Традиционные технологии сквозной домовой резьбы и изготовления малых архитектурных форм из дерева в Кировской области
Мастер народных художественных промыслов Кировской области, Народный мастер России, Почетный гражданин г. Кирова
Г. Я. Лопатин с супругой Г. М. Лопатиной. Колодец. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. Киров. Фото Г. Я. Лопатина, 2013 г.
Этническая принадлежность: русские
Язык: русский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Кировская обл., г. Киров, Юрьянский р-н, д. Агалаченки, Опаринский р-н, пгт. Опарино, Вятскополянский р-н, д. Нижняя Тойма.
Описание. Домовая резьба издавна была важнейшим декоративным элементом народной архитектуры Вятского края. Её использовали как в сельском, так и городском строительстве. Об этом свидетельствуют материалы экспедиций, музейные коллекции, а также сооружения, сохранившиеся до наших дней. По словам доктора искусствоведения, члена Президиума Всероссийского общества охраны памятников И.В. Маковецкого, в привятских селениях не было ни одного двора без резного декора [2].
Народное искусство домовой резьбы достигло расцвета во второй половине ХIХ века. Наибольшее распространение на Вятке получила сквозная (пропильная, прорезная) резьба. В последней четверти XIX в. она преобладала и в городе, и в деревне [3, 60]. По словам А.Г. Тинского, это объясняется тем, что уже в конце XVIII в. прибрежные районы края были хорошо обеспечены «пильным» тесом. Кроме того, этот тип резьбы отличается простотой изготовления и был доступен всем социальным слоям. Прорезная резьба менее пластична, поэтому резчики стали обращаться к моделированию – закруглять, «заоваливать» грани узора. Такая резьба привлекает своей ажурностью, лёгкостью.
Особенностью сквозной резьбы является хрупкость, поэтому в начале XX в. отдельно вырезанные элементы начали накладывать на плоскость стены – так появилась накладная резьба. Характерной особенностью вятской домовой резьбы стало совмещение прорези (пропиловки) и накладной резьбы.
Моделированная прорезь. Г. Яранск, ул. Гоголя, 26. Фото Г.Я. Лопатина. 2013 г.
Моделированная прорезь. Г. Яранск, ул. Труда, д. 43. Фото Г.Я. Лопатина. 2013 г.
Накладная резьба. Элемент домовой резьбы. Мурашинский р-н, д. Лопатины. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Ворота дома в г. Кирове, ул. Мопра, 34. 1911 г. (утрачен). Накладная резьба
Фото нач. 1990-х. Из открытых источников. URL: https://vk.com/wall-55736544_34397
Орнамент вятской архитектурной резьбы разнообразен. Мастера использовали простые геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, окружность, спираль; восходящие к язычеству солярные символы: розетки, круги с порезками-лучами, разделённые на четыре сектора в пропильной резьбе, с накладными лучами. Круг, полукружие, четверть круга со сходящимися к центру лучами были основными мотивами резьбы подкарнизных досок [2, 156].
Наличники. Опаринский р-н, пгт. Опарино, ул.Р.Люксембург. Фото Т.Н. Шипицыной. 2022 г.
Ворота с изображением солярных символов. Кон. XIX в., г. Уржум, Кировская область. «Уржумский краеведческий музей им. Н.Н. Арбузовой». Фото из фонда «Уржумского музейно-выставочного центра» Кировской области
Домовая резьба юга Кировской области отличается большим богатством и разнообразием. В Яранском, Уржумском, Кикнурском, Нолинском районах резчики активно использовали растительный орнамент, элементы вязи, использовали техники моделированной прорези и пропиловки, дополнительно обрабатывали резные элементы различными инструментами (резцами, стамесками, фрезами), достигая эффекта объёма [1].
Несмотря на неблагоприятные социокультурные условия, приводившие к сокращению числа мастеров и нарушению преемственности, интерес к традиционным технологиям домовой резьбы не угасал. В г. Кирове носителем этой традиции стал Г. Я. Лопатин (1949 г.р.), уроженец деревни Лавречи Мурашинского района Кировской области. Интерес к работе с деревом мастер унаследовал от отца. Геннадий Яковлевич создаёт объекты малых форм – беседки, ворота, колодцы, украшая их резьбой, основанной на местной традиции. Мастер занимается восстановлением утраченных образцов домовой резьбы.
В 2007 г. Геннадий Яковлевич восстановил ворота Дома-музея М.Е. Салтыкова-Щедрина по фотографии конца XIX в.
Ворота Дома-музея М.Е. Салтыкова-Щедрина. Кон. XIX в., г. Киров.
Восстановлены Г.Я. Лопатиным по фото кон. XIX в.. Фото Г.Я. Лопатина. 2007 г.
Также на территории музея были построены колодец, качели и летняя кухня, украшение которой представляет собой реконструкцию резьбы старинного дома на ул. Володарского, 2а г. Кирова, выполненной по трафаретам резьбы из реставрационной строительной фирмы «Анфилада-Р» [1]. Также в традиции вятских резчиков выполнены подзоры (резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли), причелины («крылья» – доски, прикрывающие торцы горизонтальных бревен, врезанных во фронтон), полотенце (декорированная вертикальная доска, на стыке причелин), орнамент в форме солнца.
Качели, летняя кухня. Дом-музей. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мастер Г.Я. Лопатин.
Фото Г.Я. Лопатина. 2008 г.
В резной композиции ворот Музея-усадьбы Н.Н. Хохрякова мастер повторил орнамент дома, некогда стоящего на ул. Мопра, 34 (г. Киров). Также Г.Я. Лопатин украсил резьбой дом-музей, изготовив её по фотографиям, присланным потомком художника, Павлом Хохряковым. Вятские резчики строили деревянные резные беседки. Эта традиция распространилась в городском ландшафте, в среде состоятельных сельских жителей. Деревянная беседка, построенная на территории музея-усадьбы художника Н.Н. Хохрякова, выполнена мастером по мотивам беседки, отображённой в макете благоустройства усадьбы, хранящемся в музее. В 2016 г. по фотографии была восстановлена летняя читальня Кировской Областной библиотеки им. Герцена.
Беседка. Юрьянский р-н, д. Агалаченки. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото Г.Я. Лопатина. 2005 г.
Музей-усадьба Н.Н. Хохрякова. Дом, ворота. Резьба. Мастер Г.Я. Лопатин, г. Киров. Фото Г.Я. Лопатина. 2014 г.
Беседка. Музей-усадьба им. Н.Н. Хохрякова. Мастер Г.Я. Лопатин, г. Киров. Фото Г.Я. Лопатина. 2008 г.
Летняя читальня. Кировской Областная библиотека им. Герцена. Мастер Г.Я. Лопатин, г. Киров.
Фото Г.Я. Лопатина. 2016 г.
В тех произведениях, которые не являются исторической реконструкцией, мастер самостоятельно разрабатывает композиции узоров, сочетая авторскую фантазию со сведениями, полученными в результате изучения местных памятников деревянного зодчества. Г.Я. Лопатин является Мастером народных художественных промыслов Кировской области, Народным мастером России, Почетным гражданином г. Кирова, обладателем более 80 дипломов и грамот.
Мастер домовой резьбы Н.И. Харжавин. Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма. Фото О.Н. Чепурной. 2019 г.
В д. Нижняя Тойма Вятскополянского р-на изготовлением домовой резьбы занимается Н. И. Харжавин (родился в д. Рогов Починок Кукморского р-на ТАССР в 1948 г.). Отец будущего мастера, Иван Яковлевич, был столяром. К этому промыслу с 7 лет начал приобщаться и Николай Иванович, работая с отцом в мастерской. Свои первые наличники он вырезал в 1962 г., используя самодельный инструмент. В деревню Нижняя Тойма Вятскополянского р-на семья переехала в 1963 г., где Николай Иванович вместе с отцом стал изготавливать домовую резьбу. В 1965 г. они украсили резьбой собственный дом, перевезённый в Н. Тойму из д. Рогов Починок ТАССР.
Н.И. Харжавин изготавливает резные наличники, карнизы, фронтоны, полотенца. Творчество Н.И. Харжавина основано на традиции домовой резьбы Вятскополянского р-на Кировской области, а также поселений Нижегородской и Владимирской областей. В своих изделиях мастер использует растительный орнамент.
Дом Харжавиных в д. Н. Тойма. Кировская обл., Вятскополянский р-н. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г
Мастерская Харжавиных в д. Н. Тойма. Кировская обл., Вятскополянский р-н. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Дом Н.И. Харжавина. Полотенце Полотенце
Мастер Н.И. Харжавин. Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Мастер домовой резьбы Е.Н. Мальшакова. Опаринский р-н, пгт. Опарино.
Фото Т.Н. Шипицыной. 2022 г.
На северо-западе Кировской области традицию архитектурной резьбы продолжает Нина Семеновна Плотникова (1944 г.р. Опаринский р-н, пгт. Опарино), обучившая мастерству Елену Николаевну Мальшакову (1969 г.р., Опаринский р-н, пгт. Опарино). В резьбе мастера используют геометрический, растительный орнамент, гирлянды, ориентируясь на мотивы домовой резьбы, украшавшей старые дома Опаринского р-на. Одновременно с этим они используют авторские рисунки. Материалом служит древесина ели и сосны.
Домовая резьба Н.С. Плотниковой. Опаринский р-н, пгт. Опарино. Фото Т.Н. Шипицыной. 2022 г.
Домовая резьба Е.Н. Мальшаковой. Опаринский р-н, пгт. Опарино. Фото Т.В. Тунгусовой. 2011 г.
Предметы, связанные с объектом. В процессе подготовки доски к изготовлению резьбы используют рубанок, полуфуганок, фуганок, строгальный (деревообрабатывающий) станок. Инструмент для изготовления резьбы: для сверления отверстий (коловорот, дрель), ручной лобзик, с помощью которого выпиливается резьба. Сегодня для выпиливания резьбы мастера используют современный инструмент (электродрели, вертикальный сверлильный станок перьевые сверла). Ранее для этого использовались ножовки. Заготовка при этом закреплялась с помощью специального станка. Для обработки кромки изделия используют шлифовальную машинку, резцы.
Коловорот мастеров Лопатиных. Мурашинский р-н, кон. XIX в.
Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фото О.В. Ходыревой
Дрель мастеров Лопатиных. Мурашинский р-н, кон. XIX в.
Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Выпиливание резьбы с помощью ножовки. Н.И. Харжавин. Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Свёрла из мастерской Н.И. Харжавина. Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма.
Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Техники/Технологии, связанные с объектом. Рисунок на доску наносится карандашом. Мастера использует шаблоны собственного изготовления.
Нанесение рисунка на доску. Мастер Н.И. Харжавин. Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма.
Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Далее мастер выпиливает рисунок дрелью и лобзиком. На заключительном этапе изделие шлифуется.
Выпиливание элемента рисунка дрелью. Мастер Н.И. Харжавин.
Кировская обл., Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма. Фото О.В. Ходыревой. 2022 г.
Изготовление домовой резьбы: от шаблона к готовому изделию. Мастер Г.Я. Лопатин, г. Киров.
Фото О.В. Ходыревой, 2022 г.
Технология изготовления малых архитектурных форм (беседок). Строительство начинается с проектирования конструкции, которая может иметь шестигранную, восьмигранную, квадратную или прямоугольную форму. Конструкция крыши двухскатная, четырёхскатная или шатровая.
Этапы строительства: подготовка площадки для строительства, изготовление фундамента, как правило, столбчатого (из блоков, кирпича или бетона), гидроизоляции, укладка нижней обвязки с балками пола, установка колонн (стоек) строго вертикально с использованием отвеса или уровня. Колонны фиксируются укосинами. Далее производится монтаж верхней обвязки, укладка досок пола, монтаж стропильной системы, укладка досок крыши, монтаж средней обвязки (перил) и установка балясин. Для создания жесткости конструкции беседки устанавливаются резные кронштейны. Производится монтаж подзоров и укладка кровельного материала крыши.
Устройство столбчатого фундамента. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото Г.Я. Лопатина, 2008
Монтаж нижней обвязки беседки. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото Г.Я. Лопатина, 2008
Монтаж колонн (стоек) и верхней обвязки. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото Г.Я. Лопатина, 2010
Установка укосин и монтаж стропильной системы, укладка досок пола. Мастер Г.Я. Лопатин.
Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2010 г.
Изготовление верхней обвязки и стропильной системы шатровой крыши. Мастер Г.Я. Лопатин.
Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2007
Заготовка элементов (досок) крыши. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2008
Заготовка элементов крыши. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2020
Установка укосин и монтаж стропильной системы. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2000
Укладка элементов (досок) крыши. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2008
Монтаж средней обвязки (перил) и установка балясин. Мастер Г.Я. Лопатин. Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2008
Установка резных кронштейнов для создания жёсткости конструкции беседки. Мастер Г.Я. Лопатин.
Фото из личного архива Г.Я. Лопатина, 2008
Способы и формы передачи традиции: мастерство домовой резьбы передаёт своим ученикам Г.Я. Лопатин.
Справочная информация
История выявления и фиксации. Памятники народного деревянного зодчества Кировской области выявлены и зафиксированы архитектором, доктором искусствоведения И.В. Маковецким в ходе экспедиций 1950-х гг. (Институт истории искусств АН СССР) в области Верхнего Поволжья и Русского Севера [2].
Экспедиции с целью изучения истории и современного бытования технологий домовой резьбы Народного мастера России Г.Я. Лопатина (2010, 2013, 2014 гг.) в Яранский, Уржумский, Кикнурский, Нолинский, Сунской, Юрьянский, Сунской р-ны Кировской области. Материалы хранятся в архиве собирателя и переданы в фонд Дома-музея им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Интервью с мастерами домовой резьбы Н.И. Харжавиным (Вятскополянский р-н, д. Н. Тойма, 2022 г.), Народным мастером России Г.Я. Лопатиным (г. Киров, 2022 г.). Собиратель: методист отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ» О.В. Ходырева, данные хранятся в архиве отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ»; Ниной Семеновной Плотниковой (Опаринский р-н, пгт. Опарино). Собиратель: директор МКУК «Опаринский краеведческий музей» Т.Н. Шипицына. Данные хранятся в архиве МКУК «Опаринский краеведческий музей», отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
Библиография:
1. Гилязева О. Кировчанин украшает город уникальными беседками и резными наличниками. // Комсомольская правда. 21.07.2022. URL: https://www.kirov.kp.ru/daily/27421/4620655/
2. Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье. М.: Изд-во Акад. наук СССР , 1962. 338 с.
3. Тинский А.Г. Архитектурная резьба по дереву // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура. Киров, ГИПП «Вятка», 1996. С. 55-63
Видео: «Кружево деревянное» Геннадия Лопатина в доме-музее Салтыкова-Щедрина. ГТРК Вятка. М. Поварницына. 2014 г. URL: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/19107-vystavka-gennadiya-lopatina-kruzhevo-derevyannoe-v-kirovskom-dome-muzee-saltykova-schedrina.html
Современное состояние объекта: удовлетворительное (бытование в реконструированной и осовремененной формах).
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры. В Доме-музее М.Е. Салтыкова-Щедрина открыта выставка Г.Я Лопатина, посвященная истории домовой резьбы Вятского края. Сам резчик на территории музея регулярно проводит мастер-классы.
Автор: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологи, методист по сохранению объектов нематериального культурного наследия сектора методической деятельности отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».
Дата публикации: 07.12.2022