Народный праздник Свистопляска (Свистунья) в городе Кирове
Вид: традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры.
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Кировская область, г. Киров
Описание. Свистопляска является самобытным вятским народным праздником, точное время основания которого неизвестно. Самые ранние упоминания о Свистопляске относятся к концу XVIII – началу XIX века. К этому времени в местном предании сформировалась версия её происхождения как чисто православного праздника, связанного с поминовением усопших. Однако обычаи Свистопляски говорят о том, что традиция имеет народные истоки и относится к более раннему мировоззренческому пласту. Свистопляска имеет аналогии со славянским языческим культом предков и весенне-летними обрядами, направленными на обеспечение плодородия. Ко второй половине XIX века праздник приобрел вид «детской ярмарки», и с 1888 года стал называться Свистуньей, черты которой актуализируются и в современных городских фестивалях, приуроченных к Свистопляске.
Праздничная традиция включает две части: поминальную панихиду и собственно Свистопляску, сопровождавшуюся разгулом, весельем и ярмаркой, где широко велась торговля деревянными дудочками, глиняными свистульками, куклами, фигурками с изображением животных и птиц, шарами («шарышами»). Их изготавливали и привозили на праздник жительницы заречной слободы Дымково, что послужило основой для зарождения знаменитого промысла. Традиционно Свистопляска длилась 2-3 дня, с субботы на четвёртой неделе после Пасхи.
Имеющиеся письменные свидетельства объясняют, главным образом, смысл панихиды, который раскрывается в предании о «хлыновском побоище». Жители Хлынова (с 1780 г. – г. Вятка), опасаясь вражеского нашествия черемис (марийцев), татар, попросили помощи у устюжан, но союзники из Великого Устюга прибыли ночью, и, неузнанные в темноте, были побиты вятчанами («своя своих не познаша и побиша»). Якобы с тех пор вятчане получили прозвище «слепородов», а во искупление греха стали ежегодно поминать убиенных.
Краеведы подвергают сомнению реальность того, что воины могли не узнать врага. Вероятно, легенда, искажающая исторические факты, могла возникнуть в церковной среде [3] во времена, когда сложилось русское централизованное государство с общерусским самосознанием. В 1489 году Вятка была присоединена к Московскому царству, вятчане выселены в Московские земли, а в Хлынов прибыло много устюжан, которые и поминали своих предков. Битва вятчан с устюжанами предположительно произошла в 1418 году. Войско, в составе которого были выходцы из Великого Устюга, привёл бывший вятский наместник Анфал Никитин с целью восстановления своей власти. Против него выступили вятчане под предводительством действующего наместника Михаила Россохина. В результате устюжане были разбиты, погибло множество воинов, сам Анфал и его сын Нестор.
Панихида по погибшим воинам проходила в деревянной часовне, расположенной на вершине глубокого северного рва, который спускается к р. Вятке. В прошлом здесь располагалась городская черта, а овраг именовался Вздерихинским. С рубежа XVIII-XIX веков овраг известен как Раздерихинский, так как, по преданию, именно здесь произошла битва и похоронены погибшие. В панихиде упоминались предводитель устюжан Анфал, его сын Нестор, Стефан, Фёдор и др. В 1875 году деревянную часовню сменила каменная, снесённая в 1925 году и восстановленная в 1999-м. После панихиды начиналась собственно Свистопляска – массовое народное гуляние со свистом, шумом, пальбой из потешных пищалей, плясками, песнями, балаганами и каруселями. Празднество выплёскивалось в окрестные кварталы.
Вид на Раздерихинскую часовню и Слободской спуск. Начало XX в. Фото из открытых источников
Вятка. Раздерихинский
спуск к реке. Фото из открытых источников
В старину на Свистопляску устраивали кулачные бои, но они были запрещены властями и в XIX веке уже не проходили. До 1861 года в овраг катали глиняные шарыши, а также устраивали «шуточные» бои, в которых участвовали и взрослые, и дети. Они представляли собой жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шариками, которые на ярмарке продавались вёдрами. По воспоминаниям обывателей, городские ребятишки, бурсаки собирали шарыши и затем могли продать их, а на вырученные деньги приобрести ярмарочный товар. Большие шарыши, размером с апельсин, были полыми; маленькие, с грецкий орех, – сплошными. Существовало представление, что они олицетворяют ядра, бросавшиеся во время битвы с устюжанами. Также в овраг было принято бросать медные деньги и пряники.
Самыми устойчивыми элементами Свистопляски-Свистуньи были ярмарка и народные гуляния со свистом, музыкой, различными увеселениями. Считалось, что свист был условным знаком дозорных вятчан. С 1820-х ярмарка проходила около Александровского сада, на Кафедральной площади. По традиции, главным товаром здесь были глиняные свистульки и игрушка. Мастерицы Дымковской слободы, расположенной на противоположном от города берегу Вятки, укладывали свой товар в корзины и привозили на лодках. По Н. Хитрово, расписные глиняные куклы и изящные гипсовые статуэтки продаются на Свистопляске «в честь оставшихся после сражения вдов» [12].
Глиняный шар (шарыш). Дымково. XIX в. Фото из открытых источников
Мезрина А.А. Свистулька «Конь-двухголовка». Нач. ХХ в. Глина, темпера, лепка, роспись. Кировский областной краеведческий музей им. П.В. Алабина.
Помимо коммеморации, в традиции вятской Свистопляски усматриваются представления, восходящие к славянским языческим обрядам, таким как Семик и Радоница, которые связаны с культом плодородия и поминовением предков (похоронными тризнами). О близости Свистопляски семицкой поминальной обрядности писал Д.К. Зеленин. Свист является языческим оберегом от нечистой силы, под влиянием которой находятся умершие неестественной смертью – «заложные покойники». К «заложным» испытывали особый страх и, по обычаю, хоронили отдельно [7]. В отличие от семицкой панихиды по «заложным», Радоница («Тризница») была посвящена поминовению предков. Во вторник Радоницкой недели на месте их захоронения было принято угощать, просить, чтобы родители позаботились о будущем урожае. Предположительно, Свистунья с поминовением «устюжских родителей» является Родительской субботой, которая справлялась на месте, где в былые времена было кладбище [3]. До сих пор среди кировчан широко бытует традиция посещения кладбищ на Радоницу. При этом смещение сроков «Вятской Радоницы» на 27-й день после Пасхи объясняется местными климатическими условиями. В случае соблюдения сроков церковного календаря (9-й день после Пасхи), самая ранняя Радоница приходилась бы на 1 апреля по старому стилю (14 апреля по новому), когда земля все еще покрыта снегом или наступила распутица.
Ни Семик, ни Радоница не были связаны с грустью об умерших, поскольку комплекс погребальных обрядов (тризна) славян предусматривает всевозможное веселье, песни, пляски, состязания. Смех, свист были магическим актом заклинания плодородия. Смехом воссоздаётся жизнь, а свист, катание яиц, которые в обычае вятской Свистопляски, вероятно, были заменены глиняными шарышами, – средство отпугивания злого начала. По мнению Д.К. Зеленина, глиняные фигурки с изображением женщин, животных и птиц также могут быть отголоском древних языческих культов плодородия [7].
Борьба с языческими пережитками Свистопляски, вероятно, длилась долгие годы, и ритуально-языческая суть этой традиции со временем ушла из культурного сознания; на первый план вышел мемориальный, православный смысл праздника. Однако его характер и некоторые обычаи сохранялись достаточно долго. В 1838 году вятский семинарист Фёдор Пинегин с негодованием писал: «К стыду вятчан, очень немногие из них отдают христианский долг усопшим. Напротив того, каждый … почитает обязанностью каждогодно побывать на Свистопляске... Чтобы только посмотреть на безобразных глиняных статуй, продающихся на том месте и полюбоваться игрой мальчиков на свистках, делаемых также из глины…» [9].
Свистунья конца XIX-начала XX века – это шумное «весёлое торжище» со свистом, гармошками, шарманками. На площади от портала Александровского сада до Кафедрального собора устанавливались парусиновые шатры и палатки. Очевидец описывает атмосферу праздника предреволюционных лет: «…Идут на площадь к белым палаткам старушки, пожилые степенные люди, а от палаток навстречу – знакомая молодёжь, их сыновья и внуки, и одно у них в этот день … дело: дудеть в хвост золоторогому барану» [10]. На открытых прилавках и полках выставлялись разнообразные изделия местных умельцев: гипсовые статуэтки, детские книжки, лубочные картинки, деревянные пищали, лубяные дудочки, куклы из шишек и мха, вертящиеся мельницы, домики, пароходы, деревянные кони, ружья, дудки, гармошки, капокорешковые шкатулки, коробочки, глиняная посуда, горшки, кринки, кувшины, узорчатые домотканые скатерти. Крестьяне продавали лапти, гребни из коровьего рога, квас, древесный сок и различную снедь: ярушники (овсяные хлебцы-каравайчики), земляные орехи, мочёные груши, пареную рожь, сусальные пряники, лепёшки в форме лошади, рыбы, барана, украшенные сусальным золотом, пряники из манной крупы, сгущенную молочную лапшу с изюмом. Последняя ярмарка состоялась в конце 1920-х, в 1930 году на Свистунью открылось лишь несколько бедных палаток с гипсовыми фигурками.
С 1979 года и на протяжении 1980-90-х элементы Свистопляски стали использоваться в праздновании Дня города. Традиция возрождалась с нарушением сроков (День города отмечается 12 июня), в условиях изменившегося городского ландшафта (место Кафедральной площади Вятки было застроено стадионом), а также с включением элементов современной праздничной культуры. В 1989 году праздник начинался театрализованным представлением, в которое, по замыслу организаторов, включались все участники и гости. Карнавальное шествие состояло из движения лодок от слободы Дымково и пешей костюмированной процессии по мосту через Вятку. На набережной, неподалеку от Раздерихинского оврага, куда прибывали участники праздника, раздавались шум, свист, крики зазывал. На разных площадках торжества сопровождались песнями, танцами, прибаутками, розыгрышами, конкурсами гармонистов. В исторической части города были устроены балаганы, кукольные спектакли, спортивные соревнования. Художник ПО «Умелец» (г. Киров) сделал 60 деревянных свистулек, которые продавались на празднике [14].
Народные духовные инструменты. Дерево. Мастер Н. Зубарев. Фото С. Дубровина [14]
В 2010 году кировчане официально отметили День города как праздник Вятской Свистуньи («Фольклорный праздник «Вятская Свистунья»). Торжества начались панихидой по погибшим в битве XV века в часовне Михаила Архангела («Раздерихинской»). За несколько десятилетий традиция Свистопляски была забыта местным населением, поэтому закономерно, что современный праздник направлен, главным образом, на её популяризацию. Так, непременным атрибутом Дня города была реконструкция «Битвы вятчан с устюжанами в Раздерихинском овраге», которую разыгрывали участники исторических клубов. На одном из праздников был показан видеосюжет-реконструкция, знакомящая с его легендарной основой. Далее следовал детский фольклорный праздник в Александровском саду с традиционными играми, забавами, свистульками, песнями и танцами в исполнении детских фольклорных коллективов. В парке «Аполло» дети участвовали в изготовлении театральных кукол и увидели кукольный спектакль. Также на празднике был представлен «Вятский базар народных умельцев».
Реконструкция прибытия «чужаков» в Хлынов. Праздник в честь 640-летия города Кирова. 2014. Фото из открытых источников
Следующую попытку актуализировать традицию Свистопляски, без приуроченности к празднованию Дня города, предпринял Музей истории Хлынова. «Вятская свистопляска» была организована в сроки, приближенные к традиционным, но не на набережной реки Вятки, а в парке «Аполло». 20 мая 2023 года прошёл однодневный праздник, в 2024-м – двухдневный.
Свистопляска в современных городских праздниках представлена ярмарками сувениров и детской игрушки (традиционная Дымковская игрушка, авторские произведения); разнообразными мастер-классами по народным ремёслам и промыслам, проходят народные игры и забавы, театрализованные «рыцарские турниры», стрельба из лука. В мероприятиях используются свистульки, дудки. Популяризации традиции служит лекторий, где кировчане и гости города знакомятся с историей Вятки, в т.ч. с традициями Свистопляски. В новом прочтении праздник отражает атмосферу Свистуньи как детского, семейного праздника.
Ежегодно в «Раздерихинской» часовне проходят панихиды, однако они не имеют приуроченности к празднованию «Вятской свистопляски» и посвящены покровителю небесного воинства архангелу Михаилу.
Предметы, связанные с объектом. Дымковские глиняные свистульки, игрушка, изделия декоративно-прикладного творчества.
Способы, формы передачи традиции. Использование традиционных элементов в организации современной Свистопляски (ярмарка с продажей Дымковских свистулек и игрушки, изделий декоративно-прикладного творчества), лекции, публикации об истории Свистопляски.
История выявления и фиксации. Самый ранний рассказ о «хлыновском побоище» и упоминание о панихиде в честь убиенных воинов содержится в Книге «Журнал, или дневные записки путешествия капитана Н.П. Рычкова по разным провинциям Российского государства» (1770-1772 гг.). Самое раннее описание народно-праздничной традиции составил сосланный в Вятку генерал-майор Н.З. Хитрово (1811 г.) [12]. Первой половине XIX века принадлежат описания Свистопляски вятского семинариста Федора Пинегина (1838 г.) [8], Егора Мухачева [11]. Свидетельства о Свистопляске второй половины XIX – начала XX века содержатся в книгах вятских обывателей: В.В. Лебедева [10], А.А. Прозорова [13], И.Г. Франчески [15]; в трудах историков П.В. Алабина [1] и А.И. Вештомова. Д.К. Зеленин рассмотрел Свистопляску в контексте славянских календарных обрядов весеннее-летнего цикла [7]. Феномен вятской Свистопляски подробно рассмотрен в трудах современных авторов: И.Я. Богуславской [4], В.В. Коршункова [9], А.Г. Балыбердина [3]. Сведения и аудиовизуальный материал, свидетельствующий об актуализации традиции в современной праздничной культуре, публикуется в средствах массовой информации и на официальной странице праздника [6].
Источники информации
Библиография
1. Алабин. Относительно некоторых древностей Вятского края. 1865
2. Анфилатова Е. Легенды Вятского края. «Своя своих не познаша». URL: https://vk.com/@-50420307-legendy-vyatskogo-kraya-svoya-svoih-ne-poznasha
3. Балыбердин А., прот. О смыслах Вятской Свистуньи. Открытая лекция, прочитанная 25 ноября 2011 г. в Кировском областном краеведческом музее. URL:https://web.archive.org/web/20160304190358/http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=449&Itemid=453
4. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка – история промысла. URL: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9507-dymkovskaya-igrushka-istoriya-promysla-i-foto.html
5. Вештомов А. И. История вятчан со времени поселения их на реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год чрез 600 лет. Казань, 1907. С. 31
6. Вятская Свистопляска. URL: https://vk.com/da.eto.svistoplyaska
7. Зеленин Д.К. Вятская свистунья // Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М.: «Индрик», 1995. С. 134-135
8. Коршунков В.А. Свистопляска // Энциклопедия земли Вятской: Откуда мы родом: в 10 т. Т. 8: Этнография, фольклор / сост.: В. А. Поздеев, Киров: Обл. писател. орг., 1998. С. 341-362
9. Коршунков В.А. Вятская Свистопляска: от коммеморации к городскому празднику // Фольклор и антропология города. 2019. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskaya-svistoplyaska-ot-kommemoratsii-
10. Лебедев В.В. Вятские записки. Киров, 1957. С. 51-52
11. Мухачев Е. Свистопляска // Прибавление к Вятским губернмским ведомостям за 1838 год. С. 53-55
12. Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 году Н. Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отд. 3. С. 330-325
12. Пешком по Вятке. Раздерихинская часовня. URL: https://www.vyatkawalks.ru/wiki/razderikhinskaya-chasovnya/
13. Прозоров А.А. Город Вятка и его обыватели: мемуары. Вятка [Киров]: Экспресс, 2010. 151 с.
14. Семёнов В. Чтобы радостно было всем // Комсомольское племя. 1989. №21. С. 6
15. Франчески И.Г. Свистунья в двадцатые годы // Комсомольское племя. 1989. №15. С. 10
Фильмография
1. Возрождённый праздник «Свистопляска». Хроника. ГТРК «Вятка», 1989. URL:https://www.youtube.com/watch?v=y6Coo7r2n88&ab_channel=ПешкомпоВятке
2. Вертелецкая С., Фоминых А. Вятская Свистунья-Свистопляска. ГТРК «Вятка», 2010. URL: https://rutube.ru/video/1f2300557f932dfe8c656895c4cbafc0/
3. В парке «Аполло» состоялась «Вятская свистопляска». ГТРК «Вятка», 2024. URL: https://rutube.ru/video/e6c62dc65eda199a5aadaeab8c595531/
4. Ярмарка на Вятской Свистопляске, май 2024. https://vk.com/da.eto.svistoplyaska
5. Возрождение Вятской свистопляски. 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I5iJk91k1dU&ab_channel=я.ты.город.
Современное состояние объекта. Имеет форму современного праздника с традиционными элементами вятской Свистопляски. Организатор: Музей истории Хлынова.
Вятская Свистопляска. 2023. Ярмарка. Дымковская
игрушка. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2023. Ярмарка. Мастер-класс по росписи Дымковской игрушки. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2023. Ярмарка. Дудочки. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2023. Спортивные состязания. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2023. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2024. Ярмарка. Свистульки, дудочки, игрушка. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2024. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2024. Мастер-классы. Кузнечное дело, гончарство. Фото из открытых источников
Вятская Свистопляска. 2024. Фото из открытых источников