Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

19.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Сабантуй в юго-восточных районах Кировской области

Категория: обрядовые комплексы и праздники

(традиционные народные праздники)

Этническая принадлежность: татары.

Язык: татарский.

Конфессиональная принадлежность: ислам.

Места бытования: Кировская область, гг. Малмыж, Вятские Поляны.

Описание. Первые сведения о татарском сабантуе восходит к Ибн Фадлану – багдадскому послу, побывавшему в Булгарах в 921 г. Статус официального национального праздника сабантуй получил в период существования Казанского ханства.  Дословно сабантуй означает «праздник плуга» (сабан – плуг и туй – праздник).  Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Суть праздника – задабривание духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

В разные эпохи на празднование сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Первоначально сабантуй проходил до начала весеннего сева, в апреле, в XX веке его стали проводить после окончания  весенних полевых работ – во второй половине июня. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной. Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. 

В Кировской области традиция сабантуя продолжает своё существование в местах компактного проживания татар – это Малмыжский и Вятскополянский районы. С 1780 по 1929 гг., помимо прочих территорий, расположенных сегодня за пределами Кировской области, эти современные районы входили в состав Малмыжского уезда. Татары здесь начали появляться со времен Казанского ханства (с XV в.), а после его падения происходило их массовое переселение на земли будущего Малмыжского уезда Вятского наместничества и Вятской губернии. Постоянные татарские поселения возникали здесь до начала XVIII в. и, по данным переписи, в 1897 г. в уезде проживало 280 427 человек, из них 18,6 % –   татары.

Согласно переписям начала 2000-х гг. и в Малмыжском, и в Вятскополянском районах проживало более 28 тыс. человек. В Малмыжском районе татар насчитывалось 9851 человек (2016 г.). Они проживают в 13 татарских и 8 смешанных населенных пунктах. В Вятскополянском районе численность татар по переписи 2010 г. – 10266 человек. В районе 7 татарских населенных пунктов, при этом 6388 представителей этой национальности проживает в г. Вятские Поляны.

Сабантуй празднуется во многих татарских поселениях: в Малмыжском районе это Новый Ирюк, Старый Ирюк, сельские поселения Арыкское, Новый Смаиль, Преображенское и др.; в Вятскополянском –   дер. Ямышка, Сосмак, Средние Шуни.  В районных центрах сабантуй имеет статус регионального праздника, который завершает череду таких национальных праздников земледелия в сельских поселениях. Областные сабантуи собирают по несколько тысяч человек из Кировской области и Татарстана.

Техники/Технологии, связанные с объектом. Празднику предшествует долгая подготовительная работа. Хозяйки сначала мыли весь дом, вышивали новые занавески, задачей мужчин было истопить баню накануне вечером. В день сабантуя обязательно накрывают стол с традиционными блюдами татарской кухни: чак-чак, баурсак (разновидность чак-чака, тесто нарезалось более крупными ломтиками), балеш, суп с домашней лапшой.

Сабантуй предваряет сбор подарков («жыен»). Все подарки делились на три категории. Подарки из первой категории предназначалась для награждения взрослых, они собирались вечером, накануне сабантуя. Вторая категория – вышитые платки и полотенца, которыми награждали молодых, не женатых мужчин.  Третий тип  – подарки для детей, которых награждали ярко украшенными яйцами. Яйца собирали дети, заходя в избу, они говорили: «Пусть будет лёгкой моя нога, пусть в вашем доме будет много кур и цыплят!» Старожилы из Вятских Полян помнят следующий обрядовый текст, сопровождающий жыен: «Идёт Сабантуй, приходите к нам на Сабантуй, и дарите нам подарки!». Считалось, что чем больше отдашь, тем больше возвратится обратно, достойная встреча «вестников сабантуя» может обеспечить щедрый урожай, весёлую, безбедную жизнь целый год. Поэтому сборщиков подарков с нетерпением ждали у каждого дома.

Обойдя все дома, дети собирались на улице и начинались игры с собранными яйцами. Кроме того, яйца являлись обязательным атрибутом некоторых конкурсов.

                   

         Сбор подарков для сабантуя-2014. Малмыж              Сбор подарков для сабантуя-2018.

                                                                  Деревня Средние Шуни Вятскополянского р-на. Фото А.Закировой

 

Подарки собирали и молодые люди, обязательно музыканты. Верхом на лошади они останавливались около домов, каждый хозяин мог попросить юношу станцевать или спеть частушку и таким образом заработать необходимый подарок. В Малмыжском уезде подарки собирали аксакалы (главы родов, старейшины, почтенные пожилые мужчины у тюркских народов), которые обходили дома и подвешивали подарки к шесту на плече.

 Среди подарков особое место занимали предметы женского рукоделия, ценились полотенца, вышитые молодушками (яшь килен). Стоимость одного такого полотенца равнялась стоимости барана. Самое лучшее полотенце вешали на вершине шеста, ниже – чуть похуже.

На сабантуй отправлялась вся семья, брали музыкальные инструменты, гармонь была почти в каждой семье, и многие умели играть на ней. Вот как описывает малмыжский  сабантуй автор конца XIX века (Н.П. Штейнфельд): «В середине апреля окрестное население сходится и съезжается в назначенный пункт. Для этого выбирается какая-нибудь богатая деревня. За околицей, близ дороги, расчищается большая поляна, вокруг которой вбиваются колья, и натягивается верёвка – место для борцов.

Состязания наездников и батыров (борьба куреш) – следующий традиционный компонент татарского сабантуя. Н.П. Штейнфельд пишет: «Одновременно с состязанием в силе проводятся бега взапуски и скачки на лошадях. Съехавшаяся отовсюду толпа делится на две группы. Около огороженного круга толпятся мужчины и мальчики. Женщины в ярких платьях с монетами на груди и в больших платках стоят поодаль. В толпе разъезжают наездники, которым предстоит скакать на призы».

Конные скачки – один из самых зрелищных компонентов и самая суть «сабана». Начинались они с того, что наездники под предводительством особых выборных, которые следили за правильностью скачек, уезжали по дороге вёрст за восемь-десять от майдана, чтобы оттуда скакать в толщу сборища. Следом за наездниками идут бегуны, которые отойдя версты на две, взапуски побегут сюда же.

В ожидании их возвращения народ наблюдает соревнование по борьбе куреш (борьба на полотенцах, закидываемых на пояс противника). Курэш обычно начинали мальчики 5-7 лет, реже два старика. Затем поочерёдно боролись мальчики, юноши, мужчины. Каждый, кто положит соперника на лопатки, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не считался побеждённым. Потом все выигравшие боролись за получение титула батыра. Батыр, как и победитель скачек, получал самый ценный приз – живого барана.

  

   Сабантуй. Курэш. Малмыж, 1990. Фото из архива МКУК Малмыжский районный Центр культуры и досуга

 

 

Сабантуй. Малмыж. 1980-е. Фото из архива Малмыжского Краеведческого музея.

 

Н.П. Штейнфельд пишет: «Желающие бороться сидят на корточках, за ними несколько ребят, за ребятами толпа взрослых мужчин, за ними верховые. Внутри круга ставятся стулья и табуреты для почетных гостей. В кругу расхаживало несколько татар с громадными шестами, на которых в виде флагов навязаны яркие полосы ситца, платки и рубахи. На верху шестов красуются бархатные тюбетейки. Всё это – призы для победителей. Флаги развеваются, толпа гудит, в кругу появляется двое борцов, затем ещё двое, ещё и еще. Борцы крепко ухватывают противников за пояса, а затем с напряженными лицами начинают переминаться с ноги на ногу, выжидая удобного момента, чтобы ухватить врага половчее и бросить его на землю. Флажники, размахивая своими шестами, подбадривают борцов… Соблазненные призами, а пуще всего стремящиеся блеснуть силою и ловкостью перед тысячной толпой, борцы напрягают свои мышцы и валят противников… Победитель приветствуется одобрительным говором толпы. Один из флажников подходит к победителю и даёт ему приз, беря который, победитель благодарит, безмолвно прикладывая обе руки к лицу».

Тем временем толпа обращается к дороге, встречая победителей соревнования в беге. Позже встречают победителей конных скачек: «Лошадь тяжело скачет; наездник без милосердия стегает её нагайкой. За ним почти вплотную гонит следующий… К этим всадникам со всех сторон устремляются верховые и с криками провожают их к призовому шесту. Вся кавалькада с гиком врывается в живой коридор… Наездника снимают с лошади, потому что сам он слезать не в силах: скачка без седла во весь опор на дистанцию в десять вёрст что-нибудь да значит!»

 

Конные скачки. Малмыж. Сабантуй-2014

 

Издавна на сабантуях состязались в поднятии тяжестей (камней) – сегодня поднимают гири. Сабантуй в Малмыже и Вятских Полянах включает такие традиционные для этого праздника шуточные состязания как разбивание горшка, бой мешками, армрестлинг, перетягивание каната, бег с коромыслом, бег в мешках, бег с яйцом.


                   

                   Бой мешками, Малмыж, 1990.                         Поиск монеты в катыке. Малмыж, 1990.

Фото из архива МКУК Малмыжский районный Центр культуры и досуга


                                                  

 Сабантуй-2019. Вятские Поляны

 

Заканчивался сабантуй вручением подарков и молодёжными гуляниями. Нарядно одетые девушки и юноши  допоздна пели песни под гармонь, танцевали, водили хороводы.

             

                                  Сабантуй. Выигрыш. Малмыж. 1980-е гг. Фото из архива Малмыжского Краеведческого музея.                  

                                                                           

Вятские  Поляны. Сабантуй-2017

 

Предметы, связанные с объектом: на праздничной поляне сооружаются круг для традиционной борьбы, судейские трибуны, площадка для конных скачек, оборудуются скамейки, шатер для гостей, реквизит для организации состязаний (шесты, полотенца, стол для армреслинга, штанги, гири, козлы с бревнами), подарки для гостей (традиционные татарские тюбетейки), для победителей соревнований, блюда традиционной татарской кухни.

Способы и  формы передачи традиции: организация, проведение и участие населения в празднике. Сабантуй в Малмыже и Вятских Полянах отмечается ежегодно.

История выявления и фиксации: сабантуй в г. Малмыже описан  государственным служащим и этнографом Н.П. Штейнфельдом в 1890-х гг. [8].

О сабантуе в Вятских Полянах помнят старожилы. Интервью с ними зафиксированы в СМИ [2]. 

Современное состояние объекта: традиция сохраняется в осовремененном виде. Аграрные смыслы праздника подчёркиваются в чествовании и награждении работников сельского хозяйства. После торжественного открытия праздника начинается поздравление тружеников земли с окончанием посевных работ.

Часть обрядов утрачены или претерпели изменения, однако присутствуют основные элементы сабантуя: сбор подарков, конные скачки, соревнования в беге, курэш, награждение. В 2015 г. в конных скачках участвовало более 40 лошадей. Некоторые жокеи скакали без седла, что в народных представлениях является показателем высшего мастерства и верности традициям. Без седла скакать особенно сложно, но, по свидетельству тренера Маргариты Довбни, эта традиция жива, и многие наездники умеют скакать без седла. Победивших в забеге лошадей выводят на майдан, где происходят игры и состязания.

Широко распространены шуточные соревнования: бег с ложкой во рту и положенным на неё яйцом, бег с полными вёдрами на коромысле, бег  в мешке, перетягивание каната, лазание на высокий гладкий столб с призом наверху, поиск монеты в плошке с катыком (татарский кисломолочный продукт). Современный сабантуй дополняется и современными видами спорта (устраиваются волейбольные турниры).

            

     

 

 

Сабантуй-2019. Вятские Поляны

Современный праздник включает работу концертной площадки, соревнования певцов, танцоров, организуются хороводы, мастер-классы по ремёслам, на национальных подворьях можно попробовать блюда национальной кухни.

                  

                       Сабантуй-2012. Малмыж                                Сабантуй-2019. Вятские Поляны

 

Сабантуй-2019. Вятские Поляны

 

Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры. Сабантуй в Малмыже организуется администрацией Малмыжского муниципального района, администрацией Малмыжского городского поселения, управлением культуры, молодёжной политики и спорта администрации Малмыжского района, Федеральной национально-культурной автономией татар.

Сабантуй в Вятских Полянах организуется и проводится при участии Регионального духовного управления мусульман Кировской области, Центра народной национальной культуры города Вятские Поляны, Центра татарской культуры Кировской области города Малмыжа, Местной национально-культурной автономии татар Вятскополянского района, Муниципального бюджетного учреждения культуры Центра национальных культур "Этномир".

 В подготовку праздника вносит вклад народный татарский ансамбль "Кояш" и его детская группа "Кояш нурлар", реконструируя традиционные элементы праздника. "Кояш" выполняет почётную миссию сабантуя – сбор подарков,  коллектив подробно воссоздает этот обряд.

 

Источники информации:

1. Агалакова Л. В конце июня в Вятских Полянах пройдет юбилейных, 25-й Сабантуй // Сайт города Вятские Поляны. URL: https://vp43.ru/news/7128

2. Гизатуллина Р.Р. Сабантуй: традиции и современность. // Материалы III региональной научно-практич. очно-заочной конференции студентов и молодежи. Киров, изд-во ВятГГУ, 2013. С. 154-158

3. Сабантуй: праздник национального единства // Татарский мир. Научно-популярное издание. Казань, «Заман», 2019. С. 255-259

4. Татарстан на пороге XXI века. Книга 1. Сабантуй / Под ред И.М. Ахметзянова, Казань, НПО «Медикосервис», 1999. 120 с.

5. Татарская энциклопедия. URL: https://tatarica.org/ru/razdely/rossijskaya-federaciya/kirovskaya-oblast/malmyzhskij-rajon Онлайн - энциклопедия Tatarica

6. Большой сабантуй в Малмыже (ГТРК Вятка). URL: https://vk.com/wall-81242587_1570 (дата обращения: 10.10.2021) 

7. Состязания на Сабантуе. URL: https://tatarstan.ru/data/sabantui/02.htm (дата обращения: 10.10.2021) 

8. Ежегодно малмыжане и гости ждут яркий на события и впечатления день – Сабантуй. // БеZформата. URL: https://kirov.bezformata.com/listnews/sobitiya-i-vpechatleniya-den-sabantuj/756285 (дата обращения: 10.10.2021) 

9. Сохранение и развитие национальных культур в Малмыжском районе Кировской области. URL: https://pandia.ru/text/80/577/82085.php (дата обращения: 10.10.2021) 

10. Штейнфельд Н.П. Малмыжские татары, их быт и современное положение. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1984 г. Вятка, Губернская типография, 1893. С. 228-320

Видео:

1. Большой сабантуй в Малмыже (ГТРК Вятка). URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=малмыж%20сабантуй

2. Малмыж. Кировская область. Сабантуй-2019. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=малмыж%20сабантуй%

3. Сбор подарков для сабантуя. Вятские Поляны. URL: https://vp43.ru/news/32898

4. Сабантуй в Вятских Полянах. 2015 г. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=вятские%20поляны%20сабантуй&path=wizard&parent-reqid=1637


Авторы/составители: О.В. Ходырева, методист КОГАУК «ОДНТ»

Дата публикации: 16.11.2021