Традиционные технологии изготовления вятского костюма «парочки»
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: г. Киров
Описание. Во второй половине XIX века в женской одежде появляется новый комплекс. Он состоит из юбки и кофты, в северорусских губерниях такой костюм называли «парочкой». К рубежу XIX-XX веков он стал самым распространённым видом одежды среди женщин провинциальных городов, а к началу XX века «парочка» вошла в моду и среди деревенских девушек. В деревнях его шили приходившие из города портнихи. Костюм «парочка» бытовал до 1950-х гг.
Комплекс создавал характерный для народной традиции многослойный образ. Юбка повторяла крой русского сарафана, в котором складки, придавая дополнительный объём фигуре, располагались сзади. Юбку, как и традиционный сарафан, носили с нижней юбкой. Кофта трапециевидной формы, талия в крое кофты не выделялась, но в городском стиле её ношения талию подчёркивали поясом или зажимами. Кофты изготавливали с закрытой горловиной, воротом «стойкой», втачным рукавом или типа «огурец».
Являясь достаточно поздним явлением, изготовление «парочек» даёт мастерицам возможность проявить фантазию и мастерство. Кофты были чуть расклешены книзу за счёт клиньев. В декорировании кофты использовали манжеты, строчки, складки. На спине в ряде случаев располагалась баска. В качестве украшений нашивали ленты, тесьму, кружево, бисер [2, 202]. По подолу юбки делали защипы. Образовавшиеся в результате этого складки придавали юбке дополнительную пышность.
Как и во многих центральных и северорусских губерниях, кофта и юбка на Вятке изготавливались из одинаковой ткани. Парочки шили из домотканой пестряди, т.к. изготовление этой ткани было распространённым в вятских деревнях промыслом. Одновременно с этим широко использовались покупные ткани. Праздничные парочки шились из тафты. Мастером народных промыслов Кировской области Т.И. Веприковой был изготовлен комплект по мотивам «парочки», хранящейся в Белохолуницком краеведческом музее.
Костюм «парочка» праздничная. Тафта. Мастер Т.И. Веприкова. Фото А.Ю. Пичугиной. 2021 г.
В некоторых случаях парочка дополнялась головным убором – чехлушкой. В Верхошижемском р-не молодая женщина надевала чехлушку на следующий день после свадьбы. Женщина заплетала волосы и закрывала чехлушкой затылочную часть, после чего голову накрывала нарядным шёлковым платком. В таком костюме молодая женщина приезжала на второй день свадьбы.
Костюм, изготовленный выпускницей студии «Матаня» Галиной Михайловной Стрелковой изготовлен из пестряди по мотивам вятской парочки из коллекции Кировского областного краеведческого музея. Кофта имеет прямоугольный вырез, украшенный отделочной строчкой. Ещё одна работа Галины Михайловны представляет собой интерпретацию костюма, находящегося в Куменском районном Краеведческом музее. В своих работах мастерица активно использует защипы, придающие изделиям воздушност
Вид спереди Вид сзади
Вятская парочка. По мотивам костюма, хранящегося в Кировском областном краеведческом музее.
Х/б ткани, традиционное шитьё, ручная стежка. Автор Г.М. Стрелкова
Вид спереди Вид сзади
Вятская парочка. По мотивам костюма, хранящегося в Куменском районном Краеведческом музее.
Х/б ткани, традиционное шитьё, ручная стежка. Автор Г.М. Стрелкова. 2021 г.
Предметы, связанные с объектом: аутентичные костюмы, хранящиеся в музеях.
Швейные принадлежности, ткани (хлопок, шёлк, тафта), наиболее точно отражающие особенности аутентичных костюмов. Однако используются и синтетические ткани (вискоза).
Образцы аутентичных костюмов
Вид спереди Вид сзади
Комплект парочка. Нач. XX в. Белохолуницкий р-н, п. Дубровка. Музей МБУК Белохолуницкий Дом культуры филиал Дубровский Дом культуры. Фото Л.И. Шигориной
Кофта-казачок из комплекта парочка Кофта из комплекта парочка
Нач. XX в. Подосиновский р-н. Фото Т.И. Веприковой
Кофта из комплекта парочка. Подосиновский р-н, с. Шолга. Нач. XX в. Фото Т.И. Веприковой
Комплект парочка. Нач. XX в. МКУК «Верхошижемский районный краеведческий музей им. А. Зайцева».
Фото Т.И. Веприковой
Кофта из комплекта парочка. Нач. XX в. МКУК «Верхошижемский районный краеведческий музей им. А. Зайцева». Фото Т.И. Веприковой
Техники/Технологии, связанные с объектом. Участники студии женских рукоделий «Матаня» под руководством Т.И. Веприковой изготавливают костюмы по аутентичным образцам, а также несколько видоизменяя их, применяя творческое варьирование.
Схема парочки, хранящейся в Кировском областном краеведческом музее. Рис. Т.И. Веприковой
Швы выполняются на оверлоке, что практически не противоречит традиционной технологии – ко времени появления «парочки» на Вятке уже начали применять швейную машинку. Кроме того, началось усложнение кроя, в крое начинают использовать круглые детали, подобие вытачек, защипы. Для украшения используются как рукодельные, так и покупные кружева.
Схема парочки, хранящейся в Куменском районном Краеведческом музее. Защипы на подоле.
Рис. Т.И. Веприковой
Вид спереди Вид сзади
Схема юбки из комплекта парочка, хранящейся в Куменском районном Краеведческом музее.
Рис. Т.И. Веприковой
Схема кофты-казачок, хранящейся в Кировском областном краеведческом музее. Рис. Т.И. Веприковой
В покрое рукава используются «фонарики», рукав занижается книзу, получается манжет.
Вид спереди Вид сзади
Схема кофты, хранящейся в Кировском областном краеведческом музее. Застёжка сбоку, на груди кружево.
Рис. Т.И. Веприковой
Способы и формы передачи традиции. Преемственность традиции в современных условиях обеспечивается усилиями профессионального мастера Т.И. Веприковой, а также через развитие любительского творчества. Основой для восстановления технологии и изготовления костюма «парочка» служат аутентическое вещи, хранящиеся в музеях.
Справочная информация
История выявления и фиксации.
– Образцы костюма «парочка», изготовленные на территории, входящей ныне в состав Кировской области, выявлены и зафиксированы мастером народных художественных промыслов Т.И. Веприковой в ходе экспедиций 2012-2021 гг. в Белохолуницкий, Куменский, Верхошижемский, Подосиновский р-ны.
– Технология изготовления вятского костюма «парочка» зафиксирована О.В. Ходыревой в интервью с Т.И. Веприковой (Киров, ОДНТ, 22.02.2022). Данные хранятся в архиве собирателя и опубликованы в настоящей статье.
Библиография
1. Костюмы-парочки. Казачок. URL: https://ru-bratynya.livejournal.com/13873.html
2. Трушкова И.Ю. Одежда // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров, Областная писательская организация. С. 198-214
Современное состояние объекта. Технология изготовления вятской парочки в естественной среде утрачена. Традиция восстановлена, преемственность сохраняется в деятельности профессиональных и самодеятельных мастеров.
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: технология изготовления женского комплекта «парочка» передаётся и развивается в студии женских рукоделий «Матаня» КОГАУК «ОДНТ» (руководитель заслуженный мастер Кировской области Т.И. Веприкова). Под руководством Татьяны Ивановны была создана коллекция «Вятские парочки», которая была удостоена двух дипломов – за первое и второе места в Областном конкурсе «Возрождение красоты» (г. Котельнич, 2021 г.) в номинации «Традиционный костюм».
В августе 2021 г. вышел прямой эфир, в программе которого был представлен комплект «парочка» Т.И. Веприковой. «Парочки», изготовленные выпускницей студии «Матаня» Г.М. Стрелковой, были представлены на выставке «Расскажите птицы» в Народной галерее Кировского Областного Дома народного творчества (февраль 2022 г.).
Автор/составитель: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист по сохранению нематериального культурного наследия КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 12.05.2022
Видео:
1. Веприкова Т. И. «Встречают по одежке». Выпуск 1. Прямой эфир. КОГАУК «Областной Дом народного творчества». Август 2021 г. URL: https://vk.com/video/@odnt43?z=video-76680295_456239413%2Fclub76680295%2Fpl_-76680295_-2