Пели песни, плясали, величали молодых за праздничным столом.
После свадебного пира молодых вели спать — на подклéт в сарай (летом) или в чужой дом. Гости провожали их песней «На подклет молодушку ведут». Впереди шли родители с хлебом, пирогами и вином, сваха с тысяцким вели молодых, следили за тем, чтобы никто не переходил дорогу перед молодыми, дружка хлестал дорогу хлыстом крест-накрест, ограждая молодых от сглаза и порчи, стелили постель (ту, что привезла невеста). В доме или в сарае постель застилала сваха, а под низ застланного клала веники или солому, чтобы на утро проверить, «хорош» ли жених.
Во второй день свадьбы молодых рано утром будила сваха. Проверяла веники, постель, выносила всем на обозрение постельное белье. Именно на второй день, уже молодая жена, пекла блины и угощала ими гостей. Если блины были хороши, то гости платили денежку. Гости одаривали молодых подарками, взамен молодые угощали гостей блинами, пирогами, подавали бражку (пиво).
На второй же день молодая жена дарила подарки родственникам. Она дарила подарки тому родственнику, кого готова была видеть у себя в доме без приглашения, но родителям мужа подарки нужно было дарить обязательно.
Зафиксированы сведения о ряженье гостей на второй день свадьбы (женщина могла переодеться мужчиной, а мужчина — женщиной).
Пили молодýшкину брагу. Невеста вечером должна была процедить квас и поставить брагу, которой на следующий день молодые угощали гостей.
Когда родители новобрачной покидали дом молодого мужа, она не выходила с ними прощаться, оставалась в доме.
Через неделю после свадьбы устраивали хлибины («гостились») — молодые и сватовья ходили в гости к родителям невесты. Теща для зятя пекла блины, при этом старалась положить больше мяса, желая, чтобы жизнь молодых была хорошей. Потом родители невесты приходили в гости к молодым, «когда позовут».
Способы формы передачи традиции: по фольклорному типу – и сегодня в некоторых деревнях отдельные элементы свадьбы справляются по традиционному обряду. Традиционные элементы семейной обрядности в Афанасьевском р-не также вводятся наёмными организаторами свадеб. Свадебные традиции Афанасьевского р-на демонстрируются фольклорными коллективами в концертных программах.
История выявления и фиксации. В 1988 г. в сборнике «Русские песенницы наших дней» вышла статья С. Н. Браз «Серафима Черанёва и ее подруги», посвященная выдающейся певице из села Афанасьево. В 1987–1990-х годах в Афанасьевском районе работали участники фольклорного ансамбля Уральского государственного университета. Экспедиционные записи этих лет переданы в Свердловский областной дом фольклора– экспедиционный фонд (ЭФ) № 0143–0149, 0169, 0327–0331, 0350–0353. Данные материалы не опубликованы.
Изучением и освоением традиций Афанасьевского района активно занимается народный фольклорный ансамбль «Слобода» КОГАУК «ОДНТ». По материалам их экспедиций в 2004–2011 годах были изданы сборники «Вятка-река», включающие песни из Афанасьевского района.
В 2006–2007 годах состоялись экспедиции Фольклорно-этнографического центра и Санкт-Петербургской государственной консерватории под руководством Е. А. Скляровой в Республику Удмуртия. В ходе исследований были сделаны записи в южной части Афанасьевского района. В 2012–2013 годах в Афанасьевский район состоялись комплексные экспедиции, в которых приняли участие преподаватели, аспиранты, студенты консерватории, сотрудники Фольклорно-этнографического центра.
В настоящее время материалы экспедиций хранятся в Архиве Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова (Архив ФЭЦ СПбГК): коллекции 208 (2006 г.), 219 (2007 г.), 287 (2012 г.), 298 (2013 г.). Экспедиция: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.
Экспедиция: Уральский государственный университет (1987–1990). Собиратель – участники фольклорного ансамбля Уральского государственного университета. Место фиксации: Кировская область, Афанасьевский район. Место хранения: Свердловский областной дом фольклора – экспедиционный фонд (ЭФ) № 0143–0149, 0169, 0327–0331, 0350–0353
Изучению свадебного обряда Афанасьевского р-на посвящена серия интервью с носителями традиции (2021 г.). Собиратель: Елена Валентиновна Меркучева, хормейстер Центра культуры и досуга посёлка Афанасьево Кировской области, уполномоченный по сохранению объектов нематериального культурного наследия в Афанасьевском р-не Кировской области. Место сбора: п. Афанасьево. Материалы хранятся в личном архиве собирателя и опубликованы в настоящей статье.
Современное состояние объекта: бытование в усечённом, осовремененном виде, а также в сценическом воплощении. Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области включен в федеральный каталог нематериального культурного наследия.
Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры. Свадебные песни из Афанасьевского района находятся в репертуаре заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля «Слобода» (КОГАУК «ОДНТ», рук. И.А. и В.Ю. Холманских). В 2021 г. коллектив представил спектакль «Вятская свадьба». В театрализованной программе реконструирована традиционная свадьба на основе записей фольклорных экспедиций в Афанасьевском районе Кировской области.
Свадебные песни исполняют коллективы Афанасьевского р-на: ансамбль русской народной песни «Вересиночка» и народный ансамбль ветеранов «Родники» МУ ЦКД п. Афанасьево (рук. Е. В. Некрасова).
Библиография:
1. Браз С.Н. Песни земли Вятской. М.: Композитор, 2000. 224 с.
2. Браз С.Н. Серафима Черанёва и ее подруги // Русские песенницы наших дней. М.: Советский композитор, 1988. С. 121–172.
3. «Вятка-река»: песни из репертуара фольклорного ансамбля «Слобода» / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 1. Киров, 2004. 45 с.
4. «Вятка-река»: песни из репертуара фольклорного ансамбля «Слобода» / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 2. Киров, 2007. 69 с. 5.
5. «Вятка-река»: песни Афанасьевского района Кировской области / Сост.: И.А. Холманских, В.Ю. Холманских. Вып. 3. Киров, 2011. 164 с. 6. Вятский родник (сборник вятского фольклора) / Сост.: В.А. Поздеев, Н.Ф. Булычев и др. Киров, 1991. 41 с.
6. В Кирове показали, как проходила настоящая вятская свадьба. URL: https://www.mk-kirov.ru/culture/2021/04/20/v-kirove-pokazali-kak-prokhodila-nastoyashhaya-vyatskaya-svadba.html
7. МБУК «Афанасьевский районный краеведческий музей». Фото: зал «Старина и быт». URL: https://yandex.ru/images/search?text=афанасьевский%20краеведческий%20музей%20фото&stype=image&lr=46&source=serp&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fxn----7sbgidbbbrildbg7a5cxa5b6d.xn--p1ai%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2016-11%2Fzal-starina-i-bit-15b15d1%255B1%255D.jpg&rpt=simage
8. Шейченко М. Н. Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области. URL: https://www.culture.ru/objects/481/svadebnyi-obryad-i-pesni-vostochnykh-raionov-kirovskoi-oblasti (дата обращения: 26.10.2021)
Авторы/составители: Меркучева Е. В., хормейстер Центра культуры и досуга посёлка Афанасьево Кировской области, уполномоченный по сохранению объектов нематериального культурного наследия в Афанасьевском р-не Кировской области, Ходырева О.В., канд. культурологии, методист по сохранению нематериального культурного наследия КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 18.03.2022
Видео
«Вятская свадьба». Театрализованная программа. Заслуженный коллектив народного творчества фольклорный ансамбль «Слобода». КОГАУК «ОДНТ». 17.04.2021. URL: https://vk.com/video/@public15675877