Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области
Категория объекта: традиционные технологии / техники
(изготовление музыкальных инструментов)
Этническая принадлежность: русские, луговые марийцы
Язык: русский, марийский
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Санчурский, Яранский, Тужинский, Кикнурский, Пижанский, Арбажский районы Кировской области
Описание: Закономерность формирования традиции кустарного изготовления гармоник на территории юго-западных районов Кировской области была обусловлена общим распространением промысла. Влияние на местную традицию могли оказать крупные центры по изготовлению гармоник – центрально-вятские и нижегородские. В локальной традиции названия инструментов происходят от фамилий известных мастеров-изготовителей Румянцевых и Колеватовых – соответственно румянцевская и колеватовская гармоники.
Центры промысла по изготовлению румянцевских гармоник располагаются в Санчурском и Яранском районах. Румянцевская династия появилась примерно в конце XIX века, в деревне Денисово Санчурского района. В этой династии было четыре поколения мастеров. Основал династию сын лапотника, Георгий Логинович Румянцев. Он выписал немецкое пианино, фисгармонию, организовал сборку и настройку гармоник в домашних условиях. Большинство кустарных гармоник румянцевской школы, зафиксированных в ходе экспедиций на территории Яранского района, были изготовлены Александром Георгиевичем Румянцевым (1911–1998). Колеватовские гармоники производились в Тужинском районе.
Общими для румянцевской и колеватовской гармоник являются основные конструктивные особенности – количество клавиш на двухрядной правой клавиатуре (21 или 23), раскладка левой клавиатуры (12 клавиш, «угловая раскладка»). Различия между инструментами обнаруживаются во внешней отделке. В декорировании румянцевской гармоники используют растительный орнамент, колеватовской – геометрический. Различаются виды гармоники дополнительными устройствами. На колеватовской гармонике – это кнопка спуска воздуха, дополнительные звуки («кукушка» или «гудок»), на румянцевской — «колокольчик» (звонок), который звучит при нажатии на кнопки аккордов.
Еще один признак, отличающий колеватовскую гармонику от румянцевской, – это использование на некоторых инструментах заёмной механики. Она представляет собой группу рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков. При нажатии на одну клавишу правой клавиатуры поднимаются сразу несколько клапанов; при этом одновременно могут звучать голоса, настроенные не только в октаву, но и в квинту или другой интервал.
Важной особенностью звучания колеватовской гармоники является настройка «в розлив». По словам мастера по ремонту кустарной гармоники Н.И. Махнёва из посёлка Тужа, «когда все планки играют в унисон, пусть три октавы, они настроены чётко — вот особенно баяны и фабричного производства гармошки. А кустарная, почему она так сочно звучит? Потому что там одна или две планки настраивались немножко неточно, или повыше чуть-чуть на какую-то долю тона, или пониже».
Отличия в характере звучания инструментов были связаны с тем, что румянцевские гармоники настраивались в более высокой тесситуре, чем колеватовские. Народные исполнители часто упоминают об этом различии: по их мнению, колеватовские гармоники звучат «грубо», «объёмно», а румянцевские «звонко», «резко». Гармонист А.А. Летунов из села Знаменка Яранского района, рассуждая о различиях колеватовских и румянцевских инструментов, отмечает: «Эта гармонь [румянцевская] не домашняя, она уличная… а вот колеватовская – она домашняя, она тихонько играет».
По материалам экспедиционных исследований, инструменты, изготовленные в «румянцевской» традиции, настроены в тональностях Ми-мажор или в ближайших (Фа-мажор, Фа-диез-мажор, Ми-бемоль-мажор), а колеватовские — в тональностях Си-бемоль-мажор, Си-мажор, До-диез-мажор.
Для описания строя инструмента в качестве основной выбрана тональность румянцевской гармоники — Ми-мажор. Количество клавиш на правой клавиатуре (23 или 21) определяет диапазон инструмента. Высота извлекаемых звуков не зависит от направления движения меха. Единственная хроматическая ступень звучит при нажатии на самую верхнюю (по расположению) клавишу первого ряда. Принцип построения звукорядов на правой клавиатуре терцовый.
Суммарно оба ряда правой клавиатуры образуют диатонический звукоряд (с одним хроматическим звуком) в объёме от ми малой октавы до ми третьей октавы. На инструментах с 21 клавишей звукоряд заканчивается на «до» третьей октавы.
Левая клавиатура румянцевской гармоники также двухрядная — по три пары кнопок в обоих рядах. Каждая пара кнопок — это бас и аккорд к нему.
Особенностью румянцевской и колеватовской гармоник, отличающей их от заводских хромок с раскладкой клавиатуры 23х12 и 25х25, является своеобразная раскладка левой клавиатуры, при которой гармонические функции одной тональности находятся в разных рядах. Подобная раскладка впервые была описана А.А. Мехнецовым. Как пишет автор, «на каждом из рядов басы располагаются не в квартовой последовательности, как это принято на хромках, на всех старинных типах гармоник и на баянах, а немного иначе, образуя два “скрытых” трезвучия» [5, с. 46]. Для румянцевской гармоники — это трезвучия «ми — соль-диез — си» (первый ряд) и «фа-диез — ля — до-диез» (второй ряд). В традиции Яранского района такая раскладка называется «угловой», а квартовая раскладка заводских гармоник называется «дольной».
На румянцевской гармонике можно играть в трёх тональностях: двух мажорных (Ми-мажор и Си-мажор) и одной минорной (до-диез-минор). Каждая из трёх тональностей связана с игровой позицией левой руки, которая зависит от положения тоники. При игре в тональности Си-мажор доминантовый аккорд оказывается минорным. Эта особенность также отражена и в правой клавиатуре, где отсутствует звук ля-диез. Данная конструктивная особенность придаёт наигрышам, исполняемым в тональности Си-мажор, своеобразный колорит (миксолидийский лад).
Промысел по изготовлению гармоники был делом семейным и не вышел на следующий артельный, заводской уровень организации труда. Основную работу по изготовлению планок, резонаторов, настройке инструмента, изготовлению механики, корпуса, инкрустацию и конечную сборку инструмента мастер производил сам от начала до конца. Жёны и дети мастеров могли помогать при изготовлении и склейке меха. Данный способ организации труда и дальнейшее обслуживание инструмента (мелкий ремонт, подстройка) одним мастером стали причиной того, что почти все детали гармоники были съёмные.
Кустарное производство гармоник на территории юго-западных районов Кировской области, с одной стороны, имеет свою специфику (раскладка левой клавиатуры, внешнее оформление). С другой стороны, прослеживаются связи этих гармоник с инструментами других конструкций, которые имели распространение ранее. Такие детали как «колокольчик», «кукушка», вероятно, были унаследованы от тальянки. Сам корпус и механика инструмента, возможно, могли быть заимствованы у «венской» гармоники (хотя для этого вида инструмента характерны другая настройка и раскладка клавиатур).
Предметы, связанные с объектом
Румянцевская восьмипланочная кустарная гармоника из г. Яранская Мастер: А.Г. Румянцев.
Фото М.С. Голубевой. 2010 г.
Гармонь кустарная Румянцевская
Гармонь мастеров Колеватовых из Тужинского р-на Кировской обл.
Довоенная восьмипланка с четырьмя лежачими планками
Гармонь мастеров Колеватовых из Тужинского р-на Кировской обл.
Довоенная восьмипланка с четырьмя лежачими планками. Ремень для левой руки (басовый)
Гармонь мастеров Колеватовых из Тужинского р-на Кировской обл.
Довоенная восьмипланка с четырьмя лежачими планками. Правая клавиатура
Гармонь мастеров Колеватовых из Тужинского р-на Кировской обл.
Довоенная восьмипланка с четырьмя лежачими планками. Клапаны правой клавиатуры
Гармонь мастеров Колеватовых из Тужинского р-на Кировской обл.
Довоенная восьмипланка с четырьмя лежачими планками. Механика левой клавиатуры
Техники/Технологии, связанные с объектом. Румянцевские и колеватовские мастера в основном изготавливали инструменты двух моделей. Одна из них — это шестипланочные гармоники. Шестипланочные инструменты отличались тем, что на них шли более дешевые материалы, а декор инструмента был скромнее, чем на восьмипланочных инструментах. Голосовых планок в таких инструментах было шесть (по три на каждый ряд гармоники), то есть при нажатии на одну клавишу звучало три голоса, настроенных в унисон в разных октавах. Басовых планок также шесть.
Основной моделью, которую изготавливали румянцевские мастера, можно считать восьмипланочные инструменты. При изготовлении восьмипланочных инструментов использовались самые дорогие материалы, к таким инструментам предъявлялись самые высокие требования. Восьмипланочные гармоники были своеобразной маркой мастера. Способность изготовить такой инструмент свидетельствовала о зрелости, высоком профессионализме мастера.
Строй инструмента и количество планок могли зависеть от пожелания заказчика. Например, гармонь А.А. Летунова, изготовленная Александром Георгиевичем Румянцевым в 1980 году по просьбе его отца, настроена иначе, чем стандартные гармони, а в басах установлена дополнительная планка: «Здесь баса усиленные по просьбе моего отца. Она не стандартная гармошка. Потому что простые стандартные — они идут пониже. И когда по деревне идут, а девки были визгливые, громко пели, и не слышно было. Вот он заказал, чтобы погромче сделал. Он добавил одну планочку и на баса тоже».
Существует два варианта изготовления корпуса кустарной гармоники. Первый вариант — цельный корпус, то есть каждая из двух частей корпуса состоит из одного бруска. Такой способ изготовления корпуса использовался всеми мастерами румянцевской школы, он является общепринятым (в том числе и на гармониках заводского производства). Второй вариант встречается в основном в восьмипланочных инструментах, изготовленных Александром Георгиевичем Румянцевым и в инструментах колеватовской школы. Особенность этого варианта заключается в том, что каждая из частей корпуса (правая и левая) состоит из двух брусков, узкого и широкого. При этом широкий брусок является основой корпуса, в которой расположены деки и резонаторы инструмента, а узкие бруски образуют составную частью меха (то есть мех крепится к ним). Каждый из двух вариантов изготовления корпуса связан со своеобразным принципом соединения корпуса и меха инструмента. Цельный корпус соединяется с мехом напрямую, а при применении составного корпуса соединяются основной брусок и узкий.
В колеватовской гармонике гриф всегда устанавливается ближе к груди играющего, в то время как в румянцевских гармониках встречаются два варианта установки грифа. Использование того или иного варианта зависит от расположения голосовых планок и клапанов. Если гриф установлен по центру правого корпуса, то клапаны и соответственно планки первого ряда клавиш расположены ближе к лицевой стороне корпуса инструмента, а клапаны и голосовые планки второго ряда расположены ближе к тыльной стороне корпуса. Если гриф находится ближе к груди играющего (как на заводских гармониках), клапаны и голосовые планки обоих рядов кнопок расположены в два ряда, ближе к лицевой стороне корпуса инструмента.
Корпус инструмента изготавливался из ольхи, правая клавиатура, резонаторы («коньки» по народной терминологии), клапаны — из берёзы. На мех использовали нулевой картон, «шинки» (детали, расположенные между «боринами» меха) были из кожи. Планки цельные изготавливались из листовой латуни, на голоса шла легированная мелкозернистая сталь. Для механики правой и левой клавиатуры использовалась проволока.
Внешняя отделка инструмента: уголки меха, углы корпуса, петли, соединяющие корпус инструмента и мех — также изготавливались из латуни или нержавеющей стали (в редких случаях уголки меха могли быть сделаны из обычной стали, которая подвержена ржавчине).
Обычно в работе использовался столярный клей. Материалы для изготовления инструментов заготавливались самим мастером, но некоторые из них (голосовая сталь, кожа для «шинок») по договорённости доставлялись из Армавирской фабрики музыкальных инструментов (по другим сведениям — из Ленинграда).
Мастера румянцевской гармоники не ставили на своих инструментах клейма или другого опознавательного знака. Признаками принадлежности гармоники к румянцевской традиции считаются её внешняя отделка и качество звука. В декоре инструмента присутствует растительный орнамент (центральный мотив рисунка — цветы: «колокольчики», «васильки»), выполняемый в технике инкрустации, для которой используется речной перламутр. По воспоминаниям В.П. Румянцева, записанным В.П. Егошиным, наличие определённого рисунка могло быть признаком того, что гармонику изготовил тот или иной мастер. На большинстве инструментов есть надписи «Оркестр», «Фокстрот», «Концерт». На тыльной стороне правой клавиатуры некоторых инструментов установлена пластинка из латуни, на которой выгравирован рисунок цветка. Внешние детали румянцевской гармоники — уголки меха, петли, соединяющие корпус и мех инструмента, углы корпуса, на более старых инструментах изготавливались из латуни (реже — из меди). На гармониках, изготовленных Александром Георгиевичем Румянцевым в более позднее время (в 80-е, 90-е, годы ХХ века), внешние детали выполнены из нержавеющей стали.
Для декорирования инструментов, выполненных в «колеватовской» традиции, характерен геометрический орнамент. Центральной фигурой в оформлении «колеватовской» гармоники является «полумесяц».
Способы формы передачи традиции. Учениками «румянцевской» и «колеватовской» школ были не только близкие родственники, представители династий, но и их ученики, изготовлявшие свои инструменты по канонам сложившихся традиций. Одни ученики проходили обучение и перенимали навыки непосредственно от мастера, а другие делали копии инструментов известных мастеров. В настоящее время преемственность традиции прервана.
История выявления и фиксации. Традиции изготовления румянцевской и колеватовской гармоник и игры на них на территории юго-западных районов Кировской области были выявлены в ходе комплексной экспедиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова под научным руководством Г.В. Лобковой и И.Б. Тепловой летом 2010 года. Летом 2011 года бытование кустарной гармоники было зафиксировано в Арбажском районе Кировской области. Дополнительный материал был собран зимой 2012 года в Кикнурском районе в процессе работы специализированной экспедиции, целью которой был сбор информации о бытовании кустарных гармоник.
Экспедиции: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Год, собиратели: 2010 — И.Б. Теплова, Г.В. Лобкова, 2011 — Г.В. Лобкова, 2012 — А.В. Полякова, С.В. Булкин, Д.В. Изотов. Место фиксации: Кировская область, Санчурский район, город Санчурск, сёла Ихта, Сметанино, деревни Агафоново, Козин; Тужинский район, посёлок Тужа, деревня Колеватово; Кикнурский район, село Потняк; Яранский район, город Яранск, село Кугалки.
Место хранения: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Фольклорно-этнографический центр имени А.М. Мехнецова (Архив ФЭЦ СПбГК). Основной аудиофонд (ОАФ). Основной видеофонд (ОВФ). Основной Фотофонд (ОФФ). Коллекции 267 (2010 г., лето), 280 (2011 г., лето), 285 (2012 г., зима).
Современное состояние объекта. Гармоники румянцевской школы производились вплоть до 1990-х годов и в настоящее время исправны и настроены. Популяризацией румянцевской гармони занимается котельнический музыкант Всеволод Егошин. Ныне живущие мастера занимаются ремонтом гармоник. Промысел в состоянии затухания.
«Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области» внесены в Каталог нематериального культурного наследия РФ.
Источники информации:
1. Комичев А. Гармонь для всех. URL: https://vk.com/wall-14170646_112961
2. Песня – от Егошиных, гармонь – от Румянцевых // Марийская правда. 27.09.2012. URL: https://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/pesnya-ot-egoshina-garmon-ot-rumyantzevyh/
3. Региональные гармоники России // Официальная группа "Русская гармонь". URL: https://vk.com/wall-34965736_1312
4. Сапожников А.Ф., Фокин В.Г. Вятская гармоника. Н. Новгород, 1991
5. Мехнецов А.А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / Науч. ред. И.С. Попова. Вологда, 2005
6. Мехнецова К. А., Изотов Д. В. Румянцевская гармоника в традиционной культуре Кировской области / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Саратов : Амирит, 2020. 72 с.
7. Мирек А.М. И звучит гармоника. М., 1979
8. Мирек А.М. Гармоника: Прошлое и настоящее: Научно-историческая энциклопедическая книга. М., 1994
9. Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti
Видео из архива Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. URL: https://www.culture.ru/objects/3451/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-garmoniki-na-territorii-yugo-zapadnykh-raionov-kirovskoi-oblasti
1. Изготовление резонатора. Кировская обл., Кикнурский р-н, Потняковское с/п. Народный мастер Мотовилов А.А.
2. Изготовление уголка для корпуса румянцевской гармоники. Кировская обл., Яранский р-н, г Яранск. Народный мастер Охотников А.Г.
Составитель: О.В. Ходырева, методиста КОГУАК «ОДНТ»
Дата публикации: 07.12.2021