День марийского национального героя (Марий талешке кече): почитание Полтыша
Категория: обрядовые комплексы и праздники
(современные праздники с традиционными элементами)
Почитание Полтыша на "Болтушиной горе". Фото сайта МariUver
Этническая принадлежность: луговые марийцы
Язык: луговомарийский.
Конфессиональная принадлежность: марийская традиционная религия, православие
Места бытования: Кировская область, г. Малмыж.
Описание: Марийцы (доревол. – черемисы) мигрировали с Волги и заселяли бассейн р. Вятки в течение VIII-XV вв., вытесняя удмуртов. На территорию Малмыжского района марийцы пришли со стороны Уржума. В первой половине XIV в. марийскими князьями Алтыбаем, Урсой и Ямшаном было основано Малмыжское княжество, расцвет которого пришёлся на 1 четв. XVI в.
Столица княжества – Малмыж – был укрепленной крепостью, окруженной широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Предание гласит: «силен Малмыж, нет кругом городов сильнее его!». Малмыжские князья, во главе с князем Полтышем (мар. «пряжка»), были «могущественными», «отважными». Земли вокруг благоприятствовали земледелию, край был обилен хлебом, скотом, мехами, медом, но черемисы подчинялись Казанскому ханству и были вынуждены платить ясак (налог) татарам. После взятия Казани войсками Ивана Грозного черемисы не захотели больше никому подчиняться, и в период черемисских войн Малмыжское княжество оказало упорное сопротивление войскам Ивана Грозного.
Согласно историческим преданиям, первое нападение русского отряда Д. Адашева им удалось отразить при переправе через р. Шошму. В следующий раз адашевцы переправились дальше от Малмыжа, соорудив опорный пункт – городок Пушкарев. Черемисы попытались взять русскую крепость, но потерпели поражение, погиб и сам Болтуш. Согласно легенде, жена Полтыша Шошма (мар. «весна»), увидев смерть мужа, бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем. Русские сожгли Малмыж, а марийцы ушли в леса и в 12 км к востоку основали новое поселение (Черемисский Мамыж, совр. Мари-Малмыж). На месте старого Малмыжа стрельцы построили русскую крепость.
В народной памяти образ Болтуша овеян ореолом геройства. Легенды рисуют Болтуша мудрым, отважным, опытным военоначальником. Память о месте захоронения Болтуша передавалась в легендах, которые образуют две противоречащие друг другу группы. В Малмыже распространена версия о том, что Болтуш погребён на горе: «Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевою горою называется».
Есть также легенды о зарытых сокровищах, положенных в могилу. «Раз в год, в полночь, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того места, где на высоком обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма, вокруг священного костра собираются души погибших в бою».
По утверждению С.К. Кузнецова, в Черемисском Малмыже была заложена традиция поминовения Полтыша, которое совершалось ежегодно в среду на Троицкой неделе. Священные танцы исполняли родственницы самого князя.
Предметы, связанные с объектом: национальные костюмы, памятник в виде камня из карельского гранита, железные столбы с надписью «Цвети, процветай, земля предков» («Пелед, тзлане», кугезе мланде»), пирамидообразная крыша, «камень отдохновения» («Каныме к?») в виде плоского камня человеческого размера, частокол в виде имитации крепостной стены XVI века.
Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Частокол в виде имитации крепостной стены.
Фото с сайта МariUver
Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Священный камень и железные столбы с надписью "Пелед, тзлане, кугезе мланде"
("Цвети, процветай, земля предков"). Фото сайта МariUver
В 2010 г. администрация Малмыжского городского поселения по просьбе Центра-музея им. Валентина Колумба (г. Йошкар-Ола) выделила 1,5 га земли под «Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”» («Полтыш Курык»). Об открытии комплекса было объявлено 6 августа 2011 г., когда здесь был установлен памятный камень.
Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Открытие Памятного камня.
Трапеза в честь поминовения Полтыша. Фото С. Таныгиной
Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора". Памятный камень.
Фото с сайта проекта "Команда кочующих"
В 2015 г. у входа территорию комплекса был установлен бортевой улей. Возраст сосны, которую выдолбили для содержания пчёл, более 200 лет, что, по замыслу создателей комплекса, является символом дружной семьи.
Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Бортевой улей. Фото с сайта МariUver
Недалеко от улья был установлен «Камень отдохновения», который символизирует трудолюбие марийского народа и его умение отдохнуть. По преданию, этому камню более ста лет, он принадлежал марийцу-хлебопашцу Малмыжского края, который во время страды ложился на короткое время на этот камень, чтобы не проспать драгоценное время.
Техники/Технологии, связанные с объектом. Почитание героя происходит в национальных костюмах, с участием онаенов (жрецов), включает в себя моление Полтыш Он и его жене Шошме и ритуальную трапезу. По свидетельству очевидца, в 2010 г. руководитель общины традиционной марийской религии провел моление, в которой благодарил предков, обращаясь к Светлому Великому Богу (Ош Поро Кугу Юмо) за благоденствием для всего марийского народа.
День марийского национального героя на "Болтушиной горе". Ритуальная трапеза.
Фото сайта МariUver
Способы и формы передачи традиции: устная передача легенд о Полтыше, популяризация через публикацию текстов легенды. Формой передачи знаний и формирования уважения к легендарной личности национального героя является сам ритуал почитания Полтыша, который входит в программу празднования «Дня марийского национального героя». На Болтушиной горе проходит благодарственное моление предкам с обращением к Светлому Великому Богу (Ош Поро Кугу Юмо) за благоденствием и благополучием. Онае?ы готовятся в школе марийской традиционной религии «Юмарий» (Республика Мари Эл).
Моление на Болтушиной горе. Фото С. Таныгиной
Популяризации традиции также служит создание историко-этнографического комплекса, работа по возведению которого началась в 2009 г. под руководством Владимира Козлова (Лайда Шемйэра) – директора «Центра-музея им. Валентина Колумба». Активист Николай Иванович Зайцев наполнил комплекс новыми объектами.
История выявления и фиксации. Впервые предание о Болтуше записано Н.П. Рычковым в «Журнале или Дневных записках путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1770 году» (С.-Петербург, Императорская Академия Наук, 1772 г.). Развернутый текст былины в окрестностях Малмыжа записал С.К. Кузнецов (1917 г.) [3]. В 1918 г. в Малмыже было основано Малмыжское историческое общество, которое начало систематически собирать и записывать легенды (С.В. Шубин, К.П. Чайников-Гердт). Трудами Н.М. Бочкарёва и А.А. Покровского были зафиксированы легенды в самом городе, где были распространены предания о могиле Полтыша.
Эти данные в 1918 г. были собраны в «Регистрационных книгах для записи сведений о находках легенд и преданий» (хранится в архиве Малмыжского Краеведческого музея) [4].
Краткий пересказ легенды зафиксирован экспедицией кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1988-2005 гг.) [1].
Современное состояние объекта. Впервые решение о праздновании Дня марийского национального героя было принято в 1917 г. Была установлена дата 26 апреля, т.к. по мнению историков, марийский князь погиб именно в этот день (1556 г.). Однако с приходом к власти Н. Ежова марийская интеллигенция была обвинена в национализме, и празднование Дня марийского национального героя берет начало в 1990-х.
Ритуал, воспроизводится ежегодно. Сегодня так называемая «Болтушина гора» стала местом почитания Полтыша марийцами не только Кировской области, но и Мари-Эл. Современный ритуал почитания Полтыша включен в празднование Дня марийского национального героя, который был учреждён региональной общественной организацией «Марий ушем» («Союз мари») Республики Марий Эл. Современная традиция почитания Полтыша является проводником более широких смыслов, связанных с сохранением традиционных ценностей марийской культуры.
Источники информации:
1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях / сост., вст. ст., комм. А.А. Ивановой. М.: Издательство Московского университета, 2006. С. 145
2. Кузнецов С.К. Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, ГУП РМЭ «Марийское книжное издательство», 2009. 704 с.
3. Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край. Йошкар Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, 2003. 440 с.
4. Регистрационная книга Малмыжского музея для записи находок древностей, легенд и преданий. Т.I. Записи №167, 186
5. Худяков М.Г. Исторический очерк города Малмыжа. // ТВУАК, 1915. В. 2-3. Отд. III. С. 6-20
6. Худяков М.Г. К истории города Малмыжа. // ТВУАК, 1915. В. 2-3. Отд. III. С. 21-29
7. Шубин С.В. К истории г. Малмыжа. // ТВУАК. 1915. Вып. II-III. С.24
8. «Марий ушем» чтит предков и следует делам предшественников // Региональная общественная организация национально-культурная автономия марийцев РТ. URL: http://mary.addnt.ru/marijj-ushem-chtit-predkov-i-sleduet-de/ (дата обращения: 10.09.2021)
9. Команда кочующие. Легенда про марийского князя Полтыша (Болтуша). URL: http://komanda-k.ru/2010/mariiel/легенда-про-марийского- (дата обращения: 10.10.2021)
10. В Малмыж – за благоденствием и благополучием. URL:https://babai.livejournal.com/1476414.html (дата обращения: 10.10.2021)
Видео: Моление на горе Полтыш – Болтуш. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=моление%20на%20болтушкой%20горе
Авторы/составители: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 21.12.2021