Удмуртский праздник «Выль джук» в д. Светозарево Слободского р-на
Этническая принадлежность: удмурты
Язык: удмуртский, русский
Конфессиональная принадлежность: язычество, православие.
Места бытования: Кировская область, Слободской район, деревня Светозарево.
Описание. «Выль джук» («новая каша») – современный удмуртский праздник, проводящийся ежегодно с 2010 г. во вторую субботу августа в деревне Светозарево Слободского района. Удмурты (доревол. – вотяки) являются коренным народом, населяющим территорию Кировской области. Слободские (нижнечепецкие) удмурты принадлежат к северной группе, племени ватка. Деревня Светозарево (удм. Гырдор) была основана в 1927 г. Первыми поселенцами Светозарево были семь семей из старинной удмуртской деревни Кругловской (Красногорье).
В первой половине XVIII в. удмурты этого и соседних селений Ярославской волости Каринского стана были обращены в христианство, что привело к смешению традиционных языческих представлений с православием, а также к разделению сфер функционирования религии: в официальной сфере господствовало православие, в семейно-общественной сохранялось своя «домашняя религия» [3]. Исторически удмурты – земледельцы, поэтому наибольшее число их традиционных обрядов связаны с земледельческим календарём.
В августе, в пору созревания зерновых, ягод, овощей, сбора мёда совершались обряды, целью которых было отблагодарить бога за дарованный ими новый (удм. – выль) урожай. По традиции накануне все блюда готовили исключительно из свежего урожая. На току молотили снопы цепами, зерно проветривали на ветру с помощью специальных деревянных лопат. На домашней крупорушке мололи ячмень для варки каши. После помола пекли хлеб из свежей муки, варили овсяный кисель, пиво (сур), квас (сюкась), ставили брагу, готовили выпечку. С полей хозяева приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали. Затем произносили молитву языческому богу Инмару, благодарили за нынешний урожай. Каждая семья вывешивала в своем святилище пучок колосьев и овощных листьев.
В народе говорили: «поспел хлеб – надо землю отблагодарить». Обряд «кормления земли» новой кашей (из ячменя первого помола), хлебом могли совершать в кругу семьи, на огороде. Текст молитвы слободских удмуртов записал и опубликовал М.Г. Атаманов, именно её используют в современном варианте обряда, который совершается на празднике «Выль джук»:
«Остэ, Инмаре, Воршудэ, Бадзым Кылдысинэ, выль джукеныд, шыдэныд-няненыд буре вайськом! (Великий Инмар, ритуальной кашей, новыми яствами тебя добром вспоминаем).
Кизем юмес-няньмес, бакча сионмес узыдэ-борыдэ сямэн кисьматы-муляты!
(Посеянным хлебам, посаженным овощам словно землянике-клубнике дай дозреть!)
Шуныт зордэ ачид сёт, лымшыр тэлдэ ачид сёт, зеч ардэ ачид сёт!
(Тёплых дождей, южных ветров, хороший год нам ниспошли!)
?ечтэ сёт! Вылыти л? быса лыктэм кыллэсь, улыти бусые пырем кыллэсь, ?род муртлэсь но дышмонлэсь ачид уть, Инмаре!) (Добра ниспошли! От недобрых слов, от проклятий-напастий, от нечисти-скверны, от неверного шага сам сохрани, Инмар!)
Квазед сётэм нылыдлы-пиедлы, зоро поськыед сёмэн, зылъыртыса улыны-вылыны зеч шуддэ-бурдэ сёт!
(Ниспосланным дочерям-сыновьям твоим, словно птенцам ласточки щебеча, жить-пожить, да удастся!)
Талэсь бадзым уг тодскы восяны, ачид кельы-вайы, Инмаре»!
(Больше этого и испросить не знаю! Сам реши-рассуди, Инмар!) [1]
Цикл обрядов, посвященных новому урожаю, начинался Ильиным днём. Урожайная обрядность на Ильин день сопровождалось посещением кладбища, куда приносили плоды вновь собранного урожая и блюда, приготовленные из них. На кладбище перед принятием обрядовой пищи читали молитвы, в которых просили здоровья и благодарили за урожай. После кладбища ходили в гости, где и угощались кашей, приготовленной из ячменя нового урожая. Гостевания были приурочены также к Медовому, Яблочному, Ореховому Спасу. На определенный день стекались в ту или иную деревню: «Три Спаса и в разных местах. Допустим, в Зяминской стороне – один Спас, в Паскинской стороне – другой Спас, Сизево – другой… Много деревень было, собирались в каждой». Деревенские праздники сопровождались застольем, весельем, пели песни, плясали под гармонь. Молодёжные гуляния сопровождались кадрилями, круговыми плясками под пение частушек.
Данная традиция нашла своё продолжение в современном празднике. Гости прибывают со всей округи, из Кирова, районов Кировской области, Удмуртской республики. В программу «Выль джук» входит традиционная встреча гостей, проведение жертвенного обряда и развлекательная программа. Обряд освящения каши сегодня исполняет мужчина из старшего поколения. Он зачерпывает небольшую порцию обрядовой каши из горшочка, кладёт её в ритуальный костер, в небольшую ямку (для воршудов), после чего произносит молитву и спускается к березе. Известно, что слободские удмурты совершали моления на Иммала веттон, у священной березы, располагавшейся в лесу, неподалёку от д. Омсино. Оставшееся в горшке добавляют к общей каше, которую вкушают все собравшиеся на праздник.
Праздник продолжается весельем, гуляниями с пением, плясками. Местный фольклорный коллектив исполняет северо-удмуртскую песню «весяк крезь», имеющую древнее происхождение. «Весяк крезь не имеет определённого смысла и строго закреплённого текста. Изначально такие песнопения состояли из фонем – набора отдельных звуков, слогов и слов. Каждый исполнитель поёт собственный текст, приуроченный к тому или иному событию. В контексте «Выль джук» это благодарность богу за изобилие с перечислением имеющихся у исполнительницы благ («у нас много детей, много зерна» и т. д.). Песня, как правило, сопровождается приплясом.
Актуализация традиции сопровождается включением в программу элементов светского праздника-фестиваля с игровой программой. Развлекательная программа включает шуточные состязания, проводится «батыр-шоу», соревнования девушек в беге с коромыслом и ведрами, наполненными водой, состязание в заматывании клубка на скорость, в плетении венков, парад садовых тележек «Доброму урожаю – красивая телега» (удм. «Далтэм бакчасион лы – чебермам дрога»). Так, к примеру, в программу праздника 2015 г. входило театрализованное представление «Светозаревская вечорка», выставка-ярмарка «Кибашлыос» («Мастер»), выставка-конкурс блюд и напитков национальной кухни из плодов нового урожая «Приглашаем попробовать». Заканчивается праздник вечерней этнодискотекой.
Костёр для обрядовой каши. Выль-джук-2016, д. Светозарево. Фото О. Ивановой
Освящение «новой каши» Выль-джук-2010, д. Светозарево. Фото О. Ивановой
Освящение «новой каши» Выль-джук-2010, д. Светозарево. Фото О. Ивановой
Угощение «новой кашей». Выль джук-2015, д. Светозарево
Предметы, связанные с объектом: традиционный костюм слободских удмуртов. Женский костюмный комплекс (дись-кут) состоит из отдельных комплектов, включавших рубаху улдэрем, халат шортдэрем и нагрудник кабачи. Фартук – ашшет, пояс, головной платок-чушкон, женские украшения: кольца-зындэс, браслет-поскес, чыртывесь-короткие бусы под горло, весьёс – бусы, коньдоно-монисто, угы – серьги. Эти вещи изготовлены из белого домотканого холста (пестряди), украшены вышивкой и красными лентами из шелковых или хлопчатобумажных тканей. Традиционная утварь, использующаяся в приготовлении и традиционных блюд.
Традиционный женский костюм слободских удмуртов д. Светозарево.
Национально-культурный центр д. Светозарево
Традиционный костюм слободских удмуртов.
Национально-культурный центр д. Светозарево.
Женский нагрудник (кабачи). Мужская рубаха.
Изон (от удм. изыны – молоть) – приспособление для перемолки зерна.
Экспозиция Национально-культурного центра д. Светозарево
Горшок, ухват. Экспозиуия Национально-культурного центра д. Светозарево
Береза и «первый сноп». Выль джук-2015. д. Светозарево
«Первый сноп». Выль джук-2015. д. Светозарево
Технологии, имеющие отношение к объекту: технологии приготовления традиционных блюд. Каша готовится из ячменя в горшочке в русской печи, в т.ч. на мясном (курином) бульоне.
Способы и формы передачи традиции: коллективный способ передачи, внутри семейных коллективов.
Справочная информация
История выявления и фиксации.
Традиционная культура слободских удмуртов исследовалась: в ходе этнографической экспедиции УдНИИ (совр. Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, Ижевск) 1971 г. Собиратели: М.Г. Атманов, Е. К. Егоров [1]; описание Выль джук было целью интервью со старожилами с. Светозарево Слободского р-на (2021 г.). Собиратель: методист КОГАУК «ОДНТ» О.В. Ходыревой (данные хранятся в архиве собирателя). Комплексная экспедиция КОГАУК «ОДНТ». Участники: О.В. Ходырева, В.Н. Колотова (2023 г.). Событие освещается в сети интернет.
Современное состояние объекта. Выль джук проводится ежегодно как большой областной праздник.
Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры. Праздник организуется в рамках реализации МЦП «Развитие культуры Слободского района Кировской области», ОЦП «Развитие культуры Кировской области» на 2009 – 2013 г.г. Учредители: департамент культуры Кировской области, администрация Слободского района; администрация Светозаревского сельского поселения. Организаторы: МКУ «Районный центр культуры и досуга», Национально-культурный Центр д. Светозарево, МКУ Слободская централизованная библиотечная система Светозаревская сельская библиотека-филиал», МКОУ СОШ д. Светозарево. В деятельности творческих коллективов Национально-культурного Центра д. Светозарево (Ансамбль национального танца «Тыпыртон», Народный самодеятельный танцевально-хоровой коллектив «Лыз кутюк») сохраняется местный фольклор. Участниками самодеятельности являются носители традиций местной культуры, которые популяризируются в праздновании «Выль джук».
Источники информации.
Библиография
1. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 247 с.
2. Бородовский В. Н. Где была великая куала удмуртов? // Герценка: вятские записки. Вып. 27. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php
3. Владыкин В. Е. Из истории религиозного синкретизма у удмуртов // Мировоззрение финно-угорских народов: сб. науч. тр. / отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск, 1990. С. 35–49
4. Выль ?ук / Светозарево. Сообщество. URL: https://vk.com/vj_svetozarevo (дата обращения: 20.10.2021)
5. Косарева И.А. Традиционна женская одежда удмуртов Слободского района Кировской области. // Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX – начале XX в.: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 65
6. Круглово (Чола-Ез). // Родная Вятка. Краеведческий портал. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/places/39399
7. Мокерова Н. На родине северных удмуртов. // Слободские куранты. 14.12.2014. URL: http://kurantynew.ru/new/2014/12/04/na-rodine-severny-h-udmurtov/ (дата обращения: 13.10.2021)
8. Шутова Н.И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов: монография. Удмуртский федер. исслед. центр УрО РАН, Удмуртский ин-т истории, яз. и лит. Ижевск: УИИЯЛ , 2018. 288 с.
Видео:
1. Областной удмуртский праздник «Выль джук». Национальная игра "Батыр шоу". URL: https://vk.com/vj_svetozarevo
2. Областной удмуртский праздник «Выль джук». Национальная забава - забег поросят. URL: https://vk.com/vj_svetozarevo
3. Областной удмуртский праздник «Выль джук». Парад садовых тележек. URL: https://vk.com/vj_svetozarevo
4. Областной удмуртский праздник «Выль джук». Концерт творческих коллективов Кировской области. URL: https://vk.com/vj_svetozarevo
Авторы/составители: Ходырева О.В., кандидат культурологии, методист КОГАУК «ОДНТ»
Дата публикации: 08.12.2021
Дата изменения: 30.08.2023
Традиционные гуляния. Выль джук-2015, д. Светозарево
Удмуртские частушки. Народный танцевально-хоровой коллектив "Лыз кутюк."
Выль джук-2010, д. Светозарево. Фото В. Салтыковой
«Кибашлыос». Выль джук-2015. д. Светозарево