Версия сайта для слабовидящих

Новости

06.03.2025
Образцовый самодеятельный хореографический коллектив «Быстряночка» — лауреат Всероссийского хореографического конкурса-фестиваля «Танцевальные сезоны. Петербург»
Читать далее…

Новости из районов

17.04.2025
День прошел очень продуктивно!
Читать далее…

Итоги конкурсов

18.04.2025
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

День марийского национального героя (Марий талешке кече): почитание Полтыша

Категория: обрядовые комплексы и праздники

(современные праздники с традиционными элементами)


Почитание Полтыша на "Болтушиной горе". Фото  сайта МariUver  

Этническая принадлежность: луговые марийцы

Язык: луговомарийский. 

Конфессиональная принадлежность: марийская традиционная религия, православие

Места бытования: Кировская область, г. Малмыж.

Описание: Марийцы (доревол. – черемисы) мигрировали с Волги и заселяли бассейн р. Вятки в течение VIII-XV вв., вытесняя удмуртов. На территорию Малмыжского района марийцы пришли со стороны Уржума. В первой половине XIV в. марийскими князьями Алтыбаем, Урсой и Ямшаном было основано Малмыжское княжество, расцвет которого пришёлся на 1 четв. XVI  в.

Столица княжества – Малмыж – был укрепленной крепостью, окруженной широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Предание гласит: «силен Малмыж, нет кругом городов сильнее его!». Малмыжские князья, во главе с князем Полтышем (мар. «пряжка»), были «могущественными», «отважными». Земли вокруг благоприятствовали земледелию, край был обилен хлебом, скотом, мехами, медом, но черемисы подчинялись Казанскому ханству и были вынуждены платить ясак (налог) татарам. После взятия Казани войсками Ивана Грозного черемисы не захотели больше никому подчиняться, и в период черемисских войн Малмыжское княжество оказало упорное сопротивление войскам Ивана Грозного.

Согласно историческим преданиям, первое нападение русского отряда Д. Адашева им удалось отразить при переправе через р. Шошму. В следующий раз адашевцы переправились дальше от Малмыжа, соорудив опорный пункт – городок Пушкарев. Черемисы попытались взять русскую крепость, но потерпели поражение, погиб и сам Болтуш. Согласно легенде, жена Полтыша Шошма (мар. «весна»), увидев смерть мужа, бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем. Русские сожгли Малмыж, а марийцы ушли в леса и в 12 км к востоку основали новое поселение (Черемисский Мамыж, совр. Мари-Малмыж). На месте старого Малмыжа стрельцы построили русскую крепость.

В народной памяти образ Болтуша овеян ореолом геройства. Легенды рисуют Болтуша мудрым, отважным, опытным военоначальником. Память о месте захоронения Болтуша передавалась в легендах, которые образуют две противоречащие друг другу группы. В Малмыже распространена версия о том, что Болтуш погребён на горе: «Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевою горою называется».

Есть также легенды о зарытых сокровищах, положенных в могилу. «Раз в год, в полночь, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того места, где на высоком обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма, вокруг священного костра собираются души погибших в бою».

По утверждению С.К. Кузнецова, в Черемисском Малмыже была заложена традиция поминовения Полтыша, которое совершалось ежегодно в среду на Троицкой неделе. Священные танцы исполняли родственницы самого князя.

Предметы, связанные с объектом: национальные костюмы, памятник в виде камня из карельского гранита, железные столбы с надписью «Цвети, процветай, земля предков» («Пелед, тзлане», кугезе мланде»), пирамидообразная крыша, «камень отдохновения» («Каныме к?») в виде плоского камня человеческого размера, частокол в виде имитации крепостной стены XVI века.

 Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Частокол в виде имитации крепостной стены.

 Фото с сайта МariUver

Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”.   Священный камень и железные столбы с надписью "Пелед, тзлане, кугезе мланде"

("Цвети, процветай, земля предков"). Фото  сайта МariUver

В 2010 г. администрация Малмыжского городского поселения по просьбе Центра-музея им. Валентина Колумба (г. Йошкар-Ола) выделила 1,5 га земли под «Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”» («Полтыш Курык»). Об открытии комплекса было объявлено 6 августа 2011 г., когда здесь был установлен памятный камень.

Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Открытие Памятного камня.

Трапеза в честь поминовения Полтыша. Фото С. Таныгиной


Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора". Памятный камень.

Фото с сайта проекта "Команда кочующих"

В 2015 г. у входа территорию комплекса был установлен бортевой улей. Возраст сосны, которую выдолбили для содержания пчёл, более 200 лет, что, по замыслу создателей комплекса, является символом дружной семьи.

Историко-этнографический комплекс “Болтушина Гора”. Бортевой улей. Фото  с сайта МariUver

Недалеко от улья был установлен «Камень отдохновения», который символизирует трудолюбие марийского народа и его умение отдохнуть. По преданию, этому камню более ста лет, он принадлежал марийцу-хлебопашцу Малмыжского края, который во время страды ложился на короткое время на этот камень, чтобы не проспать драгоценное время.

Техники/Технологии, связанные с объектом. Почитание героя происходит в национальных костюмах, с участием онаенов (жрецов), включает в себя моление Полтыш Он и его жене Шошме и ритуальную трапезу. По свидетельству очевидца, в 2010 г. руководитель общины традиционной марийской религии провел моление, в которой благодарил предков, обращаясь к Светлому Великому Богу (Ош Поро Кугу Юмо) за благоденствием для всего марийского народа.

День марийского национального героя на "Болтушиной горе". Ритуальная трапеза. 

Фото  сайта МariUver

Способы и формы передачи традиции: устная передача легенд о Полтыше, популяризация через публикацию текстов легенды. Формой передачи знаний и формирования уважения к легендарной личности национального героя  является сам ритуал почитания Полтыша, который входит в программу празднования «Дня марийского национального героя». На Болтушиной горе проходит благодарственное моление предкам с обращением к Светлому Великому Богу (Ош Поро Кугу Юмо) за благоденствием и благополучием. Онае?ы готовятся в школе марийской традиционной религии «Юмарий» (Республика Мари Эл).

Моление на Болтушиной горе. Фото С. Таныгиной

Популяризации традиции также служит создание историко-этнографического комплекса, работа по возведению которого началась в 2009 г. под руководством Владимира Козлова (Лайда Шемйэра) – директора «Центра-музея им. Валентина Колумба». Активист Николай Иванович Зайцев наполнил комплекс новыми объектами.

История выявления и фиксации. Впервые предание о Болтуше записано Н.П. Рычковым в «Журнале или Дневных записках путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1770 году» (С.-Петербург, Императорская Академия Наук, 1772 г.). Развернутый текст былины в окрестностях Малмыжа записал С.К. Кузнецов (1917 г.) [3]. В 1918 г. в Малмыже было основано Малмыжское историческое общество, которое начало систематически собирать и записывать легенды (С.В. Шубин, К.П. Чайников-Гердт). Трудами Н.М. Бочкарёва и А.А. Покровского были зафиксированы легенды в самом городе, где были распространены  предания о могиле Полтыша.

Эти данные в 1918 г. были собраны в «Регистрационных книгах для записи сведений о находках легенд и преданий» (хранится в архиве Малмыжского Краеведческого музея) [4].

Краткий пересказ легенды зафиксирован экспедицией кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ им.  М.В. Ломоносова (1988-2005 гг.) [1].

Современное состояние объекта. Впервые решение о праздновании Дня марийского национального героя было принято в 1917 г. Была установлена дата 26 апреля, т.к. по мнению историков, марийский князь погиб именно в этот день (1556 г.). Однако с приходом к власти Н. Ежова марийская интеллигенция была обвинена в национализме, и празднование Дня марийского национального героя берет начало в 1990-х.

Ритуал,  воспроизводится ежегодно. Сегодня так называемая «Болтушина гора» стала местом почитания Полтыша марийцами не только Кировской области, но и Мари-Эл. Современный ритуал почитания Полтыша включен в празднование Дня марийского национального героя, который был учреждён региональной общественной организацией «Марий ушем» («Союз мари»)  Республики Марий Эл. Современная традиция почитания Полтыша является проводником более широких смыслов, связанных с сохранением традиционных ценностей марийской культуры.

Источники информации:

1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях / сост., вст. ст., комм. А.А. Ивановой. М.: Издательство Московского университета, 2006. С. 145

2. Кузнецов С.К. Святыни. Культ предков. Древняя история.  Йошкар Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, ГУП РМЭ «Марийское книжное издательство», 2009. 704 с.

3. Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край. Йошкар Ола: Центр-музей им. Валентина Колумба, 2003. 440 с.

4. Регистрационная книга Малмыжского музея для записи находок древностей, легенд и преданий. Т.I. Записи №167, 186

5. Худяков М.Г. Исторический очерк города Малмыжа. // ТВУАК, 1915. В. 2-3. Отд. III. С. 6-20

6. Худяков М.Г. К истории города Малмыжа. // ТВУАК, 1915. В. 2-3. Отд. III. С. 21-29

7. Шубин С.В. К истории г. Малмыжа. // ТВУАК. 1915. Вып. II-III. С.24

8. «Марий ушем» чтит предков и следует делам предшественников // Региональная общественная организация национально-культурная автономия марийцев РТ. URL: http://mary.addnt.ru/marijj-ushem-chtit-predkov-i-sleduet-de/ (дата обращения: 10.09.2021) 

9. Команда кочующие. Легенда про марийского князя Полтыша (Болтуша). URL: http://komanda-k.ru/2010/mariiel/легенда-про-марийского- (дата обращения: 10.10.2021)

10. В Малмыж – за благоденствием и благополучием. URL:https://babai.livejournal.com/1476414.html (дата обращения: 10.10.2021)

Видео: Моление на горе Полтыш – Болтуш. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=моление%20на%20болтушкой%20горе 

Авторы/составители: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».

Дата публикации: 21.12.2021