Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.11.2024
Обучающая лаборатория «Волонтёры культуры: путь к мастерству» пройдёт в Белой Холунице 12 ноября
Читать далее…

Новости из районов

19.11.2024
День народного единства в Белорецке
Читать далее…

Итоги конкурсов

22.11.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Традиционный рецепт приготовления колобов («вятских блинов») в Свечинском районе

 

Хранитель традиционного рецепта приготовления колобов Е.А. Парфёнова.

Свечинский р-н, пгт. Свеча. Фото Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Этническая принадлежность: русские

Язык: русский

Конфессиональная принадлежность: православие

Места бытования: Свечинский  р-н, деревня Бурковы

Описание. Свечинский р-н, входивший до 1929 г. в состав Котельнического уезда Вятской губернии, осваивали выходцы из Новгородского и Галичско- Суздальского княжеств. До 1552 г. эти земли в верховьях р. Ветлуги  заселяли марийские племена, массовое переселение сюда русских началось после завоевания Иваном Грозным  Казани. Первым русским населенным пунктом на свечинской земле считается д. Мулинская (совр. д. Мулы).  

Среди дошедших до нас традиций повседневной культуры местного населения – выпекание колобов, которые были достаточно распространённым в Свечинском р-не блюдом деревенской кухни. Местное население колобами называет приготовленные на опаре оладьи, также известные в Вятском крае как «вятские блины». Колобы пекли в дд. Бурышата,  Дубилёнки, Кроты, Коротаевы, Русачёнки,  Высокая, Содом Свечинского р-на. Как правило, их готовили к завтраку, но однозначного соответствия конкретному времени не было. Уроженка д. Мулы Круглыжского сельского совета Валентина Алексеевна Юдинцева (1966 г.р.) сообщила, что её мама Дарья Ипатовна готовила колобы в зимнее время в выходные дни.

Это быстрое в приготовлении,  сытное и вкусное блюдо. Есть колобы было принято  горячими со сметаной (в т. ч. мороженой), яйцом, сваренным всмятку, рыжиками,  с маслом «комком» (снятые сливки, томлёные в русской печи), с топлёным сливочным маслом, которое также смешивали с яйцом всмятку.  Дети любили есть колобы со сладкой водичкой и вареньем.

Традиция приготовления колобов напрямую связана с выпеканием хлеба, который в деревне всегда готовили сами, рационально совмещая процесс выпечки хлеба с приготовлением сытного блюда для завтрака. К выпеканию хлебов готовились с вечера – ставили квашню (опару) на закваске (части оставшегося на стенках и дне посуды теста, замешанного ранее). За ночь тесто поднималось («подходило»), часть теста брали для выпечки колобов, в другую часть подмешивали муку и формировали хлеб. Далее его на некоторое время оставляли, приступая к подготовке теста для колобов.

Муку могли использовать как ржаную, так и пшеничную, которую мололи в колхозе на мельнице или элеваторе. Печь растапливали рано утром,  в  5-6 часов. Когда дрова прогорали, на угли ставилась сковорода, которая смазывалась куриным «крылышком» (пером). Большой деревянной ложкой разливалось тесто на 4 колобка (оладьи). Снизу колобы пеклись от жара углей, догоравших в печи, а сверху подрумянивались. Готовые колобы доставали из печи, куда отправляли ранее сформированный хлеб.

Ольга Юрьевна Юферева (Сметанина, 1969 г.р.) узнала рецепт колобов от своей бабушки Некрасовой Любови Григорьевны, проживавшей в д. Содом Юмского сельского совета (Свечинский р-н). Она вспоминает, как в детстве, вместе с сестрой приезжала к бабушке на выходные из районного центра. Бабушка пекла колобы, чтобы угостить, порадовать внучек. Русскую печь бабушка, как правило, затопляла березовыми дровами. После того как дрова прогорали, крупные угли отодвигали кочергой, а на мелкие ставили сковородку (иногда таганок). Когда сковорода нагревалась, её смазывали  с помощью куриного крылышка топлёным маслом. Масло  Любовь Григорьевна делала сама.

Тесто замешивали мутовкой (предмет кухонной утвари для взбалтывания, интенсивного перемешивания, размешивания или взбивания вручную различных жидкостей и смесей). Половником (черпаком) тесто разливали на 2 – 4 «колобка» и ставили в печь на угли. Сковороду периодически   поворачивали, чтобы колоба готовились равномерно.

Сегодня колоба по традиционному рецепту с применением русской печи готовят Светлана Аркадьевна Рогачева (1962 г.р., Свечинский р-н, д. Бурковы), рецепт ею получен от мамы, Надежда Дмитриевна Белкина, Парфёнова Елена Анатольевна (1971 г.р.), также получившая рецепт от матери.

Предметы, связанные с объектом. Кухонная утварь: русская печь, большая миска для теста, чугунная сковородка, сковородник  (крючок на рукоятке для захватывания горячей сковороды), половник (большая  разливная ложка, с длинной ручкой), миска для испечённых колобов. Сковороду иногда заменял таганок – приспособление в виде небольшого металлического обруча на  ножках, служащее подставкой для посуды  при приготовлении пищи на открытом огне. Для смазки сковородки применяли «пёрышко» – куриное перо или несколько перьев, связанных в пучок.


Русская печь, сковорода, сковородник. Свечинский р-н, пгт. Свеча. Фото Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Домашняя утварь для выпекания колобов: миска для приготовления теста, лопатка, перья. Свечинский р-н, пгт. Свеча.

Фото Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Техники/Технологии, связанные с объектом. Рецепт приготовления колобов: с вечера ставится опара в тёплом тёмном месте. Для опары смешивают дрожжи, пшеничную муку, сахар, тёплую воду. Утром замешивается тесто: к опаре добавляют соль, сахар, воду, муку (замешивают до густоты сметаны). Готовое тесто оставляют на несколько часов в тёплом месте (у печи), чтобы оно «подошло». Сковороду перед выпеканием разогревают в растопленной печи. Е.А. Парфёнова одновременно с этим во второй сковороде растапливает сало для смазывания сковороды, предназначенной для выпекания колобов. На разогретую и смазанную салом (маслом) сковороду наливают ложкой (половником) подошедшее тесто. Чтобы тесто не прилипало, ложку смачивают водой. Сковороду отправляют в печь и выпекают колобы.

Традиционный рецепт приготовления колобов. Тесто оставляли в тёплом месте. Е.А. Парфёнова.

Свечинский р-н, пгт. Свеча.  Запись экрана. Видео Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Традиционный рецепт приготовления колобов. Смазывание горячей сковороды пером. Е.А. Парфёнова.

Свечинский р-н, пгт. Свеча. Запись экрана. Видео Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Традиционный рецепт приготовления колобов. Подготовка к выпечке. Е.А. Парфёнова.

Свечинский р-н, пгт. Свеча.  Запись экрана. Видео Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Традиционный рецепт приготовления колобов. Выпекание в печи. Е.А. Парфёнова.

Свечинский р-н, пгт. Свеча. Фото Н.Н. Путинцевой. 2022 г.

Способы и формы передачи традиции: традиционный рецепт передаётся из поколения в поколение по женской линии.

Справочная информация

История выявления и фиксации: традицию бытования и рецепт приготовления колобов в Свечинском р-не зафиксировала заведующая Информационно-методическим центром филиалом МКУК «Свечинская КС» Н.Н. Путинцева  (2022 г.). Место сбора данных: пгт. Свеча. Информаторы: Рогачева (Белкина) Светлана Аркадьевна (1962 г.р., Свечинский р-н, д. Бурковы), Огаркова (Шведова) Лариса Евгеньевна (1971 г.р.),  Юферева (Сметанина) Ольга Юрьевна (1969 г.р.), Юдинцева (Кокоулина) Валентина Алексеевна (1966 г.р.), Парфёнова Елена Анатольевна (1971 г.р., проживает в д. Рыбаковщина, Свечинский р-н, род. в с. Соловецкое, Шабалинский р-н).

Современное состояние объекта: риск утраты традиции выпекания колобов связан с исчезновением из домашнего хозяйства русских печей. Колобы, которые сегодня готовят в духовке, по вкусовым качествам  и внешнему виду отличаются от традиционных. Также нарушение традиционного рецепта связано с применением в современных условиях быстродействующих («сухих») дрожжей.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: краеведческим отделом Центра культуры и досуга – филиалом МКУК «Свечинская КС» разработана и проводится детская познавательная программа с дегустацией «Вятские колобы».

Детская программа «Вятские колобы». Центр культуры и досуга – филиал МКУК «Свечинская КС». 2022

Авторы: Ходырева Ольга Владимировна, кандидат культурологии, методист по сохранению объектов нематериального культурного наследия сектора методической деятельности отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ».

Дата публикации: 30.12.2022