Бытование традиционного женского костюма косинских удмуртов в деревнях Сибирь и Астрахань Унинского района
Вид: знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремёслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определённой территории.
Этническая принадлежность: северные (нижнечепецкие) удмурты (ватка), этнотерриториальная подгруппа косинских удмуртов
Язык: северное наречие удмуртского языка, косинский говор.
Конфессиональная принадлежность: православие.
Места бытования: Кировская обл., Унинский р-н, д.д. Сибирь, Астрахань.
Описание. Женский костюм удмуртов, исконно проживающих в деревнях восточных районов Кировской области (Унинском, Фалёнском, Богородском, Зуевском), является локальным вариантом североудмуртского костюмного комплекса (дуськыт). Производство национальной одежды было прекращено ещё в 1930-е годы, но в деревнях Сибирь и Астрахань Унинского района его бытование продолжается. В настоящее время старинные костюмные комплексы хранятся как семейная реликвия, а также используются как идентификационный маркер в контексте местной праздничной культуры, в деятельности учреждений культуры, направленной на сохранение и популяризацию традиции.
Косинские удмурты, поселения которых находятся в бассейне р. Косы, относятся к группе северных нижнечепецких (улланьёс) удмуртов ватка. Данная этнотерриториальная группа сформировалась в результате миграционных процессов, происходивших под влиянием заселения средней Вятки русскими. Проживавшие на берегу Вятки удмурты переселились на нижнюю Чепцу. Часть из них, поднявшись по Чепце, доплыла до Косы. Первое упоминание об удмуртских поселениях на берегах Косы относится к 1646-1648 годам – это починки Слудка, Городище, Поле, Ухтым и др. Дойдя до истоков Косы, одна из ветвей обосновалась в деревнях Сибирь (удм. – Печкезь), Астрахань (удм. – Астаркан), Чугай (удм. – Пичи Печкезь). Расположенные ныне на севере Унинского района Кировской области, ранее эти деревни входили в состав Елганской волости Глазовского уезда Вятской губернии. Косинские ватка проживали в отдалении от основной массы удмуртов, что способствовало становлению самобытной традиции и сохранению наиболее архаичного варианта североудмуртского костюма.
С середины XX века работа по сохранению местной удмуртской культуры была организована в д. Сибирь. Её результатом стало создание этнографического музея, деятельность которого была направлена на репрезентацию «живой» культуры. Аутентичные костюмы использовали участницы фольклорного ансамбля «Купанча», сегодня эту деятельность в д. Астрахань продолжает фольклорный ансамбль «Зангари». Национальные костюмы местное население надевает на Дни деревни. С 2012 по 2018 г. на границе деревень Астрахань и Сибирь проходил праздник национальных культур «Межа», ещё в советские времена заменивший традиционный удмуртский Гербер. С 2021 г. в пгт. Уни ежегодно проводится праздник национальных культур «Гожня Уни тож». Удмурты, как представители коренной национальности, встречают гостей и участвуют в празднике в национальных костюмах. Кроме того, в Астрахани и Сибири до последнего времени удмуртские свадьбы проходили с использованием традиционного свадебного костюма. Невесты их надевают его второй день торжества.
Косинские удмурты. Вятская губ., Глазовский уезд, д. Караул. 1913. Фото из открытых источников
Косинские удмурты. Вятская губ., Глазовский уезд, д. Караул. 1913. Фото из открытых источников
Фольклорный ансамбль «Купанча». Унинский р-н, д. Сибирь. Фото Л.В. Пятаковой. 2016 г.
Межрайонный праздник национальных культур «Гожня Уни тож». Встреча гостей. Унинский р-н, пгт. Уни. 2024. Фото О.В. Ходыревой
Фрагмент свадебного действа. Унинский р-н, д. Астрахань. 2022. Фото предоставлено Л.В. Пятаковой
Традиционную одежду изготавливали из льняной ткани. Косинские удмурты возделывали высококачественное льноволокно, ткачество белого холста к концу XIX века здесь достигло высокого мастерства. С наступлением весеннего тепла холст отбеливали: сначала замачивали в щелоке, а затем стелили на траву. Под воздействием солнечных лучей происходило его отбеливание.
Основу северо-удмуртского костюма составляет рубаха-платье (дэрем). Девичьи и женские рубахи имеют одинаковый покрой. Их шили из центрального полотнища, перекинутого спереди на спину, без швов на плечах, с прямыми боковыми полотнищами и прямыми (без клиньев) рукавами. Небольшие ластовицы имели квадратную форму. Щелевидный нагрудный разрез располагается справа. В девичьих рубахах шейный вырез и нагрудный разрез обшит красной тканью и украшен орнаментом в форме перевёрнутого треугольника из красной ткани и мелкой вышивки.
Повседневные женские и девичьи рубахи в верхней части рукава декорировались вышитой фигурой пелё (колтырмач). Девичья одежда была скромней, на девичьих рубахах вышивка миниатюрней. Пелё (колтырмач) представляет собой вытянутый шестиугольник, окруженный восемью небольшими фигурами.
Рубаха девичья. Унинский р-н, д. Сибирь. Вид спереди, вид сзади. Сибирский этнографический музей. Фото Л.В. Пятаковой. 2024
Рубаха девичья. Унинский р-н, д. Сибирь. Оформление нагрудного разреза. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой
Вышивка колтырмач. Фрагмент рукава девичьей рубахи. Унинский р-н, д. Сибирь.
Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой
Вышивка колтырмач. Фрагмент рукава женской рубахи.. Унинский р-н, д. Сибирь.
Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой
Рукав женской рубахи пелё (колтырмач). Фрагмент. Унинский р-н, д. Сибирь.
Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой
Женская рубаха гордэн («с красным») является частью праздничных комплектов зӧк дуськыт, кӧтуло дуськыт, котрак тачкиё сирсо дуськыт. Рубаха гордэн имеет широкую продольную полосу рельефной пышной вышивки на рукаве, выполненной красным шелком. Варианты этой вышивки сводятся к общей схеме: пять продольных рядов чередующихся крупных и мелких ромбических или овальных плотных фигур. Независимо от типа вышивки, на рубахи нашивали продольные красные шелковые ленты и вышивали тонкие зелёные полоски, фактурой напоминающие косичку (колос).
Женская рубаха гордэн. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Женская рубаха гордэн. Рукав, вышивка: лицевая сторона, изнаночная сторона. Фрагмент. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
В отличие от девичьей, нагрудный разрез женской рубахи не был украшен, его закрывали вышитым нагрудником кабачи, который привязывают к вырезу специальными шнурками. Кабачи нижнечепецких удмуртов богато украшены шёлковой или льняной вышивкой, зачастую полностью отсутствуют просветы холста. Повседневные нагрудники вышивали в технике «набор», а праздничные – «косой стежок». Преобладает красный цвет, но для оживления цвета композиции добавлялись зеленый, синий, черный. В конце ХIХ века на смену вышитым кабачи пришли аппликативные, сшитые из кусочков разноцветных тканей в сочетании с вышивкой.
А) Б)
Кабачи. Унинский р-н, д. Сибирь. А) Сибирский этнографический музей.
Б) Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
На рубаху надевается распашной кафтан (халат) шортдэрем, покрой которого близок покрою рубахи. Центральное полотнище разрезали спереди по всей длине. К шейному вырезу и верхним краям пол пришит отложной воротник. В верхней части ложных откидных рукавов делали разрезы для рук и обшивали эти отверстия красной тканью.
В покрое халатов из девичьих, повседневных, праздничных женских комплектов присутствуют различия в покрое и оформлении ворота. В девичьих и повседневных женских халатах полы, скрепленные на груди завязками, около шеи отгибаются. Будучи соединёнными швом с прямоугольным воротником, они образуют на груди небольшие треугольные отвороты. Эти отвороты декорировали при помощи того же приёма, что и весь халат – мелкими красными ткаными полосками, мелкой вышивкой красной или зелёной нитью, мережкой «бинямо» («обмотанный»).
Девичий шортдэрем. Вид спереди, вид сзади. Унинский р-н, д. Сибирь.
Сибирский этнографический музей. Фото Л.В. Пятаковой. 2024
Женский повседневный шортдэрем. Вид спереди, вид сзади (фрагмент). Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
В женских праздничных халатах полы на уровне груди надрезали перпендикулярно краю. Ниже надреза, примерно на 20 см, их сшивали, халат надевали через голову. Выше надреза отгибали таким образом, что образовывались прямоугольные отвороты, верхний край которых был соединён швом с покрывающим верхнюю часть спины отложным воротником. Эти отвороты обшивали и наращивали: с лицевой стороны – красными шелковыми лентами, с изнаночной – белым холстом. К нижнему краю отворотов пришивали в ряд нанизанные на проволочки бусины, пуговицы или раковины каури. Кроме того, отвороты украшали широкой полосой вышивки, выполненной швом «косая стёжка» с черным контуром.
Праздничные комплекты классифицируются в зависимости от декора элементов традиционной одежды: 1) характера расположения лент на халате, дающий название всему комплекту и определяющих его функцию; 2) основного мотива вышивки на халате вдоль красных лент; 3) мотива вышивки на боковых отворотах нагрудного выреза халата; 4) нагрудника (кабачи); 5) вышивки на рукавах и подоле рубахи.
Исходя из этого выделяется свадебный комплект зӧк дуськыт, в котором используется зӧк кумач понэм шортдэрем («халат, обложенный большим количеством кумача»), декорированный тринадцатью (иногда двенадцатью) продольно нашитыми лентами. Ленты покрывают спинку от шейного разреза до подола, поэтому отложной воротник отсутствует. Вдоль всех красных лент (кроме украшающих нагрудные отвороты) вплотную к ним вышиты выпуклые зелёные полосы шириной 1 см. Нить простёгивает ткань только по краям полосы мелкими стежками, а поверх ткани образованы переплетения нити, фактурой напоминающие косичку (колос). Рубаха гордэн в этом комплекте отличается вышивкой по подолу. Это мелкий растительный геометризированный орнамент, вышитый красным шёлком наборным швом с вкраплениями зелёного, жёлтого или синего цветов. Элементом зӧк дуськыт был нагрудник с одной или несколькими восьмилучевыми розетками толзё пужы («лунный узор»).
Шортдэрем из свадебного комплекта (зӧк кумач понэмшортдэрем). Вид спереди, вид сзади.
Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шортдэрем из свадебного комплекта (зӧк кумач понэм шортдэрем). Грудная часть. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Вышивка нагрудных отворотов свадебного халата. Личная коллекция Л.С. Золотарёвой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Свадебный кабачи. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
На втором месте по обилию декора находится праздничный комплект кӧтуло дуськыт. До низа живота (места подпоясывания передника) одежда расшита лентами. Халаты этого комплекта обозначались как кӧтуло кумач понэм шортдэрем («расшитый лентами до низа живота»). По краям подола, четырёхугольного отложного воротника, боковых отворотов нагрудного выреза и обеих пол на всём протяжении они украшены шёлковыми лентами. Как и в зӧк дуськыт, полы халата кӧтуло дуськыт ниже прямоугольного нагрудного выреза, в который проглядывал кабачи. Прилегающие к этому участку просветы холста между красными лентами закрывали аппликацией из небольших прямоугольных контрастных по цвету лоскутов тёмного бархата и ярких светлых тканей. Всё это дополнительно украшали крупными белыми пуговицами, раковинами каури и позументом. Так создавалось декоративное пятно, выстроенное в виде вертикальной полосы, из вышивки нагрудника и нагрудных отворотов халата.
Подолы рубах из комплекта кӧтуло дуськыт, халаты вдоль красных лент (кроме нагрудных отворотов) украшены орнаментальным мотивом ӵӧж бурд («крылья утки») и его производными: ӵӧж бурд вылын така сюр лэсьтэмин (рога барана на крыльях утки), вылаз-вылаз ӵӧж бурд (одно над другим крыло утки) и др. Также распространён мотив вышивки зарни пужы («узор золото»).
Шортдэрем из кӧтуло дуськыт. Фрагмент. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Вышивка свадебного (праздничного) наряда. Нагрудные отвороты. Крайние ряды: ӵӧж бурд вылын така сюр лэсьтэмин («рога барана на крыльях утки»), средний ряд: зарни пужы («узор золото»). Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Вышивка праздничного (свадебного) наряда: вылаз-вылаз ӵӧж бурд («одно над другим крыло утки»). Подол и полы шортдэрем. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Мотивы орнамента одежды из комплекта кӧтуло дуськыт используются и в прочих праздничных комплектах, чёткая взаимосвязь декора предметов одежды отсутствовала:
- котрак тачкиё сирсо дуськыт («одежда расшитая лентами вкруговую»), в котором надевали рубаху гордэн;
- кускын ӵож («до пояса вместе»), в котором полы халата до пояса симметрично обшиты красной лентой; комплект с рубахой пелё;
- керцконэн ӵож («до завязок вместе») включал халат, декорированный красными лентами до завязок, которые соединяют полы ниже нагрудных отворотов, рубаху пелё.
Шортдэрем комплекта котрак тачкиё сирсо дуськыт («одежда расшитая лентами вкруговую»). Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шортдэрем комплекта котрак тачкиё сирсо дуськыт («одежда расшитая лентами вкруговую»). Оформление воротника с вышивкой вылаз-вылаз ӵӧж бурд. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Шортдэрем комплекта кускын ӵож («до пояса вместе»). Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей.
Фото О.В. Ходыревой. 2024
Отличительной чертой женского и девичьего костюма косинских удмуртов является манера ношения одежды с большим напуском и подпоясыванием на бедрах. Рубаха подпоясывается ярким тканым поясом. В прошлом при помощи петли, прошитой нитками, слева надевали поясную подвеску ё (ремень), сплетенную из цветных нитей на дощечках. Подвески украшали пышными цветными кистями или связками бомбошек на концах. Они не были заметны под халатом, но крупные яркие кисти свисали ниже подола. Также к нижнему поясу привешивали небольшую холщевую сумочку (дурсы) и иглодержатель из гусиной кости (вень нуллон). Спереди подвязывалась передняя подвеска, которая изначально изготавливалась из холста, а в дальнейшем из шерстяного, шелкового или хлопчатобумажного куска ткани. В наши дни используются разнообразные платки.
Спереди к бёдрам подвязывается азькышет (айшет, ашшет) – прямоугольный передник без грудки, сшитый из белого льняного холста. Поздние образцы изготовлены из фабричной красной, синей или зелёной ткани, лент и тесьмы. Завязки пришиты с верхней, а не с боковой стороны угла полотенца. Передники украшают вытканные красные полоски, кружевные оборки, вышивка, тесемки. Узорные завязки передников ткались или плелись на специальных дощечках, украшались кисточками из кусочков ткани. У правого бока за пояс и завязки передника зацепляли подвеску ӵушкон (полотенце) из небольшого отреза белого холста с красными ткаными полосками.
В наши дни используют яркие шёлковые одноцветные фабричные платки. В современном бытовании чёткое следование функционалу типов костюмных комплексов нарушено. Используются предметы одежды, сохранившиеся у местного населения. Чаще всего это одежда свадебного комплекта (зӧк дуськыт), как со свадебным кабачи, так и праздничным.
Поясная подвеска ё. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Сумочка дурсы, иглодержатель вень нуллон. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Передник азькышет. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Девичьим головным убором служила холщовая шапочка (такъя), обшитая кумачом и монетами. В 30-40-е годы ХХ века она вышла из употребления. У косинских удмуртов девушки заплетали косу, к которой прикреплялась шумящая подвеска из цветного металла, проволоки и серебряных монет.
Женский головной убор девушка впервые надевала на свадьбе. У косинцев перед этим было принято собирать волосы невесты на макушке в пучок (йыр ком). При этом оставляли небольшую прядь волос, которую затем выпускали на лоб из-под обшитого красной нитью сгиба нижнего платка. Оставленные волосы разделяли на 5, 7, 9, 11 или 13 мельчайших прядок. Каждую закручивали вокруг своей оси и спиралевидно наматывали на красную нить: сначала – центральную, а потом поочередно все боковые прядки. Они располагались симметрично и расходились из центра лучами. Нить, пересекавшую лоб, завязывали на затылке, концы нити обматывали вокруг пучка йыр ком и всё это прятали под платками. В будни волосы убирали под платок, но на лоб повязывали красную нить.
Голову покрывали небольшим белым холщевым квадратным платочком (пичи кышет), который завязывали на затылке (ширину стороны платка определяла ширина холста). При изготовлении платок сгибали по диагонали и ту часть сгиба, которая должна была находиться надо лбом, обшивали красной нитью через край. Поверх йыр кышет повязывали полотенчатый головной убор весяк кышет. Концы весяк кышет украшают традиционные мотивы орнамента: крупные треугольные фигуры, вышитые двусторонней гладью, и возвышающиеся над ними мелкие геометризированные фигурки растительного орнамента, выполненные «росписью» (старинный вид вышивки, в которой в первую очередь выполняют контур мотива, двусторонним швом, а затем выбранным способом заполняют фон). Как правило, весяк кышет завязывали на затылке, его вышитые двусторонней счётной гладью концы свободно лежали на спине и плечах. В современном бытовании используется головное полотенце, но чаще – платок.
В праздничный наряд женщины входило большое количество украшений. Это бусы (весь), между бусинками приделывались серебряные монеты и «змеиные головки» (раковины каури). Через плечо и пояс надевалась связка бус куссильвесь. Справа, ниже пояса, к бусам прикреплялась шумящая подвеска из серебряных монет и цветной проволоки (жынтыро кочо), подобной подвеской девушки украшали косу. По праздникам надевали большие серебряные серьги (зӧк угы), на уши подвешивали серебряные цепочки угы кал. Цепочки около ушей украшали разноцветными нитками, пуговками гусиным пухом (быгы). На левую руку надевали красные бусы и металлические браслеты с разноцветными глазками.
В старину повседневной одеждой были лыковые лапти (кут), которые имеют неглубокие узкие заострённые носы, верхняя часть (личико) выполнена прямым плетением, тогда как весь лапоть – косым плетением. В отличие от русских, в удмуртской традиции разделение лаптей на правый и левый отсутствует. На ногу, под лапоть, надевали бинялтон (портянки), чуглэс (чулки) из толстого белого холста, украшенные в верхней части вышивкой или тканьем, край чулок оторачивался полоской кумача. Поверх портянок и шерстяных чулок надевали мэрчан чуглэс (наголенники) – узорные чулки, которые закреплялись с помощью кут гозы – красно-черных обор (подвязок), сплетённых на дощечках. На пятке лапти крепились с помощью зелёной шерстяной ткани (серчим), а в середине ступни верёвками (пелес). В XX веке вместо лаптей стали носить сапоги, кожаные полуботинки фабричного изготовления (коти). Сегодня используется современная обувь с традиционными наголенниками.
Такъя. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2022
Головное полотенце (весяк кышет). Унинский р-н, д. Сибирь.Сибирский этнографический музей. Фото Л.В. Пятаковой
Костюмный комплекс косинских удмуртов. Комплект украшений.
Вятская губерния, Глазовский уезд, д. Караул. 1913 г. Фото из открытых источников
Серьги, подвеска для косы, браслет. Унинский р-н, д. Сибирь. Сибирский этнографический музей. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Бусы. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Наголенники. Унинский р-н, д. Сибирь. Личная коллекция Л.В. Пятаковой. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Предметы, связанные с объектом. Предметы традиционного костюма: рубаха (дэрем), нагрудник (кабачи), кафтан (шортдэрем), фартук (азькышет, айшет, ашшет), самотканые пояса и поясные подвески, бусы (весь), перевязь (куссильвесь), наушные украшения (зӧк угы, угы кал).
Техники/Технологии, связанные с объектом. Техника бранного, узорного ткачества, раскрой и шитьё предметов одежды. Техники вышивки по белому холсту: подол, отворот шортдэрема, нагрудник сначала вышивали шёлковыми чёрными нитками, делая контур узоров, а потом косой стёжкой заполняли узоры красными и разноцветными нитками. Виды нарукавной вышивки: на предплечье – поперечная (пелё, колтырмач) и по длине рукава – продольная с ромбическим рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. Типы используемых в вышивке швов: счетная гладь, косая стёжка, набор. Прядение и техника вязания из овечьей шерсти. Традиционные технологии комплектования (техника надевания с напуском) костюмного комплекса.
Способы, формы передачи традиции. Костюмному комплексу косинских удмуртов посвящена экспозиция Сибирского этнографического музея (Унинский р-н, д. Сибирь), проводятся экскурсии. Обязательной частью программ национальных районных, областных праздников и мероприятий Центра национальных культур МБУК «Центр культуры и досуга» (Кировская область, пгт. Уни) является живая демонстрация традиционного костюмного комплекса косинских удмуртов.
История выявления и фиксации. Полевые исследования этнографа, к.и.н., доцента Удмуртского государственного университета И.А. Косаревой (г. Ижевск) в дд. Баженово, Дунай Фаленского р-на, Астрахань, Сибирь Унинского р-на, Березник Зуевского района (1984, 1985, 1989 гг.) [3]. Изучению женского костюмного комплекса косинских удмуртов способствовала работа по формированию его коллекции учителем Сибирской неполной средней школы Марией Артемьевной Золотарёвой (1923-2006). Данное собрание стало основой экспозиции Сибирского этнографического музея, открытого в 1989 году в д. Сибирь Унинского района.
Данные об особенностях современного бытования костюмного комплекса косинских удмуртов в Унинском районе, а также визуальный материал собран в ходе экспедиции Кировского областного государственного автономного учреждения культуры «Областной Дом народного творчества» (2024 г.).
Источники информации:
Библиография
1. Золотарёва М.А. Удмурты Унинского района: монография. Сибирь. 1989. 10 с.
2. Климов К.М. Женская одежда удмуртов Кировской области конца XIX – начала XX в. // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. Ижевск, 1980. С. 23-34
3. Косарева И.А. Традиционная женская одежда косинских удмуртов // Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX – начале XX в.: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 23-64
4. Косарева И.А. Традиционная вышивка косинских и слободских удмуртов как исторический источник. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711629826&tld=ru&lang=ru&name=34_42.pdf&text=косарева%20традиционная%20вышивка%20косинских
5. Лебедева, С. Х. Удмуртская народная одежда; пер. на удмурт. яз. Л. Д. Айтуганова, Д. Четвертных. Ижевск: Удмуртия, 2008. 204, [3] с.
6. Праздничная и бытовая культура удмуртов Унинского района Кировской области: сб. материалов по итогам этнограф. экспедиции 2016 года. Киров, Областной Дом народного творчества, 2017. 32 с.
7. Трушкова И.Ю. Удмуртские КК. // История и культура Вятского края. Т.2. Традиционные костюмные комплексы Вятского края (проблемы формирования, взаимовлияния и современного состояния) / науч. ред. И.Ю. Трушкова. М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2005. С. 360-372
Современное состояние объекта. Бытование старинного костюма в контексте культурно-просветительских мероприятий, сельских праздников, национальных праздников районного, областного и межрегионального значения. Риск утраты традиционной практики связан с сокращением численности женского населения, интересующегося культурой малой родины, распространением и вхождением в употребление стилизованного костюма.
Авторы/составители: О.В. Ходырева, кандидат культурологии, методист отдела развития народной культуры КОГАУК «Областной Дом народного творчества», г. Киров