Бытование марийского женского костюма в селениях южной части Уржумского района
Вид: знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремёслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определённой территории.
Этническая принадлежность: луговые марийцы уржумско-вятской подгруппы.
Язык: луговомарийский (уржумский говор).
Конфессиональная принадлежность: православие, марийские традиционные верования.
Места бытования: Кировская область, Уржумский р-н (дд. Тюм-Тюм, Б. Рой, Толгозино, Собакино).
Описание. Марийский женский костюмный комплекс, бытующий на юге Уржумского района Кировской области, представлен локальным вариантом костюма «шымакшан-мари» (марийцев с головным убором «шымакш»). Женский костюм уржумских марийцев отличает манера ношения шымакша, называемого здесь «калпак», поэтому данную этнотерриториальную группу обозначают как «виче калпакан (тюрикан) мари» (вятские марийцы с головным убором «калпак»). Калпакан-мари исконно проживают в междуречье Вятки и Уржумки в поселениях, основанных в XV веке, таких как с. Б. Рой, д. Тюм-Тюм, д. Собакино, д. Федоскино (Никитино), а также в Ешпаево, Нусе, Витле.
Выходцы из этих и других деревень данного этнокультурного ареала проживают в г. Уржуме, где продолжают транслировать традиции народного костюма. Женщины среднего и старшего поколения хранят традиционную одежду, головные уборы, украшения, которые они получили от предков, используют их в праздничном костюме. Народный костюм они надевают на все мероприятия национальной направленности: юбилеи деревень, национальные праздники в районах Кировской области и за её пределами. С 2014 года в Уржуме проводится межрегиональный фестиваль марийской культуры «Сай мотор, Уржум», ежегодно в д. Тюм-Тюм проходит праздник «Девятая пятница». Это престольный праздник деревни, на который в прошлые времена съезжалось население всех окрестных марийских деревень. В деревнях Тюм-Тюм, Толгозино, Б. Рой, имеются фольклорные коллективы, применяющие традиционный костюм и его элементы в своих выступлениях. Кроме того, представительницы старшего поколения хранят старинные комплекты в качестве похоронно-ритуальной одежды.
В старину одежда изготавливалась из конопляного полотна. Каждое хозяйство располагало большим огородом и почти в каждой семье сеяли коноплю (кыне). Чем больше дочерей было в семье, тем больше выделялось земли для её выращивания. Как только девушка выходила замуж, в новой семье в первый же год выделялся дополнительный участок для выращивания конопли. Сжатую коноплю очищали, формировали в снопы и замачивали в реке (пруду), сушили в бане, потом колотили деревянными колотушками, чесали. С конца осени и на протяжении всей зимы женщины пряли, ткали. Ткацкий станок имелся практически в каждом доме. Готовое полотно отбеливали в золе (щёлоке), также для отбеливания полотно замачивали и выкладывали на солнце. Грубая ткань использовалась для изготовления пологов, мешков, менее грубая – для производства мужской и детской одежды, самая лучшая домотканина шла на женскую праздничную одежду и калпаки.
Домотканое полотно неширокое, приблизительно 40 см, поэтому одежда составлялась из клиньев. Заготовкой конопли в Уржумском р-не занимались до 1960-х гг. В послевоенные годы полотно ткали из покупных льняных ниток. Вышивка изготавливалась из шерстяных ниток, которые раньше также изготавливали в домашних условиях, окрашивали с помощью натуральных красителей, получаемых из трав, коры, шишек. Позже для вышивки стали использовать покупные нитки.
В комплекс традиционной женской одежды входит туникообразная рубаха, белый холщовый передник (фартук) и халат (лёгкий кафтан).
Марийский костюмный комплекс. Сер. XX в. Уржумский р-н, д. Собакино. Фото из архива Г.Л. Сметаниной
Современное бытование костюма уржумских марийцев. Уржумский р-н, д. Тюм-Тюм. 2023. Фото О.В. Ходыревой
Современное бытование костюма уржумских марийцев. Л.А. Трофимова на празднике Пеледыш пайрем.
Республика Марий Эл, г. Йошкар Ола. 2024. Фото из архива Л.А. Трофимовой
Современное бытование костюма уржумских марийцев. Л.А. Трофимова, А.Л. Лебедева. Фото О.В. Ходыревой. Уржумский р-н, г. Уржум. 2024
Для изготовления рубахи-платья (тувыр) перегибали пополам полотнище, составлявшее перед и спину. В уржумских рубахах нагрудный разрез располагается по центру, украшен широкой вышивкой темно-красного цвета («мель»), вышивка в виде розеток располагается также на плечах («вачембал т?р»), внизу рукавов («шокш мучаш т?р»), по подолу («тувыр айш»).
Передник (ончыласякыме) не должен закрывать подол рубахи. Среди уржумско-вятских марийцев были распространены передники из одной точи холста с двумя боковыми половинками. Старинные передники были белыми, из домотканины. Праздничные передники обшивали красной тесьмой, подол украшали традиционной вышивкой, разноцветной тесьмой. В 1950-60-е гг. в праздничном наряде стали использоваться яркие, присборенные сатиновые фартуки. Эта тенденция сохранилась, но в наши дни, помимо сатина используются современные разноцветные ткани. В области талии и по подолу передники украшены кружевом, лентами, монетами, пуговицами, кисточками и бисером.
Поверх рубахи и передника надевается кафтан (шовыр). Среди мариек Уржумского уезда был распространен туникообразный прямоспинный приталенный кафтан с прямыми полами и 3-4 клиньями в боках. Кафтаны украшены вышивкой у ворота, на спине, концах рукавов и по подолу. По рассказам информантов, в с. Б. Рой стремились к тому, чтобы верхняя часть шовыра плотно прилегала к груди и рукам, миниатюрная верхняя часть туловища считалась эталоном женской красоты.
Рубаха (тувыр). Уржумский р-н, д. Собакино. Вид спереди, вид сзади. Личная коллекция А.Л. Лебедевой. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Женская рубаха. Вырез, вид сзади. Нач. XX века. Уржумский р-н, д. Толгозино. Личная коллекция Л.И. Садовиной. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Вырез женской рубахи. 2 пол. XX века. Уржумский р-н, д. Б. Рой. Фото В.Н. Колотовой 2023
Передник. Нач. XX века. Уржумский р-н, д. Толгозино. Личная коллекция Л.И. Садовиной. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Передник. 2 пол. XX века. Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шовыр. Вид спереди, вид сзади. Нач. XX века. Уржумский р-н, д. Толгозино. Личная коллекция Л.И. Садовиной. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шовыр. Вышивка плеча. Вышивка подола. Нач. XX века. Уржумский р-н, д. Толгозино. Личная коллекция Л.И. Садовиной. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Обязательной частью марийского костюма являются съёмные украшения. В прошлые времена вес полного комплекта украшений достигал 20 кг. Полный комплект шейно-наушных, нагрудных украшений носили девушки и молодые женщины.
Обязательным элементом костюмного комплекса был пояс (?шт?). Пояса ткали на ткацких станках из шерсти и шёлка, расшивали тесьмой, бисером, монетами и раковинами каури. Бытовало несколько видов поясов: шиян ?шт? (пояс с серебром), сесян ?шт? (пояс с бусинами и кистями), ширчан ?шт? (узкий с кистями пояс). Богато украшенные пояса входили в праздничные комплексы.
В обязательный комплекс украшений входит шыркама (шыркама сакыш) – трапециевидная застёжка, снизу закрывающая нагрудный вырез. Старинные застёжки представляли собой кусок кожи, позже – холстины с нашитыми на неё рядами монет, бисера, пуговиц или бусин. Современные украшения этого типа закрепляются с помощью булавки.
В праздничном наряде шыркаму может дополнять аршаш йол, имеющий П-образную форму («с ножками»), от которой отходят ленты завязок. Аршаш йол изготавливают из холста, на который нашивают бисер, ряды монет. По его внешнему краю нашит ряд раковин каури («кишкы вуй» – «голова змеи»). Нижняя часть грудного выреза, под перекладиной аршаша, закрывалась шыркамой. В наши дни, помимо традиционного, используется современный вариант аршаша, который изготовлен в форме сплошного прямоугольника и полностью закрывает грудь. В верхней части на аршаш пришивалась спускавшаяся по спине плетёная тесьма («кресс киль»). Раньше тесьму украшали бусинами, вдевая их в процессе плетения (ткачества), сейчас бусины нашиваются на тесьму.
На шею (при наличии аршаша – поверх него) надевается ожерелье логар б?дыш из бисера и раковин каури. Также в праздничный комплекс входит шейно-наушное украшение (онылас йымал), центральная часть которого свешивается под подбородок. В современном бытовании используются как вновь созданные украшения, так и отреставрированные старинные.
Девушка в праздничных украшениях. Уржумский р-н, д. Толгозино. 1960. Фото: [2, 23]
Шиян ?шт? (пояс с серебром). Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Ширчан ?шт? (узкий с кистями пояс). 2 пол. XX века. Уржумский р-н, д. Б. Рой. Личная коллекция И.А. Устиновой. Фото В.Н. Колотовой 2023
Аршаш йол. Ожерелье (логар б?дыш). Личная коллекция Г.Л. Сметаниной.
Уржумский р-н, д. Собакино. Фото О.В. Ходыревой. Уржум, 2024
Тесьма (кресс киль). Уржумский р-н, д. Толгозино. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шейно-наушное украшение (онылас йымал). Уржумский р-н, д. Собакино.
Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Фото О.В. Ходыревой. Уржум, 2024
Шейно-наушное, шейно-нагрудные украшения (осовремененный вариант аршаша). Уржумский р-н, с. Б. Рой.
Личная коллекция А.А. Александровой. Фото В.Н. Колотовой. 2023
Традиционные шейно-нагрудные украшения. Личная коллекция А.Л. Лебедевой. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Женский головной обор (калпак) уржумско-вятских марийцев по своей форме является разновидностью шымакша. Женщина впервые его надевала на свадьбе, в доме жениха. Шымакш представляет собой длинный прямоугольный кусок холста, его передняя часть (мысик) сшит в виде колпачка («калпак вуй»). Чуть расширяющееся книзу полотно («хвост») шымакша снизу практически полностью заполнено ковровой вышивкой (счётной гладью). По словам большеройской мастерицы Анна Фёдоровны Симоновой, изготавливавшей калпаки до 1990-х гг., орнамент сначала делали из шерстяных ниток на кусочке белой новины («набор»). Узор «наводили» начиная с середины и продевая нитку через определённое количество белых ниток новины. При этом на вышивке не должно быть ни узелков, ни пробелов. Затем к новине пришивали лоскут красного сатина. Края получившейся пластины обделывали тесьмой. Низ красной сатиновой наставки украшали металлическими пластинками круглой формы, цветными пуговицами, бисером, кисточками из бисера и шерстяной ткани. Мысик декорировали современными и старинными, снятыми со старых калпаков, монетами. Копеечные, двухкопеечные монеты, обработанные специальным раствором, приобретали серебристый оттенок [1].
По форме и семантике декора шымакш является выражением образа мирового дерева – жизненного мира человека, охраняемого магическими символами природного и божественного мира. На прямоугольном полотне шымакша вышиты узоры чёрного, коричневого цветов, что символизирует пашню, зелёные линии тесьмы – луга, голубая тесьма является знаком воды. В центре калпак вуй выделяется белый прямоугольник, символизирующий дом, род. На внутренних краях этого прямоугольника вышиты обережные символы: крючки, символические изображения голов лося, барана (рога), женские изображения Шочын-ава (прародительницы, хранительницы домашнего очага).
От шымакшей других этнотерриториальных групп калпак отличается широким мысиком. Своеобразна и местная традиция ношения головного убора, ныне сохраняющаяся только в д. Тюм-Тюм. Мысик калпака закрепляется перпендикулярно надо лбом, так, чтобы украшающие его монеты свешивались вниз. Волосы собирают в два тугих хвоста (кок пунем). Затем каждый из них вплетают в т?ко («рога») – приспособление в виде двух хвостов. Т?ко изготавливали из натуральных волос или из волокон конопли (льна). Вплетённые в т?ко волосы с помощью верёвок поднимали на макушку, связывали и на эту причёску надевали калпак.
Старинный т?ко сложен в использовании, а также предполагает наличие длинных волос, поэтому в настоящее время в д. Тюм-Тюм бытует упрощённая технология закрепления калпака. В качестве т?ко используется мягкий каркас длиной приблизительно 30 см, диаметром 5-6 см. Он изготовлен из плотно скатанных волокон конопли (льна) и обмотан верёвкой, концы которой используются в качестве завязок для закрепления причёски. На короткие волосы закрепляется точно такой же мягкий каркас с уже связанными концами. Также в наши дни для закрепления калпака на голове используется головной платок, скрученный в трубочку.
Калпак принято носить с головных платком (с?лык), хотя допускается и его применение без платка. Старинные платки (шовыч) изготовлены из белого холста, украшены счётной вышивкой, красной нитью, тесьмой, бахромой, принизками из бисера и монет по краям. Платок завязывают спереди, так, чтобы сзади из-под него был заметен богато украшенный край полотна шымакша. В первой половине XX века в обиход начали входить набивные ситцевые платки. В довоенное время в марийских деревнях работали мастера, наносившие набойку на платки из покупных тканей. Праздничный кириман с?лык (платок с белым узором на красной ткани) постепенно заменил традиционные платки из домотканины. Платки из покупных тканей, как однотонные, так и с набойкой, украшали круглыми металлическими пластинами, бусинами, разноцветными пуговицами и тесьмой. Также в это время начинают использоваться платки с кистями фабричного производства (с?сян с?лык).
Девушки под платок надевали украшенную монетами налобную повязку ?п понго (в Тюм-Тюм – ?п омо). Для данного этнокультурного ареала характерно ношение ?п понго наискосок.
Старинным видом обуви являются лапти (ендал) традиционного марийского плетения с тупым личиком в 3-4 лычки. Их надевали на белые холщовые онучи (ыштыр). Поверх надевали нарядные суконные онучи чёрного цвета (сим-ыштыр), онучи привязывались на середине голени верёвкой так же, как лапти – крест-накрест. По краям сим-ыштыр украшены вышивкой, тесьмой и монетами. В XX веке большое распространение получили калоши. В наши дни старинная обувь не используется. Костюм надевается с туфлями преимущественно чёрного цвета, черными колготками и белыми носками.
А.Л. Никитина. 1972. Уржумский р-н, д. Никитино. 1972. Фото из личной коллекции А.Л. Лебедевой. Уржумский р-н, г. Уржум
Е. И. Никитина. Уржумский р-н, д. Никитино. 1950-е гг. Фото из личной коллекции А.Л. Лебедевой. Уржумский р-н, г. Уржум
Шымакш (калпак). Лицева, изнаточная сторона. Фрагмент вышивки. Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шымакш (калпак). Лицевая, изнаточная сторона. Верхняя часть (фрагмент декора).
Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Закрепление калпака. Т?ко. Уржумский р-н, д. Тюм-Тюм. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Закрепление калпака. Т?ко. Уржумский р-н, д. Тюм-Тюм. Фото В.Н. Колотовой. 2023
Платок (кириман с?лык, пранский с?лык). Личная коллекция Г.Л. Сметаниной. Уржумский р-н, г. Уржум. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Предметы, связанные с объектом. Предметы традиционного костюма, пояса, украшения, головные уборы (калпак, платки), обувь.
Техники/Технологии, связанные с объектом. Технологии ношения (надевания) предметов костюмных комплексов (головных уборов, поясов, украшений, обуви); раскрой и шитьё предметов одежды, вышивка, изготовление украшений.
Способы формы передачи традиции. Костюм хранится у местного населения. Представительницы старшего поколения, участницы фольклорных коллективов надевают костюм по праздникам, используют в концертной деятельности.
Сведения о носителях нематериального этнокультурного достояния. Симонова Анфиса Ивановна (род. в д. Марьял Малмыжского р-на, с 1945 г. проживает в д. Танабаево Уржумского р-на, Устинова Ираида Алексеевна (1954 г.р., д. Б. Рой), Александрова Анастасия Анатольевна (1958 г.р., д. Б. Рой), Васильева Зоя Александровна (1947 г.р., д. Б. Рой), Еноктаева Зоя Николаевна (1963 г.р., д. Б. Рой), Тимофеева Валентина Петровна (1960 г.р., д. Б. Рой); Еноктаева Анна Николаевна (1960 г.р., д. Тюм-Тюм), Тимофеева Роза Николаевна (1956 г.р., д. Тюм-Тюм), Еноктаева Лидия Михайловна (1959 г.р., д. Тюм-Тюм), Бушкова Ирина Леонидовна (1976 г.р., д. Тюм-Тюм) Тимофеева Раиса Григорьевна (1955 г.р., д. Тюм-Тюм), Галина Леонидовна Сметанина (1965 г.р., д. Собакино, проживает в г. Уржум), Анастасия Леонидовна Лебедева (1954 г.р., д. Никитино, д. Собакино, г. Уржум), Лидия Ивановна Садовина (1958 г.р., д. Толгозино), Лидия Анатольевна Трофимова (1961 г.р., д. Акмазики, с. Шурма), Клавдия Михайловна Скулкина (1956 г.р., д. Толгозино), Тамара Павловна Мосолова (1963 г.р., д. Толгозино), Лидия Анатольевна Трофимова (1961 г.р., Акмазики, Танабаево, Ешпаево).
Сведения о хранителях нематериального этнокультурного достояния. МКУК «Уржумская центральная библиотека», МКУК «Большеройский Сельский Дом Культуры», Уржумский р-н, с. Б. Рой; Тюм-тюмский СДК, Уржумский р-н, д. Тюм-Тюм; Толгозинский сельский клуб, Уржумский р-н, д. Толгозино.
История выявления и фиксации. Традиция бытования женских костюмных комплексов марийцев Уржумского района Кировской области описана по материалам экспедиций специалистов сектора методической деятельности отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ» О.В. Ходыревой, В.Н. Колотовой (2023-2024 гг.).
Источники информации:
Архивы (личные коллекции предметов костюмного комплекса, личные фотоархивы): Л.И. Садовиной (д. Толгозино), Л.М. Еноктаевой (д. Тюм-Тюм, ), Г.Л. Сметаниной (г. Уржум), А.Л. Лебедевой (г. Уржум), Л.А. Трофимовой (с. Шурма), И.А. Устиновой (с. Б. Рой).
Библиография:
1. Ветлужских В. Кировская искра. 1989. 26 июля.
2. Меджитова Э. Марийское народное искусство. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола. 1985. 268 с.
3. Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. 112 с.
Современное состояние объекта. В современных условиях национальный костюм комплектуется по-разному: используются старинные комплексы, изготовленные в первой половине XX века и передающиеся из поколения в поколение; комплекты, вошедшие в моду во второй половине XX века как без калапака (с головным платком), так и с калпаком, традиционный съёмный пояс нередко заменяется декором пояса фартука. Риск утраты традиции связан с заменой традиционных форм бытования костюмного комплекса осовремененными, стилизованными сценическими костюмами, а также сокращением коренного населения (носителей традиции) марийских поселений Уржумского р-на.
Авторы/составители: О.В. Ходырева, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «Областной Дом народного творчества, г. Киров
Видео:
Бытование марийского женского костюма в селениях южной части Уржумского района (д. Тюм Тюм). Автор: О.В. Ходырева. КОГАУК "ОДНТ", 2024. URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1VByD0l_22V5GOeNy7Bn9gvus4xK_5AmV%2Fview%3Fusp%3Dsharing